Оборудование: Фонограмма лирической русской народной песни в исполнении оркестра народных инструментов; иллюстрации к сказке «Петушок-золотой гребешок и чудо-меленка»; шапка чучела; маски помидора, огурца, моркови, капусты, петушка; металлофон.
Дети входят в зал под лирическую русскую народную мелодию и садятся на места (кассета «Я с комариком плясала»).
Логопед: Садитесь, ребята, поудобнее. Я расскажу нам сказку русскую, старинную.
В одной деревне жили-были дедушка да бабушка. Весной, как все, поле пахали, засевали, огород сажали, приговаривали.
Динамическая пауза «Посевная»
Мы посеем рожь, рожь, | (дети показывают, как разбрасывают зерна) |
И горох войдет хорош, | (Поднимают постепенно руки.) |
Будет по ветру клониться | (Качают поднятыми руками из стороны в сторону) |
Белоярая пшеница | |
И гречиха в цвет рядиться. | (Вытягивают руки и вращают кистями.) |
Эстонская народная песенка
Логопед: Сеяли старики горох, а одна горошина покатилась по дорожке и закатилась в подполье под дом. А дед с бабой просят солнышко ярче светить, дождик теплый лить, чтобы лучше овощи да пшеница росли.
Попевка «Тучка»
(см. Приложение)
Дети поют, показывая направление мелодии рукой. Педагог играет попевку на металлофоне.
Логопед: Радуются старики теплому летнему дождику. Хорошо он поливает огород, все овощи сразу в рост пошли.
Ритмическая игра «Капли»
Капля раз, капля два, | (Дети хлопают по коленям целыми длительностями.) |
Капли медленно сперва. | (Хлопают в ладоши половинными.) |
Потом стали поспевать, | (Ударяют пальцами по ладони другой руки четвертными.) |
Капля каплю догонять. |
М. Новикова
Логопед: На огороде овощи поспевают, в поле пшеница колосится,
Упражнение на развитие координации движений «Колоски»
По весне поле вспахали, | (дети делают скользящие движения ладоней друг о друга) |
Зерном поле засевали. | (Прикасаются пальцами одной руки к ладони другой и отводят руку в сторону («сеют»). |
Солнце припекает, | (Перекрещивают ладони, раздвинув пальцы, и поднимают руки («солнце»). |
Землю согревает. | (Опускают руки, делая пружинящие движения ладонями, раскрытыми к полу.) |
Высоко поднялись колоски, | (Сгибают руки в локтях, разворачивают ладони друг к другу и медленно поднимают руки.) |
К солнышку тянутся они. | |
Ветер налетает, | (Покачивают руками над головой.) |
Колоски качает. | |
Вправо пригнулись, | (Наклоняют корпус и руки вправо, влево.) |
Влево качнулись. | |
А как дождичек идет, | (Медленно опускают руки, быстро шевеля пальцами.) |
Рожь водицу пьет и пьет. | (Складывают ладони чашечкой и подносят ко рту («пьют»). |
Вот какая нива! | (Поднимают руки, пальцы раздвинуты.) |
До чего ж красива! | (Трясут кистями рук над головой.) |
Логопед: А горошина под полом тоже в рост пошла. Росла, росла и выросла до полу. Старуха увидела и говорит:
— Старик, надобно пол-то прорубить, пускай горошина растет выше. Как вырастет, станем в избе горох рвать.
Старик прорубил пол, а горошина все растет да растет — и доросла до потолка. Пришлось старику и потолок прорубить, и крышу. Выросла горошина до самого неба... А на огороде птицы летают, клюют овощи. Поставил старик чучело.
Чистоговорка «Ч»
— О чем ты плачешь, чучело?
— Быть чучелом наскучило.
Т. Куликовская
Французская народная игра «Чучело»
Воробьев наскучило | (дети идут вокруг «чучела», взявшись за руки. «Чучело» стоит, расставив руки в стороны.) |
Чучелу пугать. | |
Хочется и чучелу | |
С нами поиграть. | |
Чучело услышало | (дети хлопают в ладоши. «Чучело» кружится.) |
Песни, шум и смех. | |
Закружилось чучело | |
На глазах у всех. | |
Чучелу так хочется | (дети подходят к «чучелу», которое выполняет «пружинку») |
С нами танцевать. | |
Воробьев приходится | (дети отходят назад.) |
Чучелу пугать. |
(Чучело догоняет ребят)
Логопед:
Наступила осень.
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор, как в солнечных лучах —
Это платье золотое
У березки на плечах.
У калины и рябины
Вьются стаями дрозды...
Под окошком георгины
Красотой своей горды.
Е. Трутнева
Песня об осени (по выбору)
Логопед: Пришло время урожай собирать. Много овощей собрали старики с огорода.
Массаж пальцев «Овощи»
Вырос у нас чесночок, | (Дети разминают фалангу указательного пальца (от ногтя к основанию), |
Перед, томат, кабачок, | фалангу среднего пальца, |
Тыква, капуста, картошка, | безымянного, |
Лук и немного горошка. | мизинца. |
Овощи мы собирали, | Так же массируют пальцы на другой руке. |
Ими друзей угощали, | |
Квасили, ели, солили, | |
С дачи домой увозили. | |
Прощай же на год, | Разминают большой палец левой руки. |
Наш друг — огород! | Разминают большой палец правой руки. |
О. Крупенчук
«Урожайный хоровод»
на мотив песни «Урожай собирай» А. Филиппенко
Мы корзиночки несем, | Дети, взявшись за руки, идут по кругу. В центре сидят на корточках дети-овощи. |
Хором песенку поем. | |
Урожай собирай | |
И на зиму запасай! | |
Ой-да, собирай | Хлопают в ладоши |
И на зиму запасай! | Кружатся топающим шагом, поставив руки («полочкой». |
Т. Волгина
Помидорчик небольшой | Поют песню, «помидор» медленно поднимается («растет» ) |
Появился над землей | |
И порадовал людей | и выполняет повороты вправо-влево. |
Звонкой песенкой своей: | |
«Кто такою красотой | Выставляет ногу на пятку. |
Мог сравниться бы со МНОЙ!». | |
Огуречик небольшой | Те же движения выполняет ребенок «огурец». |
Появился над землей | |
И порадовал людей | |
Звонкой песенкой своей: | |
«Кто такою красотой | |
Мог сравниться бы со мной!» | |
И морковка небольшая | Те же движения выполняет «морковь» |
Появилась вот такая | |
И недели две подряд | |
Расправляла свой наряд: | |
«Кто такою красотой | |
Мог сравниться бы со мной!» | |
В белом платьице капуста | Те же движения выполняет «капуста». |
Поднялась над грядкой густо | |
И недели две подряд | |
Расправляла свой наряд: | |
«Кто такою красотой | Произносят фразу. |
Мог сравниться бы со мной!» | |
Огородная семейка, | В заключение дети хлопают, «овощи» пляшут в центре круга. |
В танец, в танец поскорей-ка! |
И. Демьянова, М. Картушина
Логопед: Надо рвать гороховые стручки. Полез дед по гороховому стеблю вверх стручки рвать, забрался на самое небо. Видит: сидит на тучке Петушок-золотой гребёшок, а рядом с Ним стоит меленка — золотая-голубая. Старик, недолго думая, взял и меленку и петушка. Спустился дед по горошине в избу, отдал находки старухе. Старуха меленку повернула разок — глядь, упали на стол блин да пирог! Повернул еще разок — опять упали блин да пирог. Да такие вкусные, совсем как сама старуха в печке пекла.
Пальчиковая игра «Пирог»
Мы спросили нашу печь: | дети ставят руки «полочкой» и покачивают ими. |
— Что сегодня нам испечь? — | Вытягивают руки вперед. |
Печку мы спросили, | Поворачивают ладони вверх - вниз. |
Тесто замесили. | Мнут руками бедра. |
Тесто скалкой раскатали, | Гладят ладонями ноги. |
Раскатали — не устали. | |
Начинили творогом | «Пекут пироги» (то одна рука сверху, то другая). |
И назвали пирогом! | |
Ну-ка, печка, | Вытягивают руки вперед, ладонями вверх (2 раза). |
Дай творожнику местечко! | Хлопают в ладоши (4 раза). |
Венгерская детская песенка
Логопед: С той поры старик со старухой хорошо живут, пироги да блины едят, меленку похваливают. А Петушок-золотой гребешок по двору важно ходит, в курятнике за порядком следит.
Стихотворение с движениями «Петушок»
На закате, на рассвете | Стоя прямо, отведя руки назад, поворачивают голову то вправо, то влево. |
Далеко петух заметен. | |
С гребешка | Прижимают ладони друг к другу и приставляют их к голове. |
до самых шпор | Делают 2 шага на месте. |
Не петух, | Водят указательным пальцем вправо-влево. |
а светофор. | Вытягивают руки вперед |
В. Степанов
Логопед: Прознал про чудо-меленку барин и отобрал ее у стариков. Горюют дед с бабой, слезы проливают. Полетел Петушок-золотой гребешок отнимать меленку у барина. Прилетел он к барскому дому, сел на забор и закричал:
— Кукареку! Барин, отдай нашу меленку — золотую - голубую!
Услыхал это барин, приказал бросить петушка в колодец. Слуги петуха поймали, бросили в колодец. А петушок сидит в колодце, пьет воду и приговаривает:
— Носик, носик, пей воду!
Вот так и выпил петушок всю воду.
Логопедическое упражнение
Вытянуть губы «трубочкой» и вдыхать, как бы «втягивая» в себя воздух. Упражнение вырабатывает движение губ вперед.
Логопед: Выпил петушок всю воду, вылетел из колодца, опять требует у барина меленку. Барин приказал бросить петушка в горячую печь. Поймали слуги петуха и бросили его прямо в огонь. А петушок сидит в печи и приговаривает:
— Носик, носик, лей воду! И залил весь огонь в печи.
Дыхательное упражнение
Вытянуть губы «трубочкой» и длительно выдыхать воздух, стараясь, чтобы воздушная струя была непрерывной. Упражнение способствует равномерному плавному выдоху.
Логопед: Вылетел петушок из печи, влетел прямо в барский дом, сел барину на голову и давай в темя клевать. Пришлось барину отдавать меленку. Принес петушок ее старику со старухой. То-то радости было! С той поры дед с бабой сами блины с пирогами едят, соседей угощают да горошинку добром вспоминают. Дед про горох даже песенку поет.
Польская народная песенка «Дедушка Рох»
Дедушка Рох | Дети стучат пальчиками по коленям. |
Посеял горох. | |
Землю пахал — | Скребут пальцами по бедрам. |
Тяжко вздыхал. | |
Когда убирал — | Вытирают лоб тыльной стороной ладони. |
Пот утирал. | |
Когда молотил — | Стучат кулачками по бедрам. |
По пальцу хватил. | |
Зато, когда ел, | Подносят руку ко рту. |
Язык проглотил — | Закрывают рот ладонью. |
До того было вкусно! | Сжимают пальцы в кулак, подняв большой палец. |
Логопед:: А петушок тоже горошек клюет да с курочками в «горошину» играет.
Использованная литература:
- Мусова И.Б. Логопедические чистоговорки. М., 1999.
- Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья., Спб., 2004.
- Музыка в детском саду. Подготовительная к школе группа /Сост. Н.А.Ветлугина, И.Л.Дзержинская, Л.Н.Комиссарова. М., 1985
- Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. Спб., 1999.
- Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. М., 2006.
- Аудиокассета: Я с комариком плясала /Сер. «Русские народные танцы». М., 2001.