Использование групповой технологии при изучении грамматического материала на уроках французского языка

Разделы: Иностранные языки


Введение

На современном уровне школьного образования всё чаще применяются различные формы организации коллективной, познавательной деятельности, как фронтальные, так групповые.

И. Б. Первин выделяет 5 уровней учебно-познавательной коллективной деятельности:

  1. фронтальная (одновременная) работа, направленная на достижение общей цели,
  2. работа в статичных парах,
  3. групповая работа
  4. межгрупповая работа (каждая группа имеет своё задание в общей цели),
  5. фронтально-коллективная деятельность при активном участии всех школьников.

Эти формы реализовывают основные условия работы в коллективе: осознание единой цели, правильное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.

Собственно групповыми технологиями в практике называют лишь третий и четвёртый уровень организации учебной работы в классе.

Такая работа требует временного разделения учащихся на группы для совместного решения задач.

Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути её решения, реализовать их и представить совместный результат.

Эта форма работа открывает широкие возможности для создания познавательной коллективной деятельности.

К групповым технологиям относятся и нетрадиционные уроки, так как в них имеет место разделение класса на группы.

В качестве примеров могут служить интегрированные уроки, уроки-суды, уроки-конференции, уроки-путешествия и т.д.

Особенности организации

Основными особенностями групповой работы учащихся на уроке являются:

  • учащиеся на таком уроке делятся на группы для решения поставленных учебных задач,
  • каждая группа получает определённые задания, которые выполняет сообща, под руководством лидера или учителя,
  • задания в группе выполняются таким образом, чтобы был виден вклад каждого ученика в общее дело.

Состав группы подбирается по принципу объединения школьников разного уровня обучения, для того, чтобы «сильные» учащихся могли помочь в работе более слабым.

Для эффективного проведения таких уроков педагог должен знать хорошо класс.

Во время групповой работы учитель контролирует её ход, отвечает на вопросы, регулирует споры, оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом.

Практическая часть

Что касается меня, то я люблю проводить нетрадиционные уроки в качестве повторения и закрепления пройденного материала, изученного ранее при подготовке к контрольной или самостоятельной работам.

Знаю, что такой подход вызывает у школьников повышенный интерес. На уроках иностранного языка мы с учащимися часто отправляемся в путешествия по стране изучаемого языка – Франции.

«Уроки-кругосветки» я разрабатываю всегда с интересом. Они могут быть лингвистические, страноведческие, фонетические, лексические, грамматические и т.д., в зависимости от того, какой аспект повторяется. На подготовительном этапе по проведению «урока-кругосветки» мы с учащимися выясняем, какой материал будем повторять, какие цели и задачи решать. Затем я продумываю цветовые поля, планирую количество микро-групп, нумерую их, дозирую время, предполагаю конечный результат.

С грамматической «кругосветкой» я хочу вас познакомить.

«Грамматическая кругосветка» в 6-м классе

Цели урока:

  1. Совершенствование грамматических навыков в устной и письменной речи по теме: Инверсия во французском языке.
  2. Создание благоприятного микроклимата для решения поставленных задач.

УНМ:

  1. Лист настроения,
  2. Три цветовых поля с грамматическими заданиями.
  3. Оценочные карточки.

План урока

Перед началом урока и в конце него я обращаю внимание на настроение учащихся. Для этого на листе бумаги ребята отмечают, с каким настроением они пришли на урок – плохим, хорошим или очень хорошим.

То же самое проводится и в конце урока.

Для этого требуется примерно 5-7 минут.

Например:

НАСТРОЕНИЕ ДО УРОКА

ПЛОХОЕ ХОРОШЕЕ ОТЛИЧНОЕ
  Popov  
  Andreeva  
Ivanova    

НАСТРОЕНИЕ ПОСЛЕ УРОКА

ПЛОХОЕ ХОРОШЕЕ ОТЛИЧНОЕ
    Popov
    Andreeva
  Ivanova  

Далее учащиеся делятся на три-четыре группы (в зависимости от количества), в каждой из которых по три-четыре человека.

Например, в группе 9 человек. Они будут образовывать 3 микро-группы по 3 школьника в каждой.

Такой состав наиболее продуктивен. В каждой из групп есть свой лидер, который и будет оценивать работу учащихся. Нельзя объединять в микро-группах только сильных или слабых школьников. Возможности каждой микро-группы должны быть равны.

Ребятам в группах выдаются цветовые поля с разными заданиями и упражнениями.

Грамматика является одним из наиболее сложных аспектов в изучении иностранного языка, поэтому цветовые поля будут от красного до зелёного цвета, по степени сложности заданий.

Каждая микро-группа получает свой номер и на цветовых полях, которые тоже пронумерованы, работает только под данной цифрой (или 1, или 2, или 3 …). Переход учащихся от первого этапа ко второму, и от второго к третьему осуществляется через каждые 10 минут.

Первый этап

1/ Formez l'inversion compliquée
Образуйте сложную инверсию
2/ Formez les propositions interrogatives
Образуйте вопросительные предложения
3/ Formez l'inversion simple
Образуйте простую инверсию
1/ Combien coûte cette robe ? 1/ Pierre et Nina font du sport. 1/ Comment la balle est-elle ?
1a/ 1a/ 1a/
2/ Comment est la porte ? 2 /Elle danse une valse. 2/ Que Nadine fait-elle ?
2a/ 2a/ 2a/
3/ Pourquoi pleure Oleg? 3/ Il va à la fabrique. 3/ Qui Pierre est-il ?
3a/ 3a/ 3a/
Conclusions:
Выводы:

Второй этап

1/ Formez l'inversion simple
Образуйте простую инверсию
2/ Formez l'inversion compliquée
Образуйте сложную инверсию
3/ Formez les propositions interrogatives
Образуйте вопросительные предложения
1/ Comment le ballon est-il ? 1/ Qui sont ces enfants? 1/ Elles vont au magasin.
1a/ 1a/ 1a/
2/ Quand le père revient – il ? 2/ Que fait Serge? 2/ Nicolas boit du thé.
2a/ 2a/ 2a/
3/ Où Serge est-il? 3/ Comment est la télé? 3/ Pierre pratique le sport.
3a/ 3a/ 3a/
Conclusions:
Выводы:

Третий этап

1/ Formez les propositions interrogatives
Образуйте вопросительные предложения
2/ Formez l'inversion simple
Образуйте простую инверсию
3/ Formez l'inversioncomplique
Образуйте сложную инверсию
1/ Nina arrose des fleurs. 1/ Comment la table est – elle ? 1/ Qui est ce garçon ?
1a/ 1a/ 1a/
2/ Ils vont au cinéma. 2/ Combien ces pommes coûtent – elles ? 2/ Qui est cette fille ?
2a/ 2a/ 2a/
3/ Elle joue au tennis. 3/ Pourquoi Michel dessine–t–il ces animaux? 3/ Combien coûte ce manteau ?
3a/ 3a/ 3a/
Conclusions:
Выводы:

Выполнение всех заданий дозируется по минутам. На третьем этапе времени предоставляется больше, чем на первых двух, так как учащимся надо выполнить своё задание и успеть проанализировать работу предыдущих микро-групп.

Выводы, как правило, делают лидеры, благодарят за работу всех школьников, и они же их оценивают.

Оценочная таблица (находится у лидера каждой группы) – Приложение 1.

Заключение

Позитивное влияние уроков на здоровье школьников.

  1. Урок проходит в режиме смены динамики поз.
  2. Во время урока меняются цветовые поля, глаза учащихся не фиксируются на одной точке.
  3. Ученики чувствуют себя спокойно, что позволяет им свободно высказывать свои мысли.
  4. Дети не испытывают чувство страха.
  5. Мыслительная деятельность протекает интенсивно.
  6. Учитель выступает в роли наставника.

Список использованной литературы:

  1. Г. К. Селевко: «Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса».
  2. «Учебно-познавательная коллективная деятельность школьников» под редакцией И. Б. Первина. – М.: «Педагогика». 1985г.
  3. Лиймете Х. Й. «Групповая работа на уроке». – М.: «Просвещение». 1975г.
  4. Маркова А. К. «Формирование мотивации ученья». – М.: «Просвещение». 1990г.
  5. Чередов И. М.: «Формы учебной работы в средней школе». – М.: «Просвещение». 1988г.