- Цель мероприятия:
- обобщить и систематизировать знания о здоровом образе жизни
- пополнить знания о продуктах, являющихся источниками белков и витаминов
- расширить знания об условиях, обеспечивающих сохранение витаминов и минеральных солей
- дополнить знания о влиянии микроорганизмов на пищевые продукты, о кулинарной обработке продуктов
- систематизировать знания о съедобных дикорастущих травах
- приобретение навыков самостоятельной работы и работы в группах
- совершенствовать умения по сервировке стола
- пополнить знания о русских национальных традициях
- воспитывать аккуратность, самостоятельность, чувство ответственности
- формирование мировоззрения, которое помогает ребенку быть здоровым и счастливым.
- обеспечить усвоение учащимися понятия гармонии в здоровом образе жизни
- умение анализировать проблемы здоровья
- развивать познавательный интерес к изучаемым предметам
- развивать коммуникативные способности и монологическую речь
- умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи
- умение обобщать и применять знания, делать выводы, выделять существенные признаки.
- повысить уровень культуры, воспитание эстетического вкуса, расширять кругозор учащихся
Задачи:
- привить интерес к здоровому образу жизни
- побудить желание учащихся быть здоровым
- воспитывать способность анализировать прочитанную информацию на ярких этикетках
- побудить желание использовать в питании полезные растения нашей полосы
- привить интерес к русским национальным блюдам и традициям
- привить интерес к красивой музыке
- воспитывать способность самостоятельно осваивать науку о здоровье
- воспитывать способность самостоятельно обеспечить себе здоровье
- закрепить знания и умения по выпечке мучных изделий
- закрепить знания и умения по сервировке стола.
Оборудование:
Музыкальное оборудование, мультимедийная система.
Таблицы:
- “ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ”
- “ПОТРЕБНОСТИ ОРГАНИЗМА В ПИТАТЕЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВАХ”,
- “ВИТАМИНЫ”,
- “КАЛОРИЙНОСТЬ ПРОДУКТОВ”,
- “КЛАССИФИКАЦИЯ ПИЩЕВЫХ ДОБАВОК”
Муляжи овощей и фруктов. Электрические плиты, кастрюли, сито, миски, доска для разделки теста, скалка, инструкционные карты. Принадлежности для сервировки столов: скатерти, салфетки, столовые приборы, сервиз чайный, блюда, вазы.
План мероприятия, содержание этапов:
1. Приветствие учителя технологии, биологии, музыки
Здоровье – состояние физического, душевного и социального благополучия.
2. Правильная организация питания, предупреждение болезней.
Виновники болезней – микробы, вирусы, бактерии.
Полезные микроорганизмы.
3. Практическое значение дрожжей.
Практическая работа. Дрожжевое тесто.
4. Доклады учащихся на тему: “Ученые о питании”.
“Доктор М. Горен условия полноценного питания”,
“Целебное питание по Шаталовой”.
5. Обеспечивая организм питанием - о чем необходимо помнить.
Питание должно приносить радость, лечить, обеспечивать очищение организма от шлаков, формировать здоровые клетки мозга, нервной системы.
6. “Музыка здорового питания”.
Исследования ученых о влиянии классической и поп-музыки на аппетит и секрецию желудочного сока.
7. Выбираем наиболее богатые по содержанию витаминов и минеральных веществ овощи и фрукты.
Игра с муляжами овощей и фруктов.
8. Калорийность пищевых продуктов. Практическая работа в группах по составлению меню с минимальным и максимальным содержанием калорийных блюд.
9. Классификация пищевых добавок
Мы не должны обращать внимания на кричащие яркие надписи на упаковках, но должны выработать правило “Сперва прочесть – потом съесть”
10. Полезные растения нашей полосы.
Травяные чаи. Практическая работа – готовим сбитень
11. Защита творческого проекта.
“Кулебяки”
12. Лечебное воздействие музыки.
Учимся выбирать музыку для создания нужной атмосферы.
13. Подводим итоги.
Мы сами должны для себя осваивать науку о здоровье и быть здоровыми.
14. Приглашаем всех к чаепитию.
Сервировка стола к чаю.
Класс подготовлен в виде гостиной – столы накрыты нарядной нежно-зеленой скатертью и вторая скатерть темно-зеленого цвета расположена по диагонали. В центре стола в вазочках - небольшие букетики фиалок и в небольших вазочках, на ножке, в цветной воде с блестками, плавают свечи.
Звучит музыка: П.И.Чайковский “Вальс из оперы Евгений Онегин” 2 действие.
Учитель технологии: Здравствуйте! Мы рады Вас видеть сегодня в нашей гостиной.
Здравствуйте! Я с большим удовольствием желаю здоровья всем присутствующим.
Ведь только ЗДОРОВЫЙ ЧЕЛОВЕК может и должен быть ЧЕЛОВЕКОМ БУДУЩЕГО!
(На экране тема мероприятия).
Звучит музыка: Клод Дебюсси “Лунный свет” из “Бергамасской сюиты”. Вступление.
Учитель музыки: Ребята! Вы, наверное, согласитесь со мной, что каждый человек по натуре своей - художник, творец. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту и гармонию. И это относится не только к музыке и рисованию, оно присутствует во всех сферах жизни, т.е. человек выступает художником не только тогда, когда он непосредственно создает произведения искусства, посвящает себя поэзии живописи или музыке. Чувство красоты и гармонии заложено в самом человеческом труде, в деятельности человека, направленной на преобразование окружающей жизни и самого себя. Чтобы он не делал, он хочет, чтобы было красиво и гармонично, т.е. жить в ладу с самим собой и окружающим миром.
Мы с вами знаем, что здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия - к этому нам с вами и надо стремиться.
Все начинается с детства. Только в детстве можно приучить человека ко всему хорошему, привить хороший вкус, научиться строить свою жизнь по законам красоты. Потери в духовном развитии не просто обедняют внутренний мир человека, но сказываются на всей его жизни, т.к. не зная подлинных ценностей можно легко ошибиться и принять ценности мнимые, лживые за настоящие. С чего же начать?
Учитель биологии: Здоровый человек – это человек не только с полным душевным и социальным благополучием, но и физически сильный, и физиологически развитый человек.
Человечеству издавна знакомы различные заболевания, унесшие жизни множества людей. Вина за это приписывалась колдунам и ведьмам, которых карали, сжигая на костре. Немало несчастных пострадало от этого варварства. Но никто не подозревал, что истинными виновниками болезней являются микробы, вирусы, бактерии. Но чтобы каждый организм был здоровым необходимо помнить о негативном вмешательстве бактерий, микробов.
Учащиеся: Инфекционные заболевания возникают и развиваются при внедрении и размножении болезнетворных микробов в организме.
Нам знакомы заболевания, передающиеся через пищу: Брюшной тиф, дизентерия, заболевание возникает при попадании в организм простейшего одноклеточного организма – Амеба дизентерийная.
На экране слайды микроорганизмов.
Дизентерийная амеба в клетках крови.
Малярийный паразит в клетках крови.
Холера, возбудитель изогнутые спиральные бактериальные клетки, выведены Робертом Кохом в 1886 году.
Учащиеся: Основными источниками инфекции являются больные люди и животные, а переносчиками инфекции: мухи, тараканы, грызуны.
Для сохранения здоровья каждый должен помнить о правильной организации собственного питания и предупреждениях болезни.
Таблица: “ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ”
ЗАБОЛЕВАНИЕ | ПРИЧИНА | ПРОФИЛАКТИКА |
1.ИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ Дизентерия, Холера, Брюшной тиф. |
Возникают при попадании в кишечник возбудителя заболевания. Возможна передача через предметы обихода и грязные руки, при употреблении зараженной воды, переносчиками могут быть мухи и тараканы. | Не пить воду из стоячих водоемов, избегать пользование предметами больного или продезинфицировать их, уничтожать мух и тараканов, соблюдать правила личной гигиены |
2. ГЛИСТНЫЕ ИЛИ ГЕЛЬМИНТОЗЫ Аскаридоз, Энтеробиоз, Эхинококкоз. |
Возникают при заражении яйцами гельминтов, употреблении сырой или плохо прожаренной рыбы или мяса, немытых овощей, фруктов. Несоблюдение правил личной гигиены. Употребление воды из водоемов. | Нее употреблять плохо прожаренные или проваренные мясо или рыбу, тщательно мыть овощи и фрукты. Не пить сырую воду из водоемов, соблюдать правила гигиены. |
3.ПИЩЕВЫЕ ОТРАВЛЕНИЯ Бутулизм. |
Употребление несвежих продуктов, содержащих микроорганизмы и токсичные продукты их жизнедеятельности. | Употреблять в пищу свежие продукты. При признаках пищевого отравления удалить недоброкачественную пищу из желудка: Выпить 1 литр теплой воды и вызвать рвоту |
4. НАРУШЕНИЯ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ Дистрофия. Ожирение. Истощение.
|
1. Ожирение. Переедания и малая
мышечная активность, а также гормональные
нарушения. 2. Истощение. Недостаток поступления, усвоения питательных веществ или повышенное их расходование. |
Соблюдать режим питания, соответствующий энергетическим затратам организма. |
Существуют в нашем организме и полезные микроорганизмы, улучшающие процессы пищеварения, а также микроорганизмы необходимые для приготовления пищи.
Учащиесяся: Дрожжи - микроскопические мелкие грибы, клетки имеют форму шариков. Дрожжи сбраживают сахар до спирта и углекислого газа, получая энергию для жизнедеятельности. Клетки дрожжей были рассмотрены под микроскопом Антонии Ван Левенгуком в 1680 году, и только в 70-х годах 19 века великий французский микробиолог Луи Пастер доказал, что именно дрожжи вызывают брожение. Немногие знают, что, приготавливая тесто, используют только один вид дрожжей-сахарный гриб. В природе этот гриб можно встретить в сладких плодах и ягодах.
Почкование хлебных дрожжей
Учитель биологии: А каково же практическое значение дрожжей?
Учитель технологии. Микроорганизмы получили широкое распространение в кулинарии в процессе приготовления теста - процесс брожения повышает выход готовой выпечки, ее качество. Мы сейчас отправляем на кухню первую бригаду, чтобы поставить дрожжевое тесто и приготовить пиццу. Но сначала вспомним санитарно-гигиенические требования, чтобы при приготовлении - в пищу не попали болезнетворные микробы и не вызывали пищевого отравления:
Учащиеся:
- Готовить пищу надо в специальной одежде - надеть фартук и повязать косынку.
- Тщательно вымыть руки с мылом. Ногти должны быть коротко острижены.
- Убедиться, что используемые продукты свежие.
- Продукты следует резать на досках с соответствующей маркировкой (не резать свежие овощи, зелень на доске для разделки мяса)
И правила техники безопасности:
Осторожно обращаться с ножом, вилкой - не поднимать нож высоко над разделочной доской.
Передавать нож (или вилку) только ручкой вперед, не прихватывать лезвие пальцами.
Наполняя кастрюлю жидкостью, не доливать до края 4-5 см.
При закипании уменьшить нагрев.
Снимать крышку с горячей посуды, приподнимая ее от себя.
Снимать горячую посуду, пользуясь прихватками.
ПИЦЦА
Подогреть 1 стакан молока или воды до 40 град.
Развести дрожжи 1 столовая (сухие )
Добавить 2-4 яйца, 50 г сливочного масла, 1 столовую ложку сахара, 1 чайную ложку соли, 4 стакана муки (просеянной)
Замесить тесто и вымешать пока будет отставать от рук. Накрыть полотенцем и поставить в теплое место на 30 минут.
Нарезать начинку, натереть на терке сыр.
Тесто выложить на доску посыпанную мукой, раскатать и перенести на противень, смазанный маслом.
Раскатанное тесто смазать соусом, выложить начинку, засыпать зеленью и тертым сыром.
Дать немного подойти и выпекать в горячей духовке 15-20 мин пока зарумянится.
Учитель технологии: Первая бригада работает на кухне, а мы послушаем подготовленные доклады на тему “Ученые о питании”.
Учащиеся: зачитывают доклады
“Доктор М. Горен условия полноценного питания”,
Доктор М. Горен определяет основных врагов здоровья человека:
Враг номер один - загнивание животных белков, которое происходит в кишечнике во время переваривания пищи. Этого можно избежать изменением в питании, то есть добавлении в рацион питания клетчатки, как например хлеб с отрубями, сырые овощи и фрукты с добавлением простокваши и фруктовых соков.
Враг номер два - это мочевая кислота вырабатывается продуктами богатыми, белками, мясом и рыбой, но становится опасной, когда эти продукты потребляются неправильно, без добавок овощей и фруктов, которые создают пищевое равновесие организма. Избыток мочевой кислоты часто наблюдается при язве желудка, некоторых кожных заболеваниях и при раке. Доктор М.Горен считает, что чай, кофе, какао, шоколад содержат ксантин, который в организме превращается в мочевую кислоту. Он рекомендует употреблять цветочный чай, куда входит мята, зверобой, шалфей, шиповник и др.
Враг номер три – сахар. В процессе рафинирования из сахара удаляются основные минеральные соли, точно так же, как при обработке пшеницы и риса. При росте употребления сахара увеличивается нехватка основных минеральных солей в нашем пищевом балансе. Большое потребление сахара - один из факторов болезней, связанных с нехваткой кальция. Хотите быть здоровыми - перестаньте есть сладости.
Враг номер четыре – лекарства, табак, алкоголь. А для многих людей врагом является столовая соль. Чтобы быть здоровыми, нужно отказаться совсем или сократить до минимума потребление этих веществ.
Доктор М.Горен: чтобы добиться полноценного питания, необходимо соблюдать шесть основных условий:
Нужно получать только необходимое количество пищи (не переедать).
- В пище должно быть соблюдено равновесие между белками, жирами и углеводами (обычно белков в нашей пище бывает излишек).
- Следует пить необходимое количество жидкости.
- Овощи должны входить в состав пищи вместе с теми частями, в которых
- содержатся минеральные соли и витамины (кожура, отруби, семена).
- Рацион должен содержать максимум витаминов и минеральных солей.
- Растительные продукты должны быть получены из плодородных почв, в которых есть все естественные элементы, а не с обедненных усиленной эксплуатацией почв.
“Целебное питание по Шаталовой”.
Автор широко известной системы естественного оздоровления организма Г.С.Шаталова утверждает, что основа здоровья - целебное питание. И она приводит пример того, как группа людей в горном лагере под ее руководством использовала рецепты целебного питания - салаты из дикорастущих трав, блюда из овощей, круп, приготовленных при минимальной термообработке.
Через несколько дней, люди входили в состояние полного здоровья, к ним возвращалось интуитивное мышление, радость творчества, вдохновение. Они начали сочинять стихи, рисовать, петь. Буквально на глазах люди преображались, становились веселыми, доброжелательными, с прекрасным настроением.
Целебное питание по Шаталовой строится по принципу сезонности:
- весна - это время трав,
- лето - это время фруктов и летних овощей,
- осень - царство осенних овощей и фруктов,
- зима - предпочтение надо отдавать зерновым и крупам.
Шаталова особое внимание обращает на кулинарную обработку продуктов. Тепловая обработка должна быть минимальной.
Сковородки она советует убрать, т.к. при жарении температура масла достигает 250 градусов С, в результате чего вырабатываются яды.
Никогда не разогревайте остывшую пищу. У долгожителей и здоровых людей готовят столько пищи, сколько надо для одного приема.
Никогда не варите пищу в скороварках. В ней температура поднимается выше 100 градусов С.
Учитель технологии: Наша жизнь зависит от пищи. Наш рост, красота, ум, нравственность, наши жизненные силы, таланты, достижения и неудачи, наши болезни - все это результат нашего питания.
Великий Гиппократ утверждал, что человек рождается почти всегда здоровым, а все болезни приходят к нему через рот с продуктами питания.
Человеческий организм можно сравнить с большой строительной площадкой, на которой одновременно идут и строительство и реконструкция. Это значит, что питание должно быть не только “сладкое”, “вкусное”, “калорийное”, но и восстанавливать здоровье и не накапливать мусор.
Каждый знает, чтобы машина двигалась - ей нужен бензин, и притом отличного качества, почему же человек относится беспечно к своему организму, почему не думаем, что произойдет с проглоченным куском: даст ли он нам жизненные силы или ляжет тяжелым грузом и мусором, и, разлагаясь, будет превращаться в источник наших болезней.
Английский геронтолог Джудит Гласс пишет: “Думаю, родителям будет полезно знать о том, что “трудный” характер ребенка подчас является результатом неправильного питания, Что правильное питание улучшает умственные способности, развивает память у детей и таким образом облегчает для них процесс обучения”.
О чем же следует заботиться, обеспечивая свой организм питанием
- основная наша забота
чтобы продукты питания были свежими, качественными, чистыми и легко усваивались организмом.
- вторая забота
наше питание должно не только загружать организм, но и обеспечивать его очищение от шлаков, мусора.
- третья забота
питание должно формировать здоровые клетки мозга, нервной системы, т. е те органы, от которых зависит гармоничное развитие организма.
- четвертая забота
питание должно приносить радость, лечить, обеспечивать и поддерживать высокий моральный дух, прекрасное настроение, тонус, способность к реализации индивидуальных творческих способностей человека.
Звучит музыка: Вольфгам Омодей Моцарт концерт №23 для фортепьяно.
Учитель музыки: Существует такой термин “музыка здорового питания”. Как вы думаете, какая музыка может соответствовать этому термину и почему. (Дети отвечают).
Классическая музыка, звучащая за обедом, улучшает аппетит и положительно влияет на секрецию желудочного сока. Медленная неторопливая трапеза под классику способствует усвоению пищи. Английский ученый Л. Демлинг установил, что некоторые симфонические произведения изменяют кислотность желудочного сока, а британские психологи обнаружили, что классическая музыка располагает к более продолжительным обедам в ресторане.
В течение трех недель ученые Университета Лейстера проводили исследования в ресторане Шеуз, расположенном неподалеку. Один день посетителей кормили в полной тишине, на следующий день под поп-музыку, затем под классику, затем снова в тишине. Когда в качестве фона звучала классическая музыка, клиенты ресторана расходовали на еду и напитки в среднем более Е24 (около $40) на человека. Они вкушали не спеша и улыбались. Когда же играла поп-музыка, каждый обедающий тратил менее Е22 и быстро покидал заведение. Если же принятие пищи проходило в тишине, то расходы клиентов падали до Е21.7 за человека, и ресторан напоминал кафе в стиле ТазМооа.
Великая сила искусства делает нас могущественными, особенно если мы умеем правильно воспринимать и использовать эту силу. Известно, что музыка особый вид искусства в том плане, что ее воздействие на человека сложнее всего поддается анализу. Настоящая музыка это не просто звуки: она способна создавать эмоциональную атмосферу, создавать в воображении зрительные образы, вызывать тактильные ощущения. По силе эмоционального воздействия музыка, несравнима ни с каким другим искусством, она захватывает полностью. Конечно, не всякая музыка наполнена чистой энергией. Но те произведения, в создание которых композитор вложил частицу своего духа, способны на протяжении веков питать чувства и души людей.
Звучит музыка: Вольфгам Омодей Моцарт “Маленькая ночная серенада”.
“Когда мы слышим классическую музыку, то подсознательно у нас возникают ассоциации, связанные с изысканностью, роскошью, богатством, — объяснил этот феномен преподаватель психологии Университета Лейстера доктор Адриан Норт. — Это поднимает настроение, и в результате заставляет потратить немного больше денег. Именно под классическую музыку люди заказывали то, что создает особый настрой, — аперитив, десерт, кофе”.
Учитель биологии: Кажется, что о питании известно всё, но, несмотря на это, сегодня мы поговорим о достижениях и открытиях в биологии, в вопросах питания. Чем богаты все продукты нашего рациона?
Учащиеся: Все вещества входящие в состав пищи мы разделяем на две основные группы. Неорганические – это вода и минеральные соли. Органические - это белки, жиры, углеводы.
Все вещества, поступающие в наш организм, играют не одну роль в формировании нашего здоровья, не так ли?
Таблица “ПОТРЕБНОСТИ ОРГАНИЗМА В ПИТАТЕЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВАХ”
ВЕЩЕСТВА | СОДЕРЖАНИЕ В ПРОДУКТАХ |
НОРМА В СУТКИ |
ЗНАЧЕНИЕ |
БЕЛКИ | В бобовых (горох, чечевица, бобы) и крупах, в мясе. Рыбе, молочных продуктах и орехах. | 105г, из них 48 г животного происхождения. | Необходимы для роста восстановления и замещения клеток организма. |
УГЛЕВОДЫ | В злаках, крупах, корнеплодах, картофеле, хлебе. | 430 –500 г. | Главный источник энергии. |
ЖИРЫ | Животный жир, масло, маргарин, яйца, молочные продукты. | 100гиз них 30г растительного происхождения. | Сконцентрированные запасы энергии, регулируют теплообмен и деятельность Центральной нервной системы. |
ВИТАМИНЫ | В продуктах животного и растительного происхождения. | Минимальные количества. | Для регуляции обмена веществ. |
МИРАЛЬНЫЕ СОЛИ | Соли железа, кальция, калия – в
пищевых продуктах, натрия - в поваренной соли |
Минимальные количества. | Для поддержания постоянства
внутренней среды, свертывания крови, транспорта веществ, передачи нервного импульса. |
ВОДА | Чай, соки, супы. | 1,5 – 2,0 литра. | Для протекания всех обменных процессов. |
Учащиеся: Вода - это универсальный растворитель, который так же обеспечивает перенос других веществ и участвует в терморегуляции.
Соли кальция, калия, фосфора поддерживают солевой состав, участвуют в образовании костной, зубной ткани, обеспечивают работу сердечной мышцы. Соли магния участвуют в синтезе белков и углеводов.
Углеводы самые известные сахара. Но роль углеводов не сводится только к тому чтобы подсластить людям жизнь, их основное назначение- это энергетическая и строительная функции.
Учащиеся: Белки: высокомолекулярные соединения, в организме их от 12до 25% . У белков много биохимических “профессий”. Второе название, протеины - напоминает о древнегреческом морском боге Протее, способном, по преданию, принимать какой угодно облик. Поступающие с пищей белки при переваривании пищи распадаются на отдельные аминокислоты, из которых организм строит свои собственные белки. Человеку достаточно около 50 г белков в день.
Учащиеся: Наряду с белками и углеводами жиры являются одним из трех китов, на которых держится жизнь. Жиры являются топливом для организма, а также и теплоизолятором.
Учитель биологии: Многие сложные белковые молекулы ферментов не могут работать без таких веществ как витамины. ( В переводе с латинского языка ВИТАМИН- это жизнь) Они обеспечивают нормальную жизнедеятельность. Мы все с вами сегодня в гостиной, где принято играть. У каждого на столе находятся муляжи овощей и фруктов, хорошо нам знакомые, давайте вспомним, какие витамины содержатся, в них. И выберем наиболее богатый по содержанию витаминов и минеральных веществ.
(Игра с муляжами овощей и фруктов)
(Слайды таблицы витаминов)
Таблица “ВИТАМИНЫ”
ВИТАМИН | ИСТОЧНИК ПОЛУЧЕНИЯ | ФУНКЦИИ |
ЖИРОРАСТВОРИМЫЕ | ||
А ретинол |
Жир печени трески. В абрикосах, моркови, петрушке. |
Необходим для нормального роста и
развития эпителиальной ткани. Входит в зрительный пигмент родопсин. |
D кальциферон | Жир печени рыб, яичный желток, сливочное масло, молоко. Синтезируется в коже под действием ультрафиолетовых лучей. | Участвует в кальциевом и фосфорном обмене. Необходим для образования костей и зубов. |
К филлохиноны |
Зеленые листья салата, капусты, шпината, крапивы. | Синтезируются микрофлорой кишечника. |
ВОДОРАСТВОРИМЫЕ | ||
С аскорбиновая кислота |
Овощи, плоды, фрукты, ягоды. | Участие в обменных процессах, образовании здоровой кожи, укреплении сосудов. |
В1 тиамин |
Печень, зерновые, бобовые культуры. Пивные дрожжи. | Регуляция углеводного обмена веществ, участие в тканевом дыхании и передаче возбуждения нервной системе. |
В2 рибофлавин |
Яйца, сыр, молоко, мясо, пивные дрожжи, зерновые и бобовые культуры. | Оказывает влияние на ЦНС, обмен белков, жиров, углеводов. Обеспечивает световое и цветовое зрение. |
В6 пиридоксин |
Пшеничные отруби, овощи, зерновые и бобовые культуры, мясо, печень, яйца, молоко. | Участвует в обмене аминокислот , жиров |
В12 цианокобаламид |
Продукты животного происхождения, особенно печень. | Участвует в синтезе РНК, обеспечивает кроветворную функцию организма. |
РР никотиновая кислота |
Мясо, печень, почки, пивные дрожжи, рисовые отруби, и пшеничные зародыши. | Участвуют в белковом обмене и реакциях клеточного дыхания. |
Все питательные вещества в результате тончайших процессов в нашем организме подвергаются взаимопревращениям.
Учащиеся: Основой здорового питания должна стать сбалансированность “строительных элементов” белков, жиров, углеводов, микроэлементов, витаминов. Очень важно чтобы выполнялся закон жизни - закон здоровья.
“Человеческий организм должен находиться в состоянии равновесия между обновлением клеток и их разрушением”.
( Слайд с формулировкой закона)
Учитель биологии: Только органические вещества богаты энергоемкостью, т.е. калорийностью.
Учитель технологии: Пищевые продукты, как и любое топливо, сгорая в организме, выделяют энергию. Пища имеет определенную энергетическую ценность, которую можно количественно измерить в килокалориях. Поэтому другое название энергетической ценности пищевых продуктов – калорийность.
Каждый из нас видел на фабричных упаковках купленных в магазине продуктов цифру, которая соответствует энергетической ценности 100 г продукта.
Практическая работа в группах по составлению меню с минимальным и максимальным содержанием калорийных блюд.
Предлагаем одной группе учащихся, пользуясь таблицей калорийности, сделать рекомендации для учителя биологии, чтобы набрать пару килограммов – дети предлагают высококалорийные продукты – орешки, мясо…
Вторая группа рекомендует учителю технологии продукты, чтобы сбросить пару килограммов – малокалорийные салаты, овощи.
Слайд на экране таблица “КАЛОРИЙНОСТЬ ПРОДУКТОВ”
Все данные в таблице калорийности продуктов даны в расчете на 100 г, в ккал
Овощи, травы и грибы
Лук-шалот, 1 шт. | 7 | Тыква | 29 |
Картофель | 83 | Перец сладкий | 17 |
Свекла | 48 | Редис | 20 |
Морковь | 33 | Репа | 28 |
Зеленый горошек консервированный | 41 | Сельдерей | 21 |
Грибы | 41 | Фасоль стручковая | 31 |
Томаты | 10 | Шпинат | 19 |
Огурцы свежие соленые |
15 8 |
Лук репчатый зеленый |
48 22 |
Салат | 19 | Артишоки | 45 |
Щавель | 30 | Артишоки в ул., 250 г | 150 |
Капуста белокочанная квашеная |
28 14 |
Корни сельдерея | 38 |
Баклажаны | 24 | Цветная капуста | 28 |
Кабачки | 27 | Салат | 15 |
Зеленый горошек | 93 | Качанный салат | 14 |
Белая фасоль | 352 | Фенхель | 49 |
Фасоль, с.з., в уп., 300 г | 102 | Зеленая капуста | 46 |
Брокколи | 33 | Китайская капуста | 16 |
Кукуруза | 103 | Белая капуста | 24 |
Каштаны | 210 | Савойская капуста | 33 |
Морковь | 35 | Зеленая капуста, с.з.,300г | 135 |
Маслины | 351 | Кольраби | 26 |
Сладкий перец | 28 | Маслята | 23 |
Лук-порей | 38 | Редис, 80 г | 16 |
Редька | 19 | Красная свекла | 37 |
Ревень | 18 | Красная капуста | 27 |
Брюссельская капуста | 52 | Красная капуста, с.з.,300г | 133 |
Спаржа | 20 | Брюква | 31 |
Шпинат | 23 | Белый гриб | 34 |
Суповая зелень, с.з., 300 г | 123 | Репа | 33 |
Цуккини | 30 |
Фрукты и ягоды
Арбуз | 38 | Абрикосы | 49 |
Апельсины | 38 | Бананы | 91 |
Урюк | 297 | Курага | 297 |
Брусника | 43 | Грейпфрут | 35 |
Клубника | 36 | Мандарины | 38 |
Виноград свежий | 70 | Изюм | 289 |
Черешня | 52 | Вишня | 52 |
Яблоки свежие сушеные |
46, 273 |
Смородина красная черная |
44 43 |
Земляника | 48 | Клюква | 32 |
Крыжовник | 48 | Лимон | 31 |
Малина | 44 | Груша | 44 |
Персики | 47 | Авокадо | 204 |
Рябина | 81 | Грейпфрут | 32 |
Слива свежая | 47 | Дыня | 33 |
Чернослив | 227 | Киви | 66 |
Ананас | 57 |
Орехи
Орехи грецкие | 612 | Фисташки | 638 |
Арахис | 631 | Фундук | 705 |
Миндаль | 640 |
Сыры
Сыр голландский | 360 | Сыр с грибами (50%) | 395 |
Швейцарский | 335 | Гауда (45%) | 384 |
Российский | 366 | Пармезан (45%) | 389 |
Рокфор | 352 | Овечий сыр (50%) | 370 |
Честер (50%) | 398 |
Мясо и мясные продукты
Телятина: Грудинка | 213 | Говядина: Печень | 87 |
Филе | 158 | Почки | 59 |
Ножка | 161 | Грудинка | 405 |
Окорок | 155 | Оковалок | 380 |
Отбивная на косточке | 188 | Нежирное жаркое | 200 |
Шницель | 162 | Лопатка | 208 |
Спинная часть | 210 | Филе (стейк) | 189 |
Баранина: Грудинка | 533 | Ребра | 446 |
Окорок | 375 | Окорок | 308 |
Отбивная на косточке | 380 | Филе (ростбиф) | 381 |
Лопатка | 380 | Говяжий фарш, 100 г | 118 |
Спинная часть | 459 | ||
Свинина: Нежирное жаркое | 184 | Птица, дичь, дикие животные: Курица | 185 |
Филе | 264 | Гусь | 392 |
Свиная ножка | 431 | Индейка | 205 |
Шейка | 552 | Фазан | 143 |
Окорок | 543 | Дикая птица, в ср | . 108 |
Отбивная на косточке | 537 | Заяц | 124 |
Шницель | 252 | Олений окорок | 123 |
Плечо | 593 | Окорок кабана | 113 |
Колбасы Ветчина | 365 | Жир и масло Жир говяжий топленый | 871 |
Колбаса любительская | 291 | Свиной | 871 |
Украинская | 404 | Маргарин столовый | 720 |
Сардельки | 147 | Сливочный | 720 |
Сосиски | 204 | Масло сливочное | 734 |
Кровяная колбаса | 452 | Топленое | 869 |
Вяленое мясо | 264 | Растительное | 873 |
Сервелат | 484 | Арахисовое масло | 895 |
Копченая колбаса | 507 | Гусиный жир | 930 |
Паштет из печени | 314 | Кукурузное масло | 899 |
Салями | 560 | Майонез, 80% жира | 764 |
Сало | 248 | Майонез салатный, 50% жира | 502 |
Шпик | 658 | Оливковое масло, 1 ст.л. = 12 г | 108 |
Языковая колбаса | 215 | Соевое масло | 899 |
Подсолнечное масло, 1 ст.л. = 12 г | 108 | ||
Молоко и молочные продукты Молоко цельное |
62 | Кефир, 100 г | 63 |
Пахта, 250 г | 90 | Какао | 416 |
Цельное молоко, 100 г | 63 | Шоколад | 568 |
Молоко 3,5%, 250 мл | 160 | ||
Молоко 1,5%, 250 мл | 118 | Сахар | 390 |
Простокваша обезжиренная 250мл | 95 | Мед | 320 |
Молоко сухое | 469 | Варенье | 294 |
Сгущенное с сахаром | 324 | Повидло | 270 |
Сливки 20-% жирности | 199 | Напитки Яблочный сок | 118 |
Сливки Ю-% жирности | 118 | Горький лимон | 119 |
Кефир жирный | 62 | Кола | ПО |
Сметана 25-% жирности | 284 | Овощной напиток | 60 |
Творог 20-% жирности нежирный |
233 75 |
Грейпфрутовый сок без сахара | 75 |
Сырковая масса | 207 | Сок из красной смородины | 125 |
Плавленый сыр, 100 г | 108 | Сок из черной смородины | 138 |
Йогурт 1,5%, 175 | 84 | Кофе без молока и сахара | 6 |
Йогурт 3,5%, 175 г | 119 | Морковный сок | 68 |
Напиток из какао, 250 г | 147 | Лимонад | 123 |
Хлеб, злаки, крупы, бобовые, сухие
завтраки Хлеб белый |
226 |
Апельсиновый сок | 123 |
Хлеб ржаной | 214 | Минеральная вода | 0 |
Крупа гречневая | 329 | Гарниры Макаронные изделия | 330 |
Манная | 333 | Рис | 332 |
Овсяная | 356 | Шлифованный рис | 368 |
Перловая | 330 | Картофельное пюре | 54 |
Пшенная | 335 | Картофельные клецки | 106 |
Фасоль | 310 | Картофель фри | 252 |
Горох | 325 | Копченая или консервированная рыба Сельдь соленая | 261 |
Рис | 332 | Копченый угорь | 337 |
Булочка, 1 шт. = 45 г | 126 | Горбуша | 232 |
Кукурузные хлопья (корнфлекс), 100 г | 388 | Палтус | 238 |
Пшеничный белый хлеб, из муки грубого помола, 1 кусок = 40 г | 100 | Лосось | 170 |
Серый хлеб, 1 кусок = 40 г | 13 | Скумбрия | 238 |
Мюсли, 100 г | 371 | Филе анчоусов, 1 шт. = 50 г | 15 |
Рыба, рыбные продукты, морепродукты Свежая рыба: Камбала | 92 | Шпроты | 153 |
Карп | 87 | Икра | 230 |
Лещ | 100 | Устрицы, 6 шт. | 120 |
Окунь морской | 94 | Креветки (тигровые) | 103 |
Сом | 161 | Омар | 82 |
Судак | 72 | Мидии | 72 |
Треска | 65 | Моллюски | 83 |
Угорь речной | 598 | Креветки | 74 |
Окунь | 162 | Палтус | 262 |
Сиг | 200 | Сельдь | 444 |
Рыбные палочки, с.з., 100 г | 200 | Атлантическая треска | 156 |
Форель | 208 | Морской лосось | 176 |
Щука | 164 | Тунец | 296 |
Учитель технологии: Мы любим получать вкусные подарочки. В нашей гостиной есть корзина с продуктами питания в ярких, красивых упаковках.
Но прежде чем мы откроем пакетики и скушаем содержимое, давайте все вместе прочитаем, что написано на упаковке, мелким шрифтом.
Целый ряд химических веществ, вводят в продукты в виде пищевых добавок для улучшения продукта, его внешнего вида и вкусовых данных, большинство – красители и ароматизирующие вещества.
Учащиеся разбирают яркие пакетики с чипсами, сухариками и сравнивают надписи с таблицей “Классификация пищевых добавок”.
Слайд на экране таблица “КЛАССИФИКАЦИЯ ПИЩЕВЫХ ДОБАВОК”
Пищевые добавки применяются для улучшения продукта, его вкусовых данных и внешнего вида. В России разрешение на применение пищевых добавок выдает Государственный комитет санитарно-эпидемического надзора РФ.
Е102 | опасный | Е230 | подозрительный | Е388 | подозрительн |
Е103 | ракообразующий | Е231 | подозрительный | Е389 | подозрительн |
El04 | подозрительный | Е232 | подозрительный | Е390 | подозрительн |
E105 | ракообразующий | Е233 | подозрительный | Е399 | подозрительн |
E106 | запрещённый | Е237 | подозрительный | Е403 | подозрительн |
Е107 | подозрительный | Е238 | подозрительный | Е407 | расстройство желудка |
Е110 | опасный | Е239 | вреден для кожи | Е408 | подозрительн |
Elll | запрещённый | Е240 | ракообразующий | Е409 | подозрительн |
E120 | опасный | Е241 | подозрительный | Е418 | подозрительн |
E121 | ракообразующий | Е250 | расстройство давления | Е419 | подозрительн |
E122 | подозрительный | Е251 | расстройство давления | Е429 | подозрительн |
E123 | ракообразующий | Е263 | подозрительный | Е430 | подозрительн |
E124 | опасный | Е264 | подозрительный | Е431 | подозрительн |
E125 | ракообразующий | Е282 | подозрительный | Е432 | подозрительный |
E126 | ракообразующий | Е283 | подозрительный | Е433 | подозрительный |
E127 | подозрительный | Е302 | подозрительный | Е434 | подозрительный |
E128 | подозрительный | ЕЗОЗ | подозрительный | Е435 | подозрительный |
E130 | ракообразующий | Е305 | подозрительный | Е436 | подозрительный |
E131 | ракообразующий | Е308 | подозрительный | Е441 | подозрительный |
E140 | подозрительный | Е309 | подозрительный | Е442 | подозрительный |
EH1 | подозрительный | Е310 | подозрительный | Е443 | подозрительный |
E142 | ракообразующий | Е311 | подозрительный | Е444 | Подозрительный |
E150 | подозрительный | Е312 | подозрительный | Е446 | подозрительный |
E152 | ракообразующий | Е313 | подозрительный | Е447 | ракообразующий |
E153 | подозрительный | Е314 | подозрительный | Е450 | расстройство желудка |
E154 | подозрительный | Е317 | подозрительный | Е461 | расстройство желудка |
E155 | подозрительный | Е318 | подозрительный | Е462 | расстройство желудка |
E160d | подозрительный | Е320 | расстройство желудка | Е463 | расстройство желудка |
E160f | подозрительный | Е321 | расстройство желудка | Е464 | расстройство желудка |
E161 | запрещённый | ЕЗ22 | расстройство желудка | Е465 | расстройство желудка |
E166 | подозрительный | Е323 | Подозрительный | Е466 | расстройство желудка |
E171 | вызывают болезни печени и почек | Е324 | Подозрительный | Е467 | подозрительный |
E172 | вызывают болезни печени и почек | Е325 | Подозрительный | Е474 | подозрительный |
E173 | подозрительный | Е328 | подозрительный | Е476 | подозрительный |
E174 | подозрительный | Е329 | подозрительн! | Е477 | подозрительный |
E175 | подозрительный | ЕЗЗО | ракообразуюи | Е478 | подозрительный |
E180 | подозрительный | Е338 | расстройство желудка | Е479 | подозрительный |
E181 | подозрительный | Е339 | расстройство желудка | Е480 | подозрительный |
E182 | подозрительный | Е340 | расстройство желудка | Е482 | подозрительный |
E209 | подозрительный | Е341 | расстройство желудка | Е483 | подозрительный |
E210 | ракообразующий | Е343 | подозрительн | Е484 | подозрительный |
E211 | ракообразующий | Е344 | подозрительн | Е485 | подозрительный |
E212 | ракообразующий | Е345 | подозрительн | Е486 | подозрительный |
Е213 | ракообразующий | Е349 | подозрительн | Е487 | подозрительный |
Е214 | Ракообразующий | Е350 | подозрительн | Е488 | подозрительный |
Е215 | Ракообразующий | Е351 | подозрительн | Е489 | подозрительный |
Е216 | Ракообразующий | Е352 | подозрительн | Е491 | подозрительный |
Е217 | Ракообразующий | Е355 | подозрительн | Е492 | подозрительный |
Е218 | подозрительный | Е356 | подозрительн | Е493 | подозрительный |
Е219 | подозрительный | Е359 | подозрительн | Е494 | подозрительный |
Е220 | ракообразующий | Е365 | подозрительн | Е495 | подозрительный |
Е221 | расстройство желудка | Е366 | подозрительн | Е496 | подозрительный |
Е222 | расстройство желудка | Е367 | подозрительн | Е505 | подозрительный |
Е223 | расстройство желудка | Е368 | подозрительн | Е512 | подозрительный |
Е224 | расстройство желудка | Е370 | подозрительн | Е519 | подозрительный |
Е225 | расстройство желудка | Е375 | подозрительн | Е521 | подозрительный |
Е226 | расстройство желудка | Е381 | подозрительн | Е522 | подозрительный |
Е227 | подозрительный | Е384 | подозрительн | Е523 | подозрительный |
Е228 | подозрительный | Е387 | подозрительн | Е535 | подозрительный |
Е537 | подозрительный | Е628 | подозрительный | Е923 | подозрительный |
Е538 | подозрительный | Е629 | подозрительный | Е924Ь | подозрительный |
Е541 | подозрительный | Е632 | подозрительный | Е925 | подозрительный |
Е542 | подозрительный | Е633 | подозрительный | Е926 | подозрительный |
Е550 | подозрительный | Е634 | подозрительный | Е929 | Подозрительный |
Е554 | подозрительный | Е635 | подозрительный | Е943а | Подозрительный |
Е555 | подозрительный | Е640 | подозрительный | Е943b | подозрительн |
Е556 | подозрительный | Е641 | подозрительный | Е944 | подозрительн |
Е557 | подозрительный | Е906 | подозрительный | Е945 | подозрительн |
Е559 | подозрительный | Е908 | подозрительный | Е946 | подозрительн |
Е560 | подозрительный | Е909 | подозрительный | Е957 | подозрительн |
Е574 | подозрительный | Е910 | подозрительный | Е959 | подозрительн |
Е576 | подозрительный | Е911 | подозрительный | Е1000 | подозрительн |
Е577 | подозрительный | Е913 | подозрительный | Е1001 | подозрительн |
Е580 | подозрительный | Е916 | подозрительный | Е1105 | подозрительн |
Е622 | подозрительный | Е917 | подозрительный | Е15ОЗ | подозрительн |
Е623 | подозрительный | Е918 | подозрительный | Е1521 | подозрительн |
Е624 | подозрительный | Е919 | подозрительный | ||
Е625 | подозрительный | Е922 | подозрительный |
Выясняется, что пищевые добавки вызывают болезни печени, почек, расстройства желудка, сыпь, но наибольшую реакцию вызвали у учащихся ракообразующие пищевые добавки.
Учитель технологии: Итак мы не должны обращать внимания на кричащие яркие надписи на упаковках, но должны выработать правило
“Сперва прочесть – потом съесть”
Учитель биологии: Мы с вами, конечно, знаем, сколько полезных растений нас окружают. На уроках биологии мы изучили строение и распространение растений, а на уроках технологии вы создали папки о полезных растениях нашей полосы.
Учащиеся работают с папками с иллюстрациями растений и докладывают о ценности и полезности трав.
На экране слайды:
КРАПИВА ДВУДОМНАЯ
СНЫТЬ ОБЫКНОВЕННАЯ
ОДУВАНЧИК ЛЕКАРСТВЕННЫЙ
ЛОПУХ ПАУТИНИСТЫЙ
ЦИКОРИЙ ОБЫКНОВЕННЫЙ
ЛАПЧАТКА ГУСИННАЯ
КИСЛИЦА ОБЫКНОВЕННАЯ
ИВАН-ЧАЙ УЗКОЛИСТНЫЙ, КИПРЕЙ.
Учитель технологии: Чай нужный для человека продукт, и важно, чтобы его потребление приносило максимум пользы, чтобы оно основывалось не только на привычках, но и на знании.
В далекое время на Руси пользовался спросом чай из кипрея, да и растение называлось не кипреем, а иван-чаем. Уверяют, что по поставкам в Европу из России первое место принадлежало не пеньке и хлебу, а иван-чаю.
Полезней и ароматней будет кипрейный чай, если он заваривается вместе с другими высушенными пряными растениями. В таких чаях много микроэлементов, витаминов, ароматических веществ. Заваривают цветочные чаи, как и обычные.
В ХХYIII, на Руси, был распространен сбитень. Само слово “сбитень” происходит от глагола “сбивать”, в значении “соединять, собирать воедино разнообразные части”. Сбитни пьют только горячими и получают путем уваривания меда и заваривания сбитневых приправ - пряностей, соков, трав. Отправляем следующую бригаду на кухню готовить сбитень.
СБИТЕНЬ
150 г меда, 2 л воды, 100 г сахара, 2-3 ч. ложки зверобоя, 2 бутона гвоздики, 5-6 зерен черного перца, 1/4 ч. ложки имбиря, 1 ч.л. корицы, 2 ч. ложки мяты.
Мед прокипятить, разведя 1 стаканом воды, снять пену.
Отдельно прокипятить сахар, разведя 1 стаканом воды.
Соединить обе части, проварить вместе на слабом огне, не допуская заметного кипения.
(чтобы выпарилось побольше воды)
В остальной воде отварить пряности в течение 15-20 минут, в закрытом сосуде, дать настояться еще 10 мин.
Процедить, добавить медово-сахарную смесь и подогреть, не доводя до кипения.
Пить только в горячем виде.
Учащиеся: Представление творческого проекта “КУЛЕБЯКИ”
Звучит фоновая музыка:
“Плясовые наигрыши”, “Пойду ль, выйдуль я”, “Саратовская гармоника”
Звучит музыка: Фредерик Шопен. Вальс №10. Сочинение 69 №2.
Учитель музыки: Создание атмосферы. К дружескому вечеру подойдет приятная, мягкая музыка, которую не обязательно внимательно слушать. Если же вы собираетесь демонстрировать гостям достоинства своей новой стереосистемы, то вы рискуете нарушить непринужденность вечера. Приглушенная ненавязчивая музыка придает задушевный характер дружеской беседе. Создает приятное настроение.
Музыка способна излечить наши горести и хандру. Она заставляет заново пережить и воскресить в памяти дорогие нашему сердцу воспоминания. Музыка изменяет восприятие времени и пространства. Музыка влияет на дыхание, пульс, кровяное давление. Музыка снижает стресс и повышает иммунитет. Создаваемая на основе закона музыкальной гармонии музыка обладает лечебным воздействием. Она связана с подсознанием. Прекрасная музыка затрагивает в душе человека самые потаенные струны, о существовании которых он, быть может, и сам не ведал. Чудесная музыка возносит нас к сияющим вершинам! Противостоять этой магической силе трудно - и не нужно. Поэтому научись выбирать ту музыку, которая поможет тебе создать нужную атмосферу.
Звучит Николай Римский-Корсаков “Шехерезада” часть 1.
Притча: “В одном городе жил мудрец. Он был очень мудр, и люди уважали и ценили его. Но в том же городе жил человек, который позарился на место, положение и престиж мудреца и хотел занять его место. Он решил перемудрить мудреца. Он пошел в сад, поймал бабочку, положил ее между раскрытыми ладонями и отправился к мудрецу. Он решил спросить мудреца: “О Мудрейший из мудрых, - скажет он, - если ты действительно такой мудрый, как о тебе говорят в народе, скажи мне, что у меня в руках: живое или мертвое?”
Если мудрец скажет: “Мертвое!”, он раскроет ладони и бабочка вылетит оттуда. И все увидят, что в руках у горожанина было живое. Если мудрец скажет: “Живое!”, он сожмет бабочку между ладонями и бабочка умрет. И он шел, уже предвкушая свою победу.
Когда горожанин вошел во дворец и сделал все, так как хотел, ответ мудреца удивил его и показал народу, кто является самым мудрым в этом городе.
Мудрец посмотрел на горожанина, посмотрел на его ладони и, подумав лишь минуту, ответил: “Все в твоих руках!”
“Все в твоих руках!”
Каждый может использовать знания индивидуально для себя, но обязан быть здоровым и счастливым!
“Все в твоих руках!”
Учитель биологии: Мы заглянули в микроскопическое пространство нашего организма, в котором, в течение всей нашей жизни рождаются, протекают, и заканчиваются неисчислимые реакции, представляющие собой огромное чудо, которое мы называем жизнью, мы вспомнили и выделили все составляющие здоровья каждого организма. Только сам человек, овладев суммой необходимых знаний способен привести свой организм в состояние идеального здоровья.
Учитель технологии: Мы сегодня говорили о проблемах касающихся нашего здоровья. Но можно прекрасно знать грамматику, правила правописания, но писать безграмотно. То же самое относится и к здоровью. Знакомясь с вопросами здоровья, мы должны понемногу, постепенно осваивать науку о здоровье. У всех нас нет другого выхода – мы сами должны обеспечить себе здоровье!
Звучит музыка Антонио Вивальди “Времена года”
Приглашаем всех к чаепитию.
Девочки, разбившись на группы, красиво раскладывают салфетки, сервируют столы десертными тарелками, столовыми приборами, чайными чашками и блюдцами для каждого гостя. За отдельным столиком ученицы раскладывают на блюдо для каждого чайного стола выпечку – пицца и кулебяка. Другая группа девочек разливают и подают сбитень, и различные виды травяных чаев. За чайным столом в игровой форме вспоминаем правила этикета – как вести себя за столом и принимать гостей и русские традиции “званого чая”.