Цель урока:
- дать понятие плотности, ввести формулу вычисления плотности, единицы измерения плотности;
- сформировать умение применять формулу плотности при вычислении расчетных задач;
- продолжить формирование навыков самоконтроля при проверке физического диктанта;
- Ознакомить с некоторыми профессиями;
Оборудование: алюминиевый и свинцовый цилиндры одинакового объема, весы с разновесами, лед, вода в стакане, растительное масло в пробирке, таблицы, компьютер, проектор.
Ход урока
I. Организационный этап. Учитель сообщает цель и структуру урока.
II. Физический диктант. Учащиеся пишут только ответы на листочках.
- Как называется явление сохранения скорости?
- Два тела взаимодействуют, первое тело со скоростью 10 м/c, а второе 20 м/c. Масса какого тела больше?
- Напишите единицу измерения массы?
- Как называется прибор, который измеряет массу тела?
- Где находится эталон массы?
Учитель пишет ответы на доске, а дети делают взаимопроверку в листочках, отмечая знаками «+», «-»правильные и неверные ответы.
III. Актуализация знаний. (Работа в группах.)
- Что такое вещество?
- Из чего состоят вещества?
- Какие вещества вы знаете?
- Чем они отличаются?
IV. Объяснение нового материала .
Тела изготовленные из разных веществ, при одинаковых объемах, имеют разные массы. (Показываю слайд №2).
Давайте убедимся на опыте (учитель демонстрирует опыт с цилиндрами). Масса алюминиевого цилиндра меньше массы свинцового. А если взять одинаковыми массами, то объемы будут разными. Чем это объяснить? Это объясняется физической величиной - плотностью.
Плотность вещества зависит как от массы составляющих его молекул, так и от объема. (Показываю слайд №3)
Например на рисунке А – у этого вещества низкая плотность, пространство между молекулами большое. На рисунке Б – у этого вещества высокая плотность, молекулы упакованы плотно. Плотность показывает, чему равна масса вещества, взятого в объеме 1м³ (или 1см³).
Чтобы определить плотность вещества, надо массу тела разделить на его объем. Следовательно, плотность-эта физическая величина, равная отношению массы тела к его объему: (Показываю слайд №4)
Учащиеся записывают определение и формулу.
- Запишем обозначения (слайд №5):
- А теперь давайте напишите сами по обозначениям математическую формулу плотности. Проверим (слайд №6).
Единицей плотности является -1 кг/м³ (показывает слайд № 7, 8)
Учащиеся работают в группах и делают выводы на следующие вопросы.
- Найдите таблицы 2, 3, 4 учебника на странице 50. Как они называются? Какое из данных веществ имеет самую большую плотность?
- Что вы можете сказать об иридие и платине?
- Какова плотность воды в трех состояниях?
- Каковы плотности фарфора, бетона?
- Какие профессии, связанные с этими веществами вы знаете? (Далее учитель знакомит с профессиями бетонщика, строителя, сталевара, стеклодува, гончара и т. д.)
IV. Закрепление изученного материала (слайд №9).
V. Подведение итогов
Итак, что мы узнали на этом уроке?
(Учащиеся отвечают на следующие способы инициирования рефлексии по слайду №10)
VI. Домашнее задание.
Прочитать §21. Упражнение 7 задания 2) и 4) - по желанию.
Литература:
- Перышкин А.В. Физика .7 класс. - М.: Дрофа, 2004.
- Физика. Школьный иллюстрированный справочник. – М.: «Росмэн»,1995.