Развитие познавательных способностей на уроке "Умники и умницы" по теме "Причинно-следственные связи"

Разделы: Начальная школа

Ключевые слова: умники и умницы


ЦЕЛИ:

  1. Узнать, что такое причина и что такое следствие.
  2. Уметь видеть закономерности между причиной и следствием, уметь доказательно объяснять ход того или иного события.
  3. Развивать внимание, память, логическое мышление, воображение, творчество, монологическую речь.

ПОДГОТОВКА К УРОКУ:

Толковые словари-3 шт. (для каждой группы)

Слова -карточки к разминке ,буквы, цифры .(сорока, страус, лягушка, дятел, соловей, галчонок, лебедь, орёл, самец, пингвин; р т л ы е н е ё е п ; 3 2 1 5 6 6 4 3 4 1 ).

Таблицы:

  • причина, следствие,
  • птицы улетают в тёплые края, потому что:
  • птицы не сбиваются с пути, благодаря:
  • птицы возвращаются на старые места ,потому что:.
  • нет корма;
  • солнцу, звёздам, магнитному полю Земли
  • наступила весна, появился корм;
  • подул южный ветер, светит солнце;
  • для размножения и воспитания потомства.

Карточки на доске у учителя. (У каждого ребёнка должны быть чистые листочки для работы)

Приметы на доску:

  • Строгой зиме быть, коли птица дружно в отлёт пошла.
  • Осенью птицы летят низко - к холодной зиме.

Конверты с такими же приметами, но разрезанными на части лежат на столах у обучающихся ("Строгой зиме быть" и "коли птица дружно" " в отлёт пошла"; "Осенью птицы летят низко" и " к холодной зиме")

(один конверт на два человека)

Задания для групп:

1группе

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
в д ё з л н о с ц ы
4 1 3 4 2 10

2группе

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
в д е з л н о с ц ы
8 7 5 6 9 3

3 группе

л е з е м
о а г н л
п м и и
е о н т

Задачи для каждого учащегося на карточке:

1) Сколько весит ласточка и сколько весит воробей?

2) Летят утки в ряд. Пятая утка посередине. Сколько всего уток?

3) Скорость стрижа на 204 км/ч больше скорости домашнего голубя. Скорость домашнего голубя больше, чем скорость колибри на 8 км/ч. Найти скорость стрижа и скорость колибри, если скорость голубя 96км/ч.

Карточки для рефлексии в конвертах для детей:

Жёлтого цвета - Мне урок неинтересен потому что:

Красного цвета - Мне урок интересен потому что:

Конверты жёлтого и красного цветов на каждую группу учащихся.

Музыка спокойная.

Разделить детей на 3 группы.

Оформление доски

img8.gif (10047 bytes)

ХОД УРОКА

1. Мозговая гимнастика

(Звучит музыка)

- Сегодня на уроке мы будем с вами общаться, говорить, мыслить, решать.

Всё у человека предназначено для самого себя, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна, она нужна другим людям, чтобы им с вами было легко и радостно. Посмотрите друг на друга.: Улыбнитесь по-доброму. Пусть ваши светлые улыбки порадуют и меня, и вас.. Я желаю вам удачи на уроке!

Начнём урок с мозговой гимнастики.

"Качание головой"

Упражнение стимулирует мыслительные процессы. Дышите глубоко, расслабьте плечи, уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону.

"Ленивые восьмёрки"

Упражнение помогает запоминать, повышает устойчивость внимания.

Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости 8 сначала правой, теперь левой, а затем обеими.

"Шапка для размышлений"

Улучшает внимание, ясность восприятия и речь. Наденьте шапку, т.е. мягко заверните уши от верхней точки до мочки.

"Зоркие глазки"

Упражнение служит для профилактики нарушения зрения. Рисуем круг глазами по часовой стрелке и против часовой.

"Стрельба глазами".

Полезно при всех видах нарушения зрения. Двигайте глазками вправо-влево, вверх-вниз.

2. Разминка

А сейчас тихо садитесь. Начинаем разминку.

-(3) Кого называют белобокой? (сорока)

-(2) Самая большая птица? (страус)

-(1) Любимое лакомство аиста? (лягушка)

-(5) Среди деревьев кузнецы куют. (дятлы).

-(6) Он серенький на вид, но пеньем своим знаменит. (соловей)

-(6) Птица из повести Успенского "Дядя Фёдор, кот и пёс" (галчонок)

-(4) В кого превратился гадкий утёнок из сказки Андерсена? (лебедя).

-(3) Всем птицам царь, гордо смотрит вдаль, строгое оперенье, острое зрение. (орёл).

-(4) Кто кукует у кукушки самец или самка? (самец)

-(1) У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуйками? (пингвин)

-Посмотрите на ответы, выберите указанные буквы, 3 2 1 5 6 6 4 3 4 1 из ответов р т л ы е н е ё е п .Составьте слово.

-Какое слово получилось? (перелётные).

-Ваши ассоциации со словом "перелётные"? (птицы)

-Почему их так называют? (высказывания детей).

Учитель выставляет табличку "Птицы улетают в тёплые края потому что:"

-Сегодня мы будем учиться устанавливать причинно-следственные связи.

(открыть табличку с названием темы урока.)

3. Целеполагание

-А какие цели вы поставите перед собой?

Познакомиться::.

Учиться::

Развивать:

4. Работа над темой.

-А что такое причина? Следствие?

-Объясните значение слов, как понимаете.

-Давайте обратимся к толковому словарю. (Дети находят толкование слов по словарям).

-Прочитайте предложение "Птицы улетают в тёплые края". Установите причина это или следствие? (следствие)

-Попробуем узнать причину. (Открываются слова "причина" и "следствие")

-рассмотрите и запомните как можно точнее.

(учитель показывает таблицы, а дети запоминают.)

-Зарисуйте. (Дети рисуют)

-Проверьте.

-Поднимите руку, кто не ошибся.

Это дети самые внимательные. Покажите, кто желает, свои рисунки.

-Что объединяет эти рисунки? (это птицы)

-Дорисуйте последнее изображение до целого.

-Какой рисунок лишний? (Предположения детей)

-В какой последовательности начинается отлёт?

-Почему последними улетают водоплавающие?

-Так какая причина отлёта? (нет корма)

(вывешивается табличка с этими словами под табличку "причина")

-Что следствие? (птицы улетают в теплые края)

-А почему птицы не сбиваются с пути, ведь они летят очень долго и далеко.

(Учитель берёт табличку со словами "птицы не сбиваются с пути,благодаря..")

-Это причина или следствие? (следствие)

-Ваши предположения. А хотите получить научно обоснованный ответ?

-Для этого выполните задание по группам. 1 и 2 группы используя шифр, запишите слово. 3 группа.

(Для первой группы:

Для второй группы:

img5.gif (2816 bytes)

Прочитайте словосочетание, начиная с выделенной буквы.

Прочитайте ответы.1 группа- солнце

2группа - звёзды

3 группа - магнитное поле Земли.

-Какая же причина того, что птицы не теряют ориентацию в пути?

(Вывешивается табличка " солнцу, звёздам, магнитному полю Земли")

-Что вы сейчас установили? (Причину)

-А следствие? (Птицы не сбиваются с пути)

-Маршруты птичьих путешествий складывались тысячелетиями. Много километров им приходилось пролетать.

5. Релаксация. (Звучит спокойная музыка).

Давайте и мы представим, как вместе с птицами медленно поднимаемся в небо. Закройте глаза, расслабьтесь, мы поднимаемся всё выше и выше. Здесь высоко в небе всё спокойно и тихо. Мы летим над родными местами, нам легко и приятно. Ветерок обдувает наше лицо, сейчас может произойти что-то чудесное и волшебное. ..

Мы возвращаемся на родную землю. Здесь, в классе, нам хорошо и уютно. Потянулись, выпрямились, будьте снова бодрыми, свежими, внимательными.

6. Продолжение работы над темой.

-Оказывается, птицы преодолевая огромные расстояния, испытывая трудности, тоже возвращаются в свои родные места. (Вывешивается табличка: "птицы возвращаются на старые места, потому что:.")

Что это причина или следствие? (следствие)

-А какова причина возвращения? У вас возникнет возможность выбрать правильный ответ, но для этого выполните логические задания (на карточках.)

1-ая задача и вариант ответа. (Вывешивается табличка)

Наступила весна - появился корм.

2-ая задача и вариант ответа. (Вывешивается табличка).

Подул южный ветер - светит солнце.

3-я задача и вариант ответа. (Вывешивается табличка).

Для размножения и воспитания потомств

-Выберете верный ответ и обоснуйте: что это было причина или следствие? (Причина).

-Мы узнали, по каким причинам перелётные птицы:

-Улетают в тёплые края

-Не сбиваются с пути

-И возвращаются на старые места.

-Люди издавна наблюдали за птицами, и есть много примет, связанных с птицами.

7. Закрепление.

Объединитесь в пары, возьмите конверт: в нём карточки, на которых приметы, связанные с птицами - составьте их.

Карточка 1:

Карточка 2:

Прочитайте.

Строгой зиме быть, коли птица дружно в отлёт пошла.

Где причина? Где следствие? (Учитель на доске вывешивает составленную примету)

Осенью птицы летят низко - к холодной зиме.

Назовите причину, следствие.

8. Итог.

Над какой темой работали? (обращение к таблице: познакомились, учились, развивали)

9. Рефлексия.

В конце урока мне интересно узнать ваше мнение. На столе у вас лежат карточки красного и жёлтого цвета - прочитайте их. Что записано: причина или следствие? (следствие) Что вы должны дописать? (причину) Выберете одну из карточек и закончите предложение. Кто хочет поделиться своими впечатлениями от урока? Если вы выбрали красный цвет - положите в красный конверт, жёлтый - в жёлтый конверт. На следующем уроке мы продолжим составлять цепочки: причина-следствие и наоборот.

Спасибо за работу!