- дать знания о лекарственных растениях.
- развить чувства бережного и доброго отношения к природе.
- доставить детям радость от участия в общем деле.
Срок исполнения – май, июнь, июль, август, сентябрь.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители, специалист, фармацевт.
Актуальность
В современной научной медицине большое значение имеют лекарственные растения. Несмотря на успехи химии в синтезе лекарств и на достижения в лечении антибиотиками, около 70% препаратов изготавливаются из растений.
Для лечения некоторых тяжелых болезней – сердечных и сердечно-сосудистых, печени, почек и других – преимущественно прописывают растительные препараты. Растительное сырье используют в виде порошков и отваров, настоек и экстрактов или других извлечений.
Большое количество лекарственных растений, входящих в рецепты врачей, используют в домашнем обиходе: например, шалфей для полоскания горла, липовый чай при простуде, ромашку при коликах, валериану при испуге, бессоннице, нервном возбуждении. Однако наиболее широко растения применяются в народной медицине.
Первоначально сведения о лекарственных растениях и их применении передавались устно из поколения в поколение.
Направление | Мероприятия | Сроки | Ответственный |
Эколого-познавательная деятельность | 1. Экскурсия в природу с целью
самостоятельного наблюдения растений
2. Экскурсии в аптеки г. Вятские Поляны. Помощь родителей в организации и сопровождении. 3. Встречи с интересными людьми – медсестра ЦГБ (Бушуева Е.М.)., фармацевт (Селиванова О.А.), педиатр д/с №4 (Галимуллина Р.А.) 4. Сбор лекарственных трав в ограниченном количестве и изготовлении гербария. 5. Исследования ближайшего окружения (деревья, цветы, кустарники, травы). 6. Семейные походы на природу 7. Оформление стенда “Наш домашний доктор” совместно с детьми и родителями (лекарственные травы, гербарии, полезные рецепты наших бабушек). 8. Викторина “Будем с лесом мы дружить” – занятия – развлечение |
май
май июнь
июнь, июль. Июнь-август Май-сентябрь Август Июль |
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Родители,
Воспитатели,
Воспитатели. |
Развитие речи | 1. Диалоговая беседа на тему “Что
мы знаем о лекарственных растениях” 2. Рассматривание иллюстраций о растениях. 3. Беседа о ядовитых и лекарственных растениях с привлечением родителей, их рассказы из личного опыта об отравлении ягодами, грибами, травами. 4. Занятие-беседа “Назови растение. Знаешь ли ты его назначение”. 5. Знакомство с проектом “Лесная аптека на службе человека”. |
Август
Май Июнь-август Июль Май |
Воспитатели,
Воспитатели Воспитатели,
Воспитатели,
Воспитатели,
|
Изодеятельность | 1. Рисование лекарственных
растений, аппликация 2. Коллективная работа “Нарисуй и опиши растение ” |
Июль Август |
Эстет,
Эстет,
|
Игровая деятельность | 1. Сюжетно-ролевые игры
“Аптека”, “Больница”, “Поликлиника”, “Семья” 2. Дидактические, настольно-печатные игры “Лото” – растения, пазлы на тему “В мире растений”. 3. Народные игры совместно с родителями. |
Май-сентябрь Июнь
Август |
Воспитатели,
Воспитатели. Воспитатели,
|
Художественная литература | 1. Чтение художественных
произведений о природе. 2. Пополнение книжного уголка книгами, энциклопедиями-травниками, книгами познавательного характера. 3. Просмотр видеофильмов, деофильмов – средств ТСО о растительном мире. |
Май-сентябрь Май - июнь
Май –сентябрь |
Воспитатели. Воспитатели,
Воспитатели,
|
Физическая культура | 1.Эколого-оздоровительный поход с
родителями группы 2. Пальчиковая гимнастика “Лесная полянка”, “Цветы”, “Деревья”. 3. Корригирующая гимнастика “Я пчелка Жу-жу, я летаю и жужжу”, “По Полянке, по траве”. 4.Утренняя гимнастика (бабочки, цветы, деревья). 5. Посещение бассейна (фитотерапия – чаепитие после бассейна) Помощь медсестры бассейна (Травы, ягоды). 6. Релаксация “Трава на полянке”, “Деревья шумят”. |
Июнь Май –сентябрь Май –сентябрь Летний период Летний период Май –сентябрь |
Воспитатели,
Воспитатели
Воспитатели,
|
Музыкальная деятельность | 1.Праздник “Русской березки”
(костюмы изготовлены родителями, их участие в
празднике – игра на гармошке, деревянных ложках,
свистульках). 2. Театрализованная игра развлекательно-познавательного характера “Аптека в природе” (Приложение_2) 3. Слушание русских народных песен, мелодий (привлечь бабушек воспитанников) 4. Праздник в лесу “Лесная аптека на службе человека” (спривлечением родителей и специалистов) (Приложение_3) |
Июнь Июль
Июнь-август Август |
Воспитатели,
Воспитатели,
Воспитатели,
Воспитатели,
|
Описание полученного результата
По окончании всей работы организовано чаепитие с использованием лекарственных трав, в сборе которых принимали участие дети и родители.
Сейчас с уверенностью можно сказать, что дети могут выступить в роли ведущего, т.е.экскурсовода, могут поделиться впечатлениями о проделанной исследовательской работе.
Для дальнейшей работы с детьми решили составить групповую книгу с материалами о лекарственных травах в сказочной форме. Составить план-схему маршрута к новому объекту нашей местности. Планируем дальнейшую работу с миром деревьев, кустарников, цветов, привлекая родителей.
Библиографический список
- “Цветы – какие они”. Т.А. Шорыгина.
- “Как знакомить дошкольников с природой”. П.Г.Саморугова.
- “Лекарственные растения”. С.Е. Землинский.
- “Ядовитые растения, их польза и вред”. Л.М.Кречетович.
- “Травянистые растения”. Е.Я. Люкшенкова.
- “Зеленые странички”. А. Плешаков.
- “Зеленая аптека”. Н.Н. Кислова.
- “Все обо всем.” Энциклопедия. Растения.
- “Лесная аптека”. З.В. Коробцова.
- “Красная книга”. Учебное пособие.
Приложения:
- – Системная паутинка по проекту Растения.
- – Театрализованная игра.
- – Конспект праздника “Лесная аптека в жизни человека”.
- – Гербарий “Лекарственные растения”(по поводу данного приложения обратитесь к автору).
- – Фото “Юные друзья природы”(фото1, фото2).