ЦЕЛИ:
ПОДГОТОВКА К УРОКУ:
Толковые словари-3 шт. (для каждой группы)
Слова -карточки к разминке ,буквы, цифры .(сорока, страус, лягушка, дятел, соловей, галчонок, лебедь, орёл, самец, пингвин; р т л ы е н е ё е п ; 3 2 1 5 6 6 4 3 4 1 ).
Таблицы:
- причина, следствие,
- птицы улетают в тёплые края, потому что:
- птицы не сбиваются с пути, благодаря:
- птицы возвращаются на старые места ,потому что:.
- нет корма;
- солнцу, звёздам, магнитному полю Земли
- наступила весна, появился корм;
- подул южный ветер, светит солнце;
- для размножения и воспитания потомства.
Карточки на доске у учителя. (У каждого ребёнка должны быть чистые листочки для работы)
Приметы на доску:
- Строгой зиме быть, коли птица дружно в отлёт пошла.
- Осенью птицы летят низко - к холодной зиме.
Конверты с такими же приметами, но разрезанными на части лежат на столах у обучающихся ("Строгой зиме быть" и "коли птица дружно" " в отлёт пошла"; "Осенью птицы летят низко" и " к холодной зиме")
(один конверт на два человека)
Задания для групп:
1группе
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
в | д | ё | з | л | н | о | с | ц | ы |
4 | 1 | 3 | 4 | 2 | 10 |
2группе
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
в | д | е | з | л | н | о | с | ц | ы |
8 | 7 | 5 | 6 | 9 | 3 |
3 группе
л | е | з | е | м |
о | а | г | н | л |
п | м | и | и | |
е | о | н | т |
Задачи для каждого учащегося на карточке:
1) Сколько весит ласточка и сколько весит воробей?
2) Летят утки в ряд. Пятая утка посередине. Сколько всего уток?
3) Скорость стрижа на 204 км/ч больше скорости домашнего голубя. Скорость домашнего голубя больше, чем скорость колибри на 8 км/ч. Найти скорость стрижа и скорость колибри, если скорость голубя 96км/ч.
Карточки для рефлексии в конвертах для детей:
Жёлтого цвета - Мне урок неинтересен потому что:
Красного цвета - Мне урок интересен потому что:
Конверты жёлтого и красного цветов на каждую группу учащихся.
Музыка спокойная.
Разделить детей на 3 группы.
Оформление доски
ХОД УРОКА
1. Мозговая гимнастика
(Звучит музыка)
- Сегодня на уроке мы будем с вами общаться, говорить, мыслить, решать.
Всё у человека предназначено для самого себя, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна, она нужна другим людям, чтобы им с вами было легко и радостно. Посмотрите друг на друга.: Улыбнитесь по-доброму. Пусть ваши светлые улыбки порадуют и меня, и вас.. Я желаю вам удачи на уроке!
Начнём урок с мозговой гимнастики.
"Качание головой"
Упражнение стимулирует мыслительные процессы. Дышите глубоко, расслабьте плечи, уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону.
"Ленивые восьмёрки"
Упражнение помогает запоминать, повышает устойчивость внимания.
Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости 8 сначала правой, теперь левой, а затем обеими.
"Шапка для размышлений"
Улучшает внимание, ясность восприятия и речь. Наденьте шапку, т.е. мягко заверните уши от верхней точки до мочки.
"Зоркие глазки"
Упражнение служит для профилактики нарушения зрения. Рисуем круг глазами по часовой стрелке и против часовой.
"Стрельба глазами".
Полезно при всех видах нарушения зрения. Двигайте глазками вправо-влево, вверх-вниз.
2. Разминка
А сейчас тихо садитесь. Начинаем разминку.
-(3) Кого называют белобокой? (сорока)
-(2) Самая большая птица? (страус)
-(1) Любимое лакомство аиста? (лягушка)
-(5) Среди деревьев кузнецы куют. (дятлы).
-(6) Он серенький на вид, но пеньем своим знаменит. (соловей)
-(6) Птица из повести Успенского "Дядя Фёдор, кот и пёс" (галчонок)
-(4) В кого превратился гадкий утёнок из сказки Андерсена? (лебедя).
-(3) Всем птицам царь, гордо смотрит вдаль, строгое оперенье, острое зрение. (орёл).
-(4) Кто кукует у кукушки самец или самка? (самец)
-(1) У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуйками? (пингвин)
-Посмотрите на ответы, выберите указанные буквы, 3 2 1 5 6 6 4 3 4 1 из ответов р т л ы е н е ё е п .Составьте слово.
-Какое слово получилось? (перелётные).
-Ваши ассоциации со словом "перелётные"? (птицы)
-Почему их так называют? (высказывания детей).
Учитель выставляет табличку "Птицы улетают в тёплые края потому что:"
-Сегодня мы будем учиться устанавливать причинно-следственные связи.
(открыть табличку с названием темы урока.)
3. Целеполагание
-А какие цели вы поставите перед собой?
Познакомиться::.
Учиться::
Развивать:
4. Работа над темой.
-А что такое причина? Следствие?
-Объясните значение слов, как понимаете.
-Давайте обратимся к толковому словарю. (Дети находят толкование слов по словарям).
-Прочитайте предложение "Птицы улетают в тёплые края". Установите причина это или следствие? (следствие)
-Попробуем узнать причину. (Открываются слова "причина" и "следствие")
-рассмотрите и запомните как можно точнее.
(учитель показывает таблицы, а дети запоминают.)
-Зарисуйте. (Дети рисуют)
-Проверьте.
-Поднимите руку, кто не ошибся.
Это дети самые внимательные. Покажите, кто желает, свои рисунки.
-Что объединяет эти рисунки? (это птицы)
-Дорисуйте последнее изображение до целого.
-Какой рисунок лишний? (Предположения детей)
-В какой последовательности начинается отлёт?
-Почему последними улетают водоплавающие?
-Так какая причина отлёта? (нет корма)
(вывешивается табличка с этими словами под табличку "причина")
-Что следствие? (птицы улетают в теплые края)
-А почему птицы не сбиваются с пути, ведь они летят очень долго и далеко.
(Учитель берёт табличку со словами "птицы не сбиваются с пути,благодаря..")
-Это причина или следствие? (следствие)
-Ваши предположения. А хотите получить научно обоснованный ответ?
-Для этого выполните задание по группам. 1 и 2 группы используя шифр, запишите слово. 3 группа.
(Для первой группы:
Для второй группы:
Прочитайте словосочетание, начиная с выделенной буквы.
Прочитайте ответы.1 группа- солнце
2группа - звёзды
3 группа - магнитное поле Земли.
-Какая же причина того, что птицы не теряют ориентацию в пути?
(Вывешивается табличка " солнцу, звёздам, магнитному полю Земли")
-Что вы сейчас установили? (Причину)
-А следствие? (Птицы не сбиваются с пути)
-Маршруты птичьих путешествий складывались тысячелетиями. Много километров им приходилось пролетать.
5. Релаксация. (Звучит спокойная музыка).
Давайте и мы представим, как вместе с птицами медленно поднимаемся в небо. Закройте глаза, расслабьтесь, мы поднимаемся всё выше и выше. Здесь высоко в небе всё спокойно и тихо. Мы летим над родными местами, нам легко и приятно. Ветерок обдувает наше лицо, сейчас может произойти что-то чудесное и волшебное. ..
Мы возвращаемся на родную землю. Здесь, в классе, нам хорошо и уютно. Потянулись, выпрямились, будьте снова бодрыми, свежими, внимательными.
6. Продолжение работы над темой.
-Оказывается, птицы преодолевая огромные расстояния, испытывая трудности, тоже возвращаются в свои родные места. (Вывешивается табличка: "птицы возвращаются на старые места, потому что:.")
Что это причина или следствие? (следствие)
-А какова причина возвращения? У вас возникнет возможность выбрать правильный ответ, но для этого выполните логические задания (на карточках.)
1-ая задача и вариант ответа. (Вывешивается табличка)
Наступила весна - появился корм.
2-ая задача и вариант ответа. (Вывешивается табличка).
Подул южный ветер - светит солнце.
3-я задача и вариант ответа. (Вывешивается табличка).
Для размножения и воспитания потомств
-Выберете верный ответ и обоснуйте: что это было причина или следствие? (Причина).
-Мы узнали, по каким причинам перелётные птицы:
-Улетают в тёплые края
-Не сбиваются с пути
-И возвращаются на старые места.
-Люди издавна наблюдали за птицами, и есть много примет, связанных с птицами.
7. Закрепление.
Объединитесь в пары, возьмите конверт: в нём карточки, на которых приметы, связанные с птицами - составьте их.
Карточка 1:
Карточка 2:
Прочитайте.
Строгой зиме быть, коли птица дружно в отлёт пошла.
Где причина? Где следствие? (Учитель на доске вывешивает составленную примету)
Осенью птицы летят низко - к холодной зиме.
Назовите причину, следствие.
8. Итог.
Над какой темой работали? (обращение к таблице: познакомились, учились, развивали)
9. Рефлексия.
В конце урока мне интересно узнать ваше мнение. На столе у вас лежат карточки красного и жёлтого цвета - прочитайте их. Что записано: причина или следствие? (следствие) Что вы должны дописать? (причину) Выберете одну из карточек и закончите предложение. Кто хочет поделиться своими впечатлениями от урока? Если вы выбрали красный цвет - положите в красный конверт, жёлтый - в жёлтый конверт. На следующем уроке мы продолжим составлять цепочки: причина-следствие и наоборот.
Спасибо за работу!