Цели урока:
- Повторить написание словарных слов
- Учить разгадывать загадки, решать логические задачи
- Развивать фонематический слух, внимание, речь детей
- Активизировать познавательную деятельность
- Прививать любовь к животным
Оборудование:
- Иллюстрации животных (еж, медведь, сорока, собака, лисица, заяц)
- Поделки из природного материала “Еж”, “Лесная полянка”
- Мешочек с конфетами
- (Приложение 1)
Ход урока
I. Организационный момент
II. Вступительное слово учителя.
Учитель: Сегодня у нас необычный урок. А почему он необычный, вы мне это скажете в конце урока. Но урок я вести буду не одна. К нам в гости пришел… А кто к нам пришел, отгадайте.
Шубка – иголки,
Свернется он – колкий,
Рукой не возьмешь.
Кто это? (еж)
Представление картинки с изображением ежа, показ мягкой игрушки “Еж”.
III. Минутка чистописания
Нашего гостя зовут Еж Ежович. На какие буквы начинается его имя и отчество?
Дети: Е и Ё.
Учитель:
Е и Ё родные сестры,
Различать сестер не просто.
Но у буквы Ё две точки,
Словно к лесенке гвоздочки.
Давайте красиво напишем эти буквы, чтобы Ежу Ежовичу было приятно.
Дети – прописывание в тетради букв Е и Ё по половине строчки.
IV. Работа над словарными словами
Учитель: молодцы, ребята. А Еж Ежович приготовил для вас загадки, чтобы проверить, знаете ли вы его друзей. Но будьте внимательны, слова – отгадки непростые. Их написание не совпадает с их произношением, а проверить написание нельзя, можно только запомнить написание. Как называются такие слова?
Дети – словарные слова.
Учитель: загадывание загадок, запись отгадок в тетради в строчку с выделением ударения и слабых позиций гласных.
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал.
А проснувшись, стал реветь,
Этот зверь – лесной… (медведь)
Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья – белобока,
А зовут ее - … (сорока)
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет. (лисица)
С хозяином дружит,
Домик сторожит,
Живет под крылечком,
А хвост колечком. (собака)
Быстрый прыжок,
Теплый пушок,
Красный глазок. (заяц)
Учитель: правильно ребята, вы хорошо знаете друзей нашего гостя. Чаще всего Еж Ежович любит проводить время с зайчиком.
V. Повторение изученного материала “Части речи”
Давайте запишем загадку про зайца в тетрадь.
Определите части речи, из которых состоит загадка. Поставьте вопросы от имен существительных к именам прилагательным.
Какие части речи, изученные нами, здесь отсутствуют?
Дети – глаголы.
Учитель – Что они обозначают? На какие вопросы они отвечают?
Дети – действие предмета, что делать? Что сделать?
Учитель: какие действия чаще всего совершает друг Ежа Ежовича? Записать в тетрадь.
Дети записывают: Заяц (что делает?) прыгает, бегает, грызет, прячется.
Учитель: Зачем нам нужны все эти части речи?
Дети отвечают.
VI. Развитие логического мышления
Учитель: Наш Еж Ежович очень трудолюбивый, никогда не сидит на месте. И вот однажды…
Ежик по грибы пошел,
Десять рыжиков нашел,
Восемь положил в корзинку,
Остальные же на спинку.
Сколько рыжиков везешь
На своих иголках, Еж?
Давайте, ребята, покажем, что в 1 классе мы не только научились красиво писать, но еще и правильно и быстро считать.
Дети устно решают задачу.
Учитель: есть еще одна задача:
Как-то вечером к медведю
На пирог пришли соседи:
Еж, Барсук, Медведь, Косой,
Волк с плутовкою Лисой.
А Медведь никак не мог
Разделить на всех пирог.
От труда Медведь вспотел,
Он считать ведь не умел.
Помоги ему скорей,
Посчитай-ка всей друзей.
Дети устно решают задачу.
VII. Повторение изученного материала “Звуко – буквенный анализ”
Учитель: какие вы, ребята , молодцы. Но и это еще не все задания от Ежа Ежовича. У нашего гостя есть для вас интересные слова, в которых количество букв и звуков не совпадает. Давайте поможем определить эту разницу.
Дети делают звуко – буквенный анализ слов: на сколько звуков или букв больше? Почему?
- Заяц – 4 буквы, 5 звуков.
- Ежик – 4 буквы, 5 звуков.
- Медведь – 7 букв, 6 звуков.
- Дождь – 5 букв, 3 звука.
VIII. Повторение изученного материала “Текст. Предложение.”
Учитель: Еж Ежович не устает вам удивляться. И поэтому у него есть для вас подарок. Но подарок непростой. Это рассказ про ежей. Но чтобы его прочитать, надо разделить его на предложения.
Ежи.
Каждый зверек защищается от врагов ежа спасают иголки свернется в клубок и фыркает зимой ежи спят летом едят насекомых и мышей.
Дети списывают с доски текст, разделяя его на предложения.
IX. Итог урока
Учитель: Молодцы, ребята. Ежу Ежовичу вы очень понравились. Он хотел бы вас отблагодарить за вашу работу. Он принес с собой целый пакет вкусных конфет.
Учитель: Скажите, чем же наш урок был необычным.
Дети отвечают.