Цель урока
1. Обобщить знания учащихся по теме “Карбоновые кислоты”.
2. Стимулировать познавательную активность ребят, развивать интерес к предмету, смекалку, умение быстро и четко формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать, применять свои знания на практике.
3. Воспитывать чувство сопричастности общему делу, умение работать коллективно.
Тип урока:
Обобщение и систематизация знаний
Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал, химические реактивы.
Структура урока:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели урока.
3. Актуализация знаний учащихся.
4. Обобщение и систематизация знаний учащихся.
5. Подведение итогов урока.
Ход урока:
1. Организационный момент
Приветствие учащихся, организация класса
2. Сообщение темы и цели урока
Объявление темы урока, мотивация обучающихся на выбор целепологаний.
Запись темы урока в тетрадь.
Презентация, слайд № 1,
3. Актуализация знаний учащихся
Отвечают на вопросы учителя
Выполняют задания учителя
Презентация, слайды № 2,3, раздаточный материал
Вопросы
1.Что такое карбоновые кислоты?
( Карбоновые кислоты – органические соединения, содержащие одну или несколько карбоксильных групп, соединенных с углеводородным радикалом.)
2.Как классифицируют карбоновые кислоты?
Классификация кислот
по радикалу | по количеству функциональных групп |
Предельные | одноосновные |
Непредельные | многоосновные |
Ароматические |
3. Какие индикаторы вы знаете?
4. Как изменяется цвет индикаторов в растворе кислот?
5. Какое из перечисленных веществ лишнее: СН3СООН, С15Н31СООН, H2СО3, С3Н7СООН?
6.Какие виды изомерии характерны для представителей класса карбоновых кислот?
Изомерия
- углеродного скелета ( С больше 4)
- классов соединений (СnH2nO2 сложные эфиры)
“Соотнеси названия и формулы”
Учащиеся заполняют таблицу, где пропущены места. ( работа в группах)
Формула |
Название |
|
тривиальное |
по систематической номенклатуре |
|
муравьиная |
метановая |
|
CH3COOH |
этановая |
|
C2Н5СООН |
пропановая |
|
С3Н7СООН |
масляная |
|
валерьяновая |
пентановая |
|
С5Н11СООН |
гексановая |
|
этановая |
гептановая |
|
С15Н31СООН |
пентадекановая |
|
С16Н33СООН |
маргариновая |
|
С17Н35СООН |
гептадекановая |
4. Обобщение и систематизация знаний учащихся
Контроль выполнения заданий учащихся
Выполнение задания учителя
Презентация, слайды № 4,5,6,7,8,9,10,11
Формула |
Название |
|
тривиальное |
по систематической номенклатуре |
|
HCOOH |
муравьиная |
метановая |
CH3COOH |
уксусная |
этановая |
C2Н5СООН |
пропионовая |
пропановая |
С3Н7СООН |
масляная |
бутановая |
С4Н9СООН |
валерьяновая |
пентановая |
С5Н11СООН |
капроновая |
гексановая |
С6Н13СООН |
этантовая |
гептановая |
С15Н31СООН |
пальмитиновая |
пентадекановая |
С16Н33СООН |
маргариновая |
гексадекановая |
С17Н35СООН |
стеариновая |
гептадекановая |
Сообщения учащихся
1-й ученик.
Если летом в огород зайдешь.
Там встретишь царство дивное кислот.
Растет крапива у забора,
И вы без лишних разговоров
Крапиву с корешком сорвете –
Нет места ей на вашем огороде!
Однако же крапива больно жжется,
И вам, конечно же, придется
Перчаткой руку защитить –
От жгучих волосков крапивы оградить.
От волосков тех – маята,
В них – муравьиная кислота .Есть место кислоте муравьиной
И в яде пчелином. Муравьи защищаются от нападения,
Разбрызгивая муравьиную кислоту за мгновение.
Учитель.
Н-СООН – это жидкость, без цвета, с острым запахом, хорошо растворима в воде. Ткип=100,7оС. При попадании на кожу вызывает ожоги. Обладает бактерицидным свойством и является хорошим консервантом.
Качественная реакция – реакция “серебряного зеркала”
(учитель демонстрирует опыт)
2-й ученик.
На грядочке щавель произрастает,
И вкус его, конечно, каждый знает.
Щавелевая кислота – в растенье этом,
И щи из щавеля мы сварим летом.
Учитель.
(СООН)2 – это двухосновная кислота, кристаллическое вещество, без цвета, растворимое в воде, спиртах, эфирах. Ткип=189,5оС. Гигроскопична. Является одной из самых сильных карбоновых кислот. Соли ее называют – оксалаты.
3-й ученик.
Уксус нам в быту знаком –
Мы за обеденным столом Пельмени поедать готовы,
Взяв уксус как приправную основу. Уксусная кислота человеку нужна –
Используется в промышленности она: Для приготовления синтетического волокна,
Для консервирования мясных и рыбных продуктов,
Для консервирования овощей и фруктов.
Учитель.
СН3СООН – бесцветная, с резким характерным запахом жидкость. Ткип=118,1оС, при Т=16,75оС затвердевает, образуя кристаллы (ледяная). Хорошо растворима в воде (70-80% -уксусная эссенция, 3-6% -уксус). При попадании во внутрь организма вызывает сильный ожог. Используется для приготовления пищи, в быту, промежуточный продукт в органическом синтезе. Производные уксусной кислоты используются в сельском хозяйстве, как гербициды( 2,4 дихлорфеноксиуксусная кислота).
4-й ученик.
На яблоне большие шаровидные плоды –
Так окупились наши прежние труды. Яблочная кислота есть в яблоках чудесных, Необычайно вкусных и полезных.
5-й ученик.
Кавказская легенда утверждает,
Что если вас змея, или паук, иль скорпион кусает,
То надо вам, конечно, первым делом Хоть недалек от нас Кавказ!
Но скорпионы, право, не про нас!
Лимончик, шаровидный, золотой,
Насыщен лимонной кислотой. Лимонной кислоте повсюду место есть:
В плодах крыжовника ее не счесть.
В малине, хвое, соке свекловичном Имеется она в наличии.
6-й ученик.
Молочная кислота распространена в природе:
Мы в кислом молоке ее находим, И в наших мышцах есть ее немало.
Она является продуктом расщепления животного крахмала,
Когда при физической нагрузке человек переутомляется. Молочная кислота в кожевенном производстве применяется, В красильном деле и в медицине употребляется.
Химические свойства предельных одноосновных кислот
Учащимся предлагается на выбор дописать уравнения реакций, и назвать продукты химического взаимодействия (не менее трех уравнений)
1.Реакция этерификации – в присутствии сильных неорганических кислот.
метиловый эфир уксусной кислоты
2.Взаимодействие с водоотнимающими агентами (Р2О5) – образование ангидридов.
3. Реакции замещения – по углеводородному радикалу (у ближайшего к карбонильной группе атома углерода)
4. Восстановление и каталитическое гидрирование
5. Диссоциация в водном растворе
6. Взаимодействие с металлами.
7. Взаимодействие с оксидами металлов.
8. Взаимодействие с основаниями.
9. Взаимодействие с солями.
10. Взаимодействие с аммиаком (как основание)
Осуществить цепочку химических превращений
( работа по вариантам)
1 вариант
С3Н7OH->CH3–CH2–COH->CH3–CH2–COOH->CH3–CH2–COO–CH3
2 вариант
CH3OH->HCOH->HCOOH->HCOO–C2H5
5. Подведение итогов урока
Учитель предлагает оценить свои достижения в соответствии с поставленными целями
Рефлексия
Выставление оценок за урок
Задание на дом
Презентация, слайд № 12