Исследование – урок, который строится на широком использовании различных форм исследовательской деятельности школьников и технологий обучения.
Эффективным средством развития навыков исследовательской деятельности учащихся является опора на технологию адаптивного обучения, которая реализует личностно-ориентированный подход.
Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность.
Задачей учителя является полное раскрытие возможностей и способностей каждого ученика, развитие его неповторимой индивидуальности. В каждом ребёнке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретённых возможностей. В том числе и в познании химии.
Процесс обучения строится на принципах: самоактуализации, индивидуальной личностной направленности, выбора, творчества и успеха, доверия и педагогической поддержки учащихся.
Принятие на себя учащимися активной роли в учебно-познавательной деятельности – залог не только результативности обучения, но и более высокого уровня интеллектуального развития, формирования исследовательских навыков, так как большинство выпускников Лицея ориентированы на продолжения обучения в вузах. Как необходимо организовать учебный процесс, чтобы сформировать творческое отношение школьников к учебной деятельности, чтобы каждый урок превращался в научное открытие, был личностно значимым, чтобы знания, полученные на уроке, были востребованы в повседневной жизни?
Внедрение исследовательского подхода в обучении химии способствует усилению мотивации учебной деятельности. Знания, полученные в результате проведения исследовательских работ учащимися на уроках, позволяют повысить эффективность образовательного процесса и успешность обучения школьников.
Предметом учебного исследования является “переоткрытие” уже открытого в науке. Вместе с тем для ученика выполнение исследовательских заданий является познанием еще непознанного.
Можно выделить следующие структурные элементы исследовательской деятельности учащихся на уроках: накопление фактов, выдвижение гипотезы, постановка эксперимента, обоснование практического применения, создание теории.
Задания исследовательского характера вызывают усиленный интерес у учащихся, что приводит к глубокому и прочному усвоению материала, развитию творческих способностей ребят.
Приложение № 1
Для лучшей подготовки учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ для тренировки и получения определенных навыков, я предлагаю экзаменационную работу по органической химии для учащихся 10 класса в форме ЕГЭ, разработанную и апробированную мною.
Задание для работы на семинаре по теме “Алкены”
Блок 1
1. Укажите у каких соединений имеются цис-, транс-изомеры:
Назовите эти вещества. Объясните, почему вы их выбрали и изобразите их в цис- и транс- форме.
2. Сколько веществ изображено следующими формулами:
3. Напишите структурные формулы всех непредельных у/в состава С4Н8 и назовите их.
4. Среди перечисленных веществ выберите: изомеры и гомологи пентена: 2-метилбутен; пентен-2; бутен; циклопентан; 2-метилбутан; 1,2-диметилциклопропан.
Блок 2
1. Напишите структурные формулы всех алкенов С8Н16, образующихся при каталитическом дегидрировании 2,2,4-триметилпентана и назовите их.
2. Дегидратацией каких спиртов можно получить
- 2-метилбутен-2
- 4-метилпентен-1
3. Какие у/в можно получить:
- при дегидрогалогенировании
- 2-хлор-2-метилбутана
- 3-хлор-2-метилбутана
- 2-бром-2,3-диметилбутана
- при дегалогенировании
- (CH3)2CBr-CH2-CH2-Br
- (CH3)3C-CHCI-CH2CI
Блок 3
1. Предложите схему синтеза пропионовой кислоты из 1,2-дибромпропана.
2. Какие два вещества вступили в реакцию и при каких условиях, если образовалось:
- бутанол-2
- бутанол-1 + KCI
- 2-метилпропен + KCI + H2O
3. Напишите уравнения реакций присоединения:
- хлорида йода к 2-метилбутену-2
- бромоводорода к 3,3,3-трифторпропену
4. Напишите уравнения реакций по схеме:
А -> В -> пропен -> Д -> А
5. Напишите уравнения реакций окисления пропена:
- водным раствором KMnO4
- кислым раствором KMnO4 при нагревании
Тест (Блок 1)
1. Расположите существенные признаки геометрической изомерии в возможной логической последовательности: 1- наличие двойной связи между атомами углерода; 2 - различные свойства; 3 – различные заместители у каждого атома углерода при двойной связи; 4 – различное пространственное положение заместителей по отношению пи-связи.
- 1-4-3-2
- 2-3-4-1
- 1-2-3-4
- 1-3-4-2
2. Вещество имеет цис- и транс- изомеры:
- H2C=CHCH3
- 2-метилбутен-2
- 3-метилпентен-2
- (CH3)2C=C(CH3)2
3. Отвечает ли правилам современной международной номенклатуры название “2-этилбутен-2”
- да
- нет
4. Какое из приведенных названий соответствует структуре соединения:
- 4-изопропилгептен-4
- 2-метил-3-пропилгексен-3
- 3-метил-1-этил-2-пропилбутен
- 4-изопропилгептен-3
Приложение №2
Итоговая работа по химии для учащихся 10-х классов по материалам I полугодия
Вариант I
Блок "А"
1. Объем (л) при н.у. 60 г этана равен:
1) 22,4 л 2) 4,48 л 3) 44,8 л 4) 67,2 л
2. Общая формула гомологического ряда алкинов:
1) CnH2n + 2 2) CnH2n 3) CnH2n – 2 4) CnHn
3. Сумма коэффициентов в уравнении: С2Н4 + KMnO4 + H2O ®
1) 5 2) 10 3) 12 4) 15
4. Число структурных изомеров, отвечающих формуле С5Н10
1) 8 2) 6 3) 4 4) 2
5. Метилциклопропан и бутен-2 являются:
1) структурными изомерами 2) геометрическими изомерами
3) гомологами 4) одним и тем же веществом
6. Объем этилена (н.у.), необходимый для получения 19,8 г 1,2 дихлорэтана равен:
1) 22,4 л 2) 44,8 л 3) 3,36 л 4) 4,48 л
7. Этан от этилена можно отличить с помощью:
1) гидроксида натрия 2) раствора фенолфталеина
3) раствора перманганата калия 4) этанола
8. В результате следующих превращений:
образуется конечный продукт (х4)
1) этан 2) пропан 3) бутан 4) нитроэтан
9. Способ получения этилена – это …
1) дегидрирование бутана 2) дегидратация этилового спирта
3) действие натрия на 1,2-дихлорпропана 4) циклизация гексана
10. Пропан вступает в реакцию …
1) изомеризации 2) присоединения
3) замещения 4) полимеризации
Блок "В"
1. Установите соответствие между реакциями и их именными названиями
1 | 2CH3Br +2Na ( t )-> | А | Зелинского |
2 | CH3-C? CH + H2O (Hg2+,[H+])-> | Б | Вюрца |
3 | 3CH? CH (t 600, C)-> | В | Лебедева |
Г | Кучерова | ||
Д | Вагнера | ||
Е | Зелинского-Казанского |
2. В схеме превращений 1-бромпропан -> Х -> бензол
Относительная молекулярная масса вещества Х равна ____ (запишите число с точностью до целых)
3. Допишите уравнение реакции. В ответе укажите сумму коэффициентов_________
С3Н6 + KMnO4 + H2SO4 ->
(пропен)
4. Объем воздуха в литрах, необходимый для сжигания смеси, состоящей из 6 г этана и 5,6 л этилена (н.у.) равен _______ (запишите число с точностью до десятых)
Блок "С"
1. Объясните SЕ на примере аренов.
2. Запишите уравнения реакций получения этилена 3-мя способами.
3. Осуществите превращение:
4. Задача. При сгорании 4,8 г органического вещества образовалось 3,36 л углекислого газа (н.у.) и 5,4 г воды. Плотность по водороду этого вещества равна 16. Определите формулу этого вещества.