ЦЕЛЬ КУРСА: развивать творчество, фантазию, воображение эстетический вкус с помощью новых технологий в изодеятельности.
ЗАДАЧИ:
- Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами;
- Учить детей самостоятельно определять замысел и сохранять его на протяжении всей работы; передавать впечатления об окружающем, отражая свои эстетические чувства; передавать доступными выразительными средствами настроение и характер образа.
- Развивать композиционные умения;
- Совершенствовать технику рисования гуашью, акварелью, пастелью, восковыми мелками, свободно экспериментировать, смешивая краски для получения новых цветов и оттенков, смешивать техники.
- Поддерживать стремление детей видеть в окружающем мире красивые предметы и явления;
- Амплификация (обогащение) индивидуального художественно - эстетического опыта;
- Инициировать самостоятельный выбор детьми художественных образов, сюжетов, композиций, а также материалов, инструментов, технических способов и приемов реализации замысла;
- Организовывать вместе с детьми выставки детских работ.
В последнее время слово арттерапия звучит в профессиональной среде психологов, педагогов, людей, занимающихся детским творчеством и у каждого есть свое видение того, что есть лечение искусством (арт - искусство, терапия - лечение).
Широкое развитие получили разные виды арттерапий (музотерапия, библиотерапия, аромотерапия, изотерапия). В моей работе с детьми педагогическое направление изотерапии имеет неклиническую направленность и рассчитано на потенциально здоровую личность, и понимается как забота об эмоциональном сочувствии и психологическом здоровье личности, группы, средствами художественной деятельности.
Для реализации этих задач в изостудии нашего МДОУ создана атмосфера психологического комфорта, уважительное отношение к личности ребенка, внимание к его выбору, мнению. Каждый ребенок имеет право выбора сюжета и изобразительных средств. Особое внимание уделяется малообщительным неконтактным детям. Считаю важным поддерживать атмосферу толерантности к неудачам ребенка, пресекать возможность насмешек со стороны сверстников и поощрять восхищение работами товарищей.
Основной формой работы является игра: от дидактических упражнений до подвижных пластических имитаций. ("Изобрази березку на ветру", "Задумчивая веточка", "Загадочное облако", "Снежинка кружится в воздухе", и тд.). Игра занимает от 3 до 5 мин. занятия и способствует сохранению здоровья детей: снимает стресс, помогает наладить общение.
Используя в работе изотерапию, считаю целесообразным включать в занятие классическую, инструментальную, со звуками природы музыку. Музыка создает настроение и сюжет детской работы, а если необходимо, то может послужить моментом релаксации. В данном случае изодеятельность является не только важным средством нравственного и эстетического воспитания ребенка, но и как условием его эмоционального благополучия.
В своей работе с детьми я использую различные изобразительные техники, в том числе и нетрадиционные. Применяя в своем творчестве нетрадиционные техники, ребенок не только овладевает практическими навыками художника и дизайнера, не только осуществляет творческие замыслы, но и расширяет кругозор, воспитывает свой вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, развивает зрительную память и воображение, приучается творчески мыслить, анализировать и обобщать, а следовательно и арттерапевтический эффект от таких занятий выше
Экспериментирование с различными материалами (рисование свечой, моделирование коллажей, рисование в технике "граттаж", рисование пластилином, и мн. др.), обогащают знание ребенка об их свойсвах, возможностях применения. Руководствуясь данными взглядами, разработала и внедрила в образовательный процесс цикл занятий с использованием нетрадиционных техник, для работы с детьми в кружковой деятельности. В занятиях большое внимание уделяю цветовосприятию.
Считаю, что хорошо развитое цветовосприятие помогает полнее чувствовать красоту окружающего мира, гармонию красок, ощутить душевный комфорт. Цвет помогает ребенку выразить свое настроение, печаль и страх, удивление и восторг. А еще с цветом можно играть!
Детям предлагаются различные игры - задания: нарисуй "зеленую" или "сиреневую" сказку, "настроение цвета" - путем смешения красок детям предлагается с сделать его веселым или печальным. Конечно, сформировать у детей это чувство в полной мере в период дошкольного детства невозможно, но заложить основы необходимо и можно. Работая в тесном взаимодействии с психологом детского сада над развитием эмоциональной сферы воспитанников средствами "изотерапии", можно с уверенностью констатировать: дети умеют разграничивать внутренние и внешние причины происходящего, начинают уверенно контролировать свои чувства.
Пытаясь создать прекрасное в своей работе, ребенок начинает постепенно открывать прекрасное в жизни, он приобретает дополнительный язык. Когда
что - то трудно сказать словами, можно выразить изобразительными средствами: обретение такого дополнительного языка особенно важно для детей с нарушением речи, которым трудно общаться с окружающими. Взаимодействие с учителем - логопедом посредством заданий, которые включают в себя много веселого, занятного, театрального: это различные игры с цветом, развлечения, исследования.
Важно и то, что отношение детей к искусству передается и родителям.
Организуя совместные занятия с детьми и родителями, можно отметить какое это удачное сотрудничество: с одной стороны они учатся не расставаясь, а с другой, встречаются в непривычных ролях.
Это уже и соперники, и одновременно помощники друг другу. Одни задания быстрее и интереснее получаются у детей, а другие - у их родителей. Обе стороны обмениваются идеями, подсказывают друг другу решения. Это прекрасно, так как дети и родители узнают больше друг о друге. Используя искусство в качестве терапевтического фактора, можно с уверенностью сказать, что только в тесном взаимодействии всех участников образовательного процесса можно достичь определенных результатов, не требующих специальных медицинских знаний.
Анализ результатов исследования показал, как постепенно ребята не только учатся новым техникам рисования, но и вносят элементы творчества, выполняют работы с желанием, положительным эмоциональным настроем. В процессе использования изотерапии происходит развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер деятельности, психических процессов.
Дети преодолевают страхи и застенчивость, улучшается их эмоциональный настрой, снижаются эмоциональное напряжение, агрессивность, тревожность, и улучшается психологический климат в коллективе.
"Вручение дипломов за участие в городском конкурсе "Радуга 2007"
Положительное эмоциональное воздействие рисования создает условия для самовыражения личности. А так, как положительные эмоции являются неотъемлемой частью формирования ЗОЖ, то положительный эмоциональный образ, формирующийся на занятиях изобразительной деятельностью способствует становлению не только изобразительной, но и валеологической культуры ребенка - дошкольника.
Ребята с большим желанием идут в изостудию, закрепляют полученные впечатления в свободной творческой деятельности, в группе.
Положительное эмоциональное воздействие рисования создает
Ежегодно воспитанники изостудии являются призерами городских, региональных конкурсов детского творчества. ("Радуга", "Дорога к Храму").
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИЯ КУРСА
(общепедагогические принципы)
Принцип систематичности и последовательности;
Принцип оптимизации и гуманизации учебно - аоспитательного процесса;
Принцип культуросообразности (построение занятий, с учетом регионального компонента);
Принцип интереса (построение работы с опорой на интересы отдельных детей и группы детей в целом).
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ, обусловленные использованием в работе изотерапии и нетрадиционных техник
- Принцип обогащения сенсорно - чувственного опыта;
- Принцип естественной радости;
- Принцип эстетизации предметно - развивающей среды и быта в целом;
- Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности.
- театрализованная деятельность - рисование по просмотренным сказкам, рисование пригласительных билетов;
- Физическая культура - использование рисунков в оформлении к праздникам, развлечениям;
- Музыкальное воспитание - использование рисунков в оформлении праздников, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств;
- Развитие речи - использование на занятии художественного слова, рисование иллюстраций к сказкам, развитие монологической речи при описании и анализе собственных работ и работ своих сверстников.
- Ознакомление с окружающим - расширение кругозора в процессе различных наблюдений, экскурсий, а также знакомство со строением предметов, объектов;
- Принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности.
- Поддерживать в ребенке его чувство собственного достоинства и позитивный образ "Я";
- Отмечать сдвиги в творческом росте посредством сравнения ребенка с самим собой, а не с другими детьми. (Этот принцип позволяет каждому ребенку оставаться самим собой, не испытывать неловкости, стыда, обиды от сравнения с другим, более успешным на его взгляд).
- Не применять негативных оценочных суждений;
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ.
(Этапы названы условно Их количество может варьироваться в зависимости от цели, темы, темпа работы детей)
Настрой ( психологическое вхождение в занятие, можно использовать ритуальную встречу, с использованием персонажей)
Основная часть включает:
- Эмоциональный выбор темы
- Индивидуальная изобразительная работа, активное эксперементирование
- Динамические упражнения на расслабление различных групп мышц, физкультминутки, зрительную гимнастику.
- Музыкальное сопровождение творческой деятельности;
Заключительный этап включает:
- Анализ работ;
- Эмоциональная поддержка продукта детской деятельности;
- Психофизическая разгрузка (аутотренинг, ритуальное прощание, аплодисменты)
Начало занятия - настрой на творчество, состоит в подготовке детей к художественной деятельности. Для этого можно использовать различные упражнения, игры. Например упражнение "комплименты".
Основная часть - предполагает индивидуальное творчество, целесообразно включать музыку в сочетании с изобразительным творчеством. Музыка, как терапевтическое средство, по данным исследований отечественных и зарубежных ученых (В.М. Бехтерев, С.С. Корсаков, К. Швабе и др.), регулирует настроение, улучшает самочувствие. Для занятия лучше выбирать малознакомые мелодии без текста, оркестровые произведения, с мягким мелодикоритмичным рисунком.
Заключительный этап - Каждому ребенку предлагается показать свою работу, поделиться впечатлениями, рассказать о тех мыслях, эмоциях, которые возникли у него в процессе деятельности. Поделиться своими успехами и неудачами в работе, проанализировать причину неудачи и пути устранения. Доверие, которое формируется на занятиях, позволяет детям спокойно воспринимать индивидуальные различия, приходить к взаимопониманию и помогать друг другу. Если ребенок, по каким то причинам отказывается учувствовать в этой форме работы, настаивать не следует.
На занятиях детям предлагается широкий выбор различных изобразительных средств, для создания выразительного образа, но на первых занятиях дети стремятся работать привычными для них средствами. И только по мере ознакомления с различными нетрадиционными техниками, начинают экспериментировать.
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО КУРСУ "АКВАРЕЛЬКА" С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИЗОТЕРАПИИ И НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
(старший дошкольный возраст)
месяц | блок | задачи | тема, техника выполнения |
Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август |
Осенний калейдоскоп Зимние забавы Весенний звон Радуга - дуга |
Познакомить детей с техниками: "по
сырому", "печатание" листьями, восковые мелки и
акварель, рисование, с использованием техники
"набрызг". Учить смешивать акварельные краски, для получения сложных оттенков и передачи осеннего колорита. Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства; вызвать желание передавать характерные признаки объектов и явлений осенней природы; поддерживать творческие проявления. Развивать у детей эстетическое восприятие, обогащать впечатления о прекрасном. Познакомить с новыми техниками: "рисование мятой бумагой", "рисование поролоном", "граттаж", рисование пластилином Учить составлять гармоничные композиции, передающие впечатления о зимнем времени года. Развивать композиционные умения (рисование по всему листу бумаги с передачей пропорциональных и пространственных отношений), творческое воображение. Побуждать детей к созданию фантазийных образов, в свободном сочетании изобразительно - выразительных средств, в красивой зимней композиции, используя гармоничное сочетание разнообразных изобразительных техник. Воспитывать эмоционально - положительное отношение к искусству и природе. Познакомить детей с искусством миниатюры на яйце (славянскими писанками). Освоение техники декоративного раппортного рисования на объемной форме. Знакомство с новыми техниками - рисование пастелью, гелиевыми ручками. Освоение приемов передачи выразительных образов посредством техники "кляксографии" Учить создавать коллективную композицию, свободно размещая вырезанные элементы). Совершенствовать умения детей в создании сюжетных композиций, самостоятельно выбирать художественных материалов, изобразительно - выразительных средств и технических способов. Создавать интерес к познанию природы и отражению полученных представлений в художественных образах. Развивать чувство цвета, формы и композиции, творческое воображение. Воспитывать интерес к народному творчеству. Познакомить детей с искусством миниатюры на яйце (славянскими писанками). Освоение техники декоративного раппортного рисования на объемной форме. Знакомство с новыми техниками - рисование пастелью, гелиевыми ручками. Освоение приемов передачи выразительных образов посредством техники "кляксографии". Учить создавать коллективную композицию, свободно размещая вырезанные элементы). Совершенствовать умения детей в создании сюжетных композиций, самостоятельно выбирать художественных материалов, изобразительно - выразительных средств и технических способов. Создавать интерес к познанию природы и отражению полученных представлений в художественных образах. Развивать чувство цвета, формы и композиции, творческое воображение. |
"Деревья под дождем и ветром" (техника восковые мелки и акварель) "Листопад" (техника печатания листьями) "Дары осени" натюрморт (техника восковые мелки и акварель) "Дворец осени" (техника восковые мелки и акварель) "Букет осени" (техника восковые мелки и акварель) "Танцующие листья" (техника "набрызг") "Осень на Ямале" (техника восковые мелки и акварель) "Мы гуляем в осеннем лесу, парке" (техника акварель и восковые мелки) "Осенние листья" (техника: восковые мелки и акварель), с натуры. "Золотые березы", с элементами обрывной аппликации. "Золотая хохлома и золотой лес", декоративное рисование по мотивам народной росписи. "Деревья смотрят в озеро", (техника: "по сырому", "монотипия"). Белая береза под моим окном:" по мотивам литературного произведения (рисование гуашью, с использованием мятой бумаги) "Зимняя ночь" (рисование гуашью, с использованием мятой бумаги, поролона) "Волшебные снежинки", декоративное рисование (техника восковые мелки и акварель) "Заснеженные деревья" (рисование гуашью, с использованием мятой бумаги) "Дремлет лес под сказку сна", по мотивам литературного произведения, (техника "граттаж") "Морозные узоры" (техника восковые мелки и акварельные краски) "Зимний вечер", техника "пластилинография" (2 занятия) "Елочки - красавицы", гуашь "Зимний букет", рисование с натуры "Северное сияние", (техника "по сырому") "Что нам нравится зимой?", (техника восковые мелки и гуашь). "Солнечный свет", экспериментальное освоение цвета "Море волнуется - раз:", (рисование с использованием зубной щетки) "Весенний букет", с элементами аппликации, коллективное рисование. "Милой мамочки портрет", коллаж "Чудо писанки", техника гуашь "Весенний пейзаж", техника пастель "Фантастические цветы" техника "кляксография" (экспериментальное) "Расписные ткани" (декоративное) техника "гелиевые ручки" "Пасхальный натюрморт" с элементами аппликации "Веселая капля" техника "кляксография" "Цветочный дождь" техника гуашь "Праздничный салют", техника "граттаж", на цветном фоне. "Цветочные вазы и корзины", (аранжировка и составление композиций) "Летняя гроза", техника "по сырому" "Веселые бабочки", "монотипия", коллективная работа "Е.И. Чарушин - художник, изображающий животных (анималист)", рассматривание иллюстраций, беседа по содержанию иллюстраций и творчеству. Рисование по рассказам Е. И. Чарушина "Про Томку", техника "рисование мятой бумагой" "Пластилиновые чудеса", техника "пластилинография" "Волшебный цветок", техника "гелиевые ручки" "Пегас - крылатый конь", техника "восковые мелки и акварельные краски" "Вальс цветов", техника "пастель" "Кудряшки - завитушки", рисование овец, баранов карандашом "ретушь" "Веселые матрешки", техника "гуашь". |