Мастер-класс по педагогике и воспитанию по теме "Цвет внутри нас"

Разделы: Начальная школа


Эпиграф к занятию: «Цвета действуют на душу, они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысль». И.В. Гёте

Цели и задачи:

  1. Развивать способности личности, превращающие индивида в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяющих ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его «по законам красоты».
  2. Приобщать к духовным ценностям, развивать креативность через накопление разнообразного запаса звуковых и цветовых впечатлений, формирование чувственно-эмоционального опыта, отражения внутренних ощущений в процессе прослушивания декламированного чтения отрывков художественных произведений.

Ход проведения занятия

1. Актуализация (обозначение проблемного вопроса)

В созданной новой модели проведения внеурочной деятельности детей я предлагаю вариант решения двух волнующих меня проблем:

  • преодоление формирования шаблонного мышления
  • повышение оценки роли эстетически- эмоциональных переживаний ребёнка в воспитательном процессе.

К сожалению, в нашем современном мире «поэтическое слово» отошло на второй план. Мало кто из детей любит читать стихи, считая это занятие скучным и неинтересным. Сегодня мы попробуем понять и почувствовать музыку стихотворных строчек, опираясь на свои внутренние ощущения, на авторское цветовое видение.

Надеюсь, в этом нам поможет разработанная мной новая воспитательная технология. Главной задачей этой модели внеурочной деятельности является «Воспитание эмоциональной чувствительности учащихся»

2. Создание эмоционального настроя

– Как хорошо, что мы живём в цветном мире. Цвет окружает и сопровождает нас повсюду. Давайте на миг представим всё чёрно- белым. Какова была бы тогда наша жизнь?(скучной, однообразной, безрадостной) Цвет- «витамин души», «ласка красоты». Мы не всегда осознаём, что значение цвета для нас огромно. Каждый человек, воспринимая цвет и пропуская его через своё мироощущение, относится к цветовой гамме по-разному. Навязывание личности цветовых канонов недопустимо.

– Когда твердят, что солнце красно,
Что море сине, что весна
Всегда зелёная – мне ясно,
Что пошлая звучит струна…
Мне ясно, что такие краски
Банальны, как стереотип
И ясно мне – какой окраски
Употребляющий их «тип».
И тем ясней, что солнце – сине,
Что море – красно,
Что весна – почти коричнева!
–Так ныне я убеждался у окна…

– так писал Игорь Северянин.

3. Основная часть

Совершим увлекательное путешествие в мир цвета и стихов.

Цветная музыка стиха
Рождается внезапно.
Цветная музыка стиха
Есть для меня адаптер.
Я понимаю, что живу
В том мире, где есть звуки.
Различный цвет внутри меня,
Как радужные дуги.
Сегодня чувствую вот так,
А завтра – по-другому;
Сегодня вижу красный мак,
А завтра – по-иному.
И чтоб других мне понимать,
И принимать их сердцем,
Я стих, как цвет, начну читать,
Открыв палитры дверцу.

(Л.С. Вильчинская)

Выработка алгоритма действий:

Перед вами набор цветных полос. В процессе чтения, когда «внутри себя» вы почувствуете цвет строчек данного отрывка, поднимите одну или несколько полосок цвета своих ощущений.

Соотнесение чувственной цветовой и слуховой сфер.

С. Есенин

Эх вы, сани! А кони, кони!
Видно, чёрт их на землю принёс.
В залихватском степном разгоне
Колокольчик хохочет до слёз.
Ни луны, ни собачьего лая
Вдалеке, в стороне, в пустыре –
Подержись, моя жизнь удалая,
Я ещё не навек постарел.
Эх, бывало, заломишь шапку,
Да заложишь в оглобли коня,
Да приляжешь на сена охапку, –
Вспоминай лишь, как звали меня!

Сейчас, с помощью определённого цвета, вы отреагировали на то, что «душа попросила». Объясните свой выбор.

Р. Рождественский

– Помните:
Через века, через года
Помните!
О тех, кто уже не придёт никогда, –
Помните!
Не плачьте!
В горле сдержите стоны;
Памяти павших, будьте достойны.
Вечно достойны!
Люди! Покуда сердца стучаться, –
Помните!
Какою ценой завоёвано счастье, –
Пожалуйста, помните!

Выбор очень разный. Это замечательно!

Почему возникло такое решение?

О. Григорьев
Великан и мышь.

Тсс! Тихо! Слушайте, ребята!
Жил великан один когда-то.
Во сне вздохнул он что есть сил
И мышь – живую! – проглотил.
Бедняга прибежал к врачу:
– Я мышку съел! Я не шучу!
Помилуйте, какие шутки,
Она пищит в моём желудке!
Был врач умнейший человек,
Он строго глянул из-под век:
– Откройте рот, скажите: «А»
Живую мышь? Зачем? Когда?
Сейчас? Так что же вы сидите?
Идите, кошку проглотите!

Внутренние ощущения меняются очень быстро. На каждое из этих трёх отрывков вы отреагировали по-разному.

4. Обобщение и систематизация новых умений

– О влиянии цвета на человека известно давно, написаны различные трактования и труды. Проведём небольшой опыт и выясним - насколько ваше внутреннее осознанное понимание отличается или , наоборот, приближено к традиционному осмыслению цвета.

Булат Окуджава «Пожелания»

Давайте восклицать, друг другом восхищаться.
Высокопарных слов не стоит опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты –
Ведь это всё любви счастливые моменты.
Давайте понимать друг друга с полуслова
Чтоб ошибившись раз не ошибиться снова.
Давайте жить во всём друг другу потакая,
Тем более, что жизнь короткая такая.

5. Алгоритм сопоставления. Работа с таблицей

См. Приложение 1.

  1. Чувства, вызванные этими цветовыми ощущениями, запишите в левую часть таблицы.
  2. Пользуясь демонстрационной таблицей, сравните и обобщите результаты (См. Приложение 2).

6. Применение разработанного метода воздействия

  • Помощь детям в определении своих возможностей, способностей.
  • Выявление социально-психологических проблем и отслеживание социальной ситуации развития в классе.
  • Работа с родителями и коллегами.

7. Рефлексия

Н. Рыленков

Пока идёшь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато куда б ты не попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.

8. Итог

Наш мастер-класс подошёл к концу. Отреагируйте, пожалуйста, цветом – понравилась ли вам эта технология. Для этого прикрепите к доске цветные полоски, отражающие ваше внутреннее состояние.