Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, закрепить ее, проверить уровень усвоения.
Задачи урока:
1. Образовательные:
- добиться усвоения учащимися понятий: “алкины”, “тройная связь”;
- способствовать закреплению следующих понятий: “гомологи”, “гомологический ряд”, “гомологический разность”, “изомеры”;
- продолжить совершенствование химического языка учащихся через использование химической терминологии и номенклатуры;
- создать условия для осуществления внутрипредметных связей (на примере гибридизации);
2. Воспитательные:
- продолжить развитие научного мировоззрения учащихся по средствам познаваемости мира, раскрытия закона диалектики (перехода количества в качество) на примере зависимости физических свойств алкинов от числа атомов углерода в составе;
- способствовать эстетическому воспитанию учащихся через аккуратное оформление записей на доске и в тетради;
- способствовать формированию навыков поведения учащихся в коллективном труде на примере работы в группах по моделированию;
3. Развивающие:
- способствовать развитию внимания и памяти учащихся;
- развивать познавательный интерес учащихся и их наблюдательность через проведение демонстрационного эксперимента;
- продолжить развитие устной речи учащихся при ответах у доски;
- продолжить развитие абстрактного мышления учащихся (моделирование молекул алканов, алкенов, алкинов), приемов логического мышления на примере сравнения (углерод-углеродных связей в алканах, алкенах, алкинах), анализа (при выведении общей формулы алкинов), умений делать выводы (по строению алкинов).
Тип урока: комбинированный.
Структура урока:
- Организационный момент
- Целеполагание и мотивация
- Актуализация знаний
- Формирование представлений о системе новых знаний и осознание новой учебной информации учащимися
- Закрепление материала
- Подведение итогов, запись домашнего задания
Методы урока: объяснительно-иллюстративные (беседа, объяснение с демонстрацией опытов и средств наглядности, выполнение типовых заданий).
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.
Оборудование и реактивы:
- наборы для шаростержневого моделирования (4 шт.);
- колба Вюрца с пробкой;
- штатив с лапкой;
- резиновая трубка;
- стеклянная трубка;
- химический стакан;
- пробирка (2 шт.);
- штатив для пробирок;
- спички;
- мокрая тряпка;
- дистиллированная вода;
- карбид кальция (кусочки);
- раствор перманганата калия;
- бромная вода.
Организация класса
На перемене учитель проверяет готовность класса к уроку: чистоту, наличие мела и тряпки. Делает записи на доске, готовит необходимое для урока оборудование.
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Организационный момент | Приветствует класс, проверяет готовность учащихся к уроку: наличие тетрадей, письменных принадлежностей, порядок на рабочих местах. Настраивает учащихся на работу. |
Приветствуют учителя, настраиваются на работу. |
2. Целеполагание и мотивация | Называет тему урока, обращая внимание на важное значение данного класса органических соединений для многих сфер жизни человека. Просит учащихся сформулировать цель урока. |
Слушают и воспринимают тему урока, формулируют цель урока. |
3. Актуализация знаний | Предлагает учащимся решить задачу на нахождение молекулярной формулы углеводорода. С помощью вопросов предлагает учащимся вспомнить материал прошлых уроков: 1. Что такое предельные углеводороды? 2. Что такое непредельные углеводороды? 3. Что такое кратные связи? Слушает внимательно ответы учащихся, побуждает их исправлять ошибки, недочеты друг друга. Оценивает готовность учеников к восприятию нового материала. Просит учащихся записать на доске структурную формулу углеводорода, молекулярная формула которого C2H2 (ответ задачи), исходя из основных положений теории строения органических веществ Бутлерова. |
Учащиеся решают задачу, называют ответ. Отвечают на вопросы, дополняют друг друга, исправляют ошибки. Проверяют свою готовность к усвоению нового материала. Записывают на доске структурную формулу углеводорода. |
4. Формирование преставлений о системе новых знаний, осознание учащимися новой учебной информации |
I. Сообщает учащимся, что соединение, структурная формула которого изображена на доске, называется ацетилен, и он является простейшим представителем алкинов. Предлагает учащимся попытаться дать определение алкинов. Внимательно слушает ответы учащихся, побуждает их исправлять ошибки, недочеты друг друга. Сообщает учащимся общую формулу алкинов, записывает ее на доске. |
Записывают название вещества. Формулируют определение алкинов, исправляют, дополняют друг друга, записывают определение и общую формулу в тетрадь. |
Формирует представление о строении алкинов на примере ацетилена (по схеме): - тип гибридизации - валентный угол - длина связи - форма молекулы - энергия связи. |
Учащиеся воспринимают информацию, наблюдают за рассказом учителя по схемам, рассказывают сами. |
|
Сообщает учащимся информацию об изменении электроотрицательности атома углерода в зависимости от типа гибридизации. На основе этого объясняет способность замещения атома водорода на металл у алкинов с концевой связью Предлагает учащимся составить таблицу по сравнению связей в алканах, алкенах, алкинах по следующим характеристикам: - тип гибридизации - валентный угол - длина связи - форма молекулы - энергия связи - характерный тип реакции. Создает условия для обсуждения результатов работы, побуждает учащихся исправлять ошибки и недочеты друг друга. Предлагает учащимся смоделировать молекулы этана, этена, этина, работая в группах. |
Учащиеся воспринимают информацию, делают записи в тетрадях. Составляют таблицу, обсуждают результаты, исправляют ошибки и недочеты свои и друг друга. Разбиваются на группы, моделируют молекулы этана, этена, этина. |
|
Предлагает учащимся на основе строения сравнить свойства алканов, алкенов и алкинов, а также ответить на вопросы: 1. Какие из этих углеводородов вступают в химические реакции активнее? Выслушивает мнения учащихся, повторяет их, направляет учеников на правильный ответ. Предлагает учащимся вспомнить, с какой скоростью протекают реакции у алкенов, сравнить ее со скоростью реакции для алкинов. Демонстрирует опыт по получению ацетилена и обесцвечиванию раствора перманганата калия(см. приложение). Задает вопросы по ходу эксперимента по поводу того, что наблюдается. 2. Можно ли с помощью бромной воды отличить алкены от алкинов? Выслушивает мнения учащихся, повторяет их, направляет учеников на правильный ответ. Демонстрирует опыт по обесцвечиванию бромной воды и горению ацетилена (см. приложение). Предлагает учащимся отметить результаты опытов (изменение окраски раствора, цвет пламени). Записывает уравнения реакций на доске. Предлагает учащимся самостоятельно расставить коэффициенты в уравнении реакции окисления ацетилена перманганатом калия. Проверяет правильность расстановки коэффициентов. |
Сравнивают свойства на основе строения, отвечают на вопросы, выдвигая свои гипотезы. Отстаивают свои ответы, приходят к правильному ответу. Наблюдают за ходом эксперимента, отвечают на вопросы учителя. Сравнивают скорости химических реакций алкенов и алканов, делают вывод о том, что алкены активнее вступают в химические реакции, чем алкены, а также о том, что с помощью бромной воды нельзя отличить друг от друга алкены и алкины. Записывают выводы и уравнения реакций в тетради, расставляют коэффициенты, корректируют их, исправляют. |
|
II. Способствует тому, чтобы учащиеся вспомнили, что такое: - гомологи - гомологический ряд - гомологическая разность - изомеры - чем отличаются изомеры от гомологов. Предлагает учащимся составить гомологический ряд алкинов, начиная с этина. |
Учащиеся дают определения, поправляют, дополняют друг друга. Составляют гомологический ряд алкинов, поправляют друг друга. |
|
III. Формирует у учащихся знания о номенклатуре алкинов. Предлагает учащимся дать названия веществам, записанным на доске по систематической и рациональной номенклатуре. Записывает на доске названия веществ под их формулами. |
Делают записи в тетрадях, называют вещества. |
|
IV. Способствует тому, чтобы учащиеся вспомнили виды изомерии. Подводит итоги ответам учащихся. Предлагает учащимся написать формулы изомеров для вещества состава C6H10. Проходит по рядам, следит за ходом работы. |
Вспоминают виды изомерии, называют их. Воспринимают рассказ учителя, делают записи. Пишут структурные формулы изомеров, один учащийся записывает на доске несколько примеров. |
|
V. Формирует представление учащихся о физических свойствах алкинов по плану: - агрегатное состояние - температуры кипения и плавления - плотность С помощью вопроса предлагает учащимся вспомнить цвет пламени при горении ацетилена и объяснить это явление, рассчитав массовую долю углерода в углеводороде и сравнив ее с массовой долей углерода в этане и этене. |
Воспринимают рассказ учителя, делают записи в тетради. Отвечают на вопрос, решают задачу. |
|
5. Закрепление |
Предлагает учащимся проверить свои знания, выполнив самостоятельную работу по номенклатуре, суть которой заключается в назывании веществ по их сокращенной структурной формуле. Объясняет задание. Следит за ходом проведения работы. |
Внимательно слушают учителя, воспринимают объяснения учителя. Индивидуально выполняют задание. |
6. Подведение итогов, запись домашнего задания |
Предлагает учащимся сделать выводы о результативности их работы на уроке. Предлагает учащимся записать домашнее задание, разъясняет его. |
Делают выводы. Записывают домашнее задание. |
Литература
- Кузнецова Н. Е., Титова И. М., Гара Н. Н. Химия. 10 класс. М.: Издательский центр “Вентана-Граф”, 2005.
- Кузнецова Н. Е., Титова И.М., Гара Н.Н. Программа курса химии для VIII-XI классов общеобразовательных учреждений естественнонаучного профиля. Сборник программ для общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2006.
- Цветков Л. А. Органическая химия. Учебник для 10 класса средней школы. М.: Просвещение, 1988.
- Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия. 10 класс. М.: Просвещение, 1995.
- Артеменко А. И. Органическая химия. М.: Высшая школа, 2002.
- Чернобельская Г. М. Основы методики обучения химии. М.: Просвещение, 1987.
- Чертков И. Н. Изучение строения и свойств органических веществ. Методическое пособие для учителей. М.: Просвещение, 1972.
- Назарова Т. С. и др. Химический эксперимент в школе. М.: Просвещение, 1987.