Урок русского языка по теме "Упражнение в определении спряжения глаголов"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  1. совершенствовать знания  учащихся о спряжении глаголов;
  2. формировать умения правильно определять спряжение глаголов;
  3. создание атмосферы доброжелательности между учащимися, учителем и учащимся, стимулирование активного творческого труда.

Оборудование: Проектор, экран, презентация, карточки.

Ход урока.

I Организационный момент

II Актуализация знаний
Учитель:
- Какие части речи мы знаем?
Учащиеся:
Имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог, союз.

- Учитель:
- О какой части речи это говориться? (слайд 2)

Удивительная часть речи
В русском языке живет:
Кто что делает, расскажет:
Вяжет, сеет иль, поет.

Может плакать и смеяться,
Или забивает гол,
Начинаем удивляться –
Растолкует все … Кто?

Учащиеся:
- Глагол.
Учитель:
-  Приведите примеры.

III Обобщение, систематизация знаний
1. Фронтальная работа.
Учитель:
- О какой части речи на уроке пойдёт речь?
Учащиеся:
- Речь на уроке пойдёт о глаголе.
Учитель:
- Какие вопросы можно задать по данной теме? (слайд 3)
Игра «Вопрос - ответ» (Ученик задаёт вопрос и указывает ученика из класса, который будет отвечать на заданный вопрос. Если ученик не может ответить на вопрос, то он отвечает сам.)
Вопросы и ответы детей. Приводят примеры.
Работа в паре. 
- А теперь, используя данную таблицу, обсудите в паре, что вы сказали. (Слайд 4)

Учитель:
 -Какие глаголы относятся к первому спряжению, а какие ко второму спряжению?
Выслушиваются ответы детей. (Слайд 5)
Учитель:
- Прочитайте задание и попробуйте определить тему нашего урока.
Учащиеся:
- Будем определять спряжение у глаголов. ( Слайд 6)

Самостоятельная работа.
Упражнение 1: (Слайд 7)
Данные глаголы запиши в два столбика по спряжениям.
Светит, читаешь, любите, решим, прячется, падают, скрипят, работал, сидеть.
Взаимопроверка. (Слайд 8)
Учитель:
- Почему глагол работал вы, не записали? Поставьте этот глагол в начальную форму.
- Что вы знаете о глаголах неопределённой формы?
Учащиеся рассказывают правило о глаголах неопределенной формы.

Упражнение 2: (Слайд 9)
Найдите в тексте глаголы и запишите их в неопределённой форме. Укажите спряжение.

Ёлка.
Ребята долго ждали весёлого праздника. Наконец наступил декабрь. В комнату внесли пушистую елку. Дети наряжают лесную красавицу. На ветки надели хлопушки, флажки и другие ёлочные игрушки. Засверкала золотая паутинка. На верхушке ёлки укрепили звезду. Ёлка ожила. В комнате теперь шумно и весело.

Фронтальный опрос.

Физминутка
(Учитель называет глаголы первого спряжения – учащиеся садятся, называет глаголы второго спряжения – встают.)

Учитель:
-Определять спряжение глаголов умеем, а сможем ли исключить лишний глагол.
Работа в группах.
Упражнение 3: (Слайд 10)
«Исключи лишнее слово» Устно.
Пишем, вяжем, стираем, дружим (т.к. это глагол II спряжения, а остальные - I)
Строим, клеим, отвечаем,  говорим, (т.к. это глагол II спр., а остальные - I) .
Молчат, посеют, думают, живут (посеют - будущее время, а остальные глаголы в настоящем времени).
Читать, делать, лететь, накрыл, петь (т.к. это глагол прошедшего времени)
Ученики в группах обсуждают задание, затем выступают представители от групп.

Задание 4: ( Слайд 11)
Составьте текст из данных глаголов и запишите. Глаголы в тексте используйте в форме 3 лица множественного числа. У глаголов определите спряжение.
    Дуть, замерзать, голодать, подкормить, доставать.
Ученики в группах обсуждают задание, затем тексты читают представители от групп.

Индивидуальная работа.
Первая группа выполняет тест, работая за компьютером
Вторая группа работает по учебнику, выполняет упражнение 152.
Затем происходит смена деятельности. 

IV. Контроль и оценка.
Оценки за урок учащиеся получают по итогам работы с тестом

V. Домашнее задание (стр.95, упр.146)

VI. Итог урока. (Слайд 12)
Учитель:
- Как определить спряжение у глаголов?
Ответы учащихся.

VII. Рефлексия.
Кому было комфортно сегодня на уроке? Кому не очень? Почему?
Кто на уроке испытывал трудности? В каком месте?