Урок объяснения новой темы "Плотность вещества" с компьютерной поддержкой

Разделы: Физика


Цель урока:

  • дать понятие плотности, ввести формулу вычисления плотности, единицы измерения плотности;
  • сформировать умение применять формулу плотности при вычислении расчетных задач;
  •  продолжить формирование навыков самоконтроля при проверке физического диктанта;
  • Ознакомить с некоторыми профессиями;

Оборудование: алюминиевый и свинцовый цилиндры одинакового объема, весы с разновесами, лед, вода в стакане, растительное масло в пробирке, таблицы, компьютер, проектор.

Ход урока

I. Организационный этап. Учитель сообщает цель и структуру урока.

II. Физический диктант. Учащиеся пишут только ответы на листочках.

  • Как называется явление сохранения скорости?
  • Два тела взаимодействуют, первое тело со скоростью 10 м/c, а второе 20 м/c. Масса какого тела больше?
  • Напишите единицу измерения массы?
  • Как называется прибор, который измеряет массу тела?
  • Где находится эталон массы?

Учитель пишет ответы на доске, а дети делают взаимопроверку в листочках, отмечая знаками «+», «-»правильные и неверные ответы.

III. Актуализация знаний. (Работа в группах.)

  • Что такое вещество?
  • Из чего состоят вещества?
  • Какие вещества вы знаете?
  • Чем они отличаются?

IV. Объяснение нового материала .

Тела изготовленные из разных веществ, при одинаковых объемах, имеют разные массы. (Показываю слайд №2).

Давайте убедимся на опыте (учитель демонстрирует опыт с цилиндрами). Масса алюминиевого цилиндра меньше массы свинцового. А если взять одинаковыми массами, то объемы будут разными. Чем это объяснить? Это объясняется физической величиной - плотностью.

Плотность вещества зависит как от массы составляющих его молекул, так и от объема. (Показываю слайд №3)

Например на рисунке А – у этого вещества низкая плотность, пространство между молекулами большое. На рисунке Б – у этого вещества высокая плотность, молекулы упакованы плотно. Плотность показывает, чему равна масса вещества, взятого в объеме 1м³ (или 1см³).

Чтобы определить плотность вещества, надо массу тела разделить на его объем. Следовательно, плотность-эта физическая величина, равная отношению массы тела к его объему: (Показываю слайд №4)

Учащиеся записывают определение и формулу.

  • А теперь давайте напишите сами по обозначениям математическую формулу плотности. Проверим (слайд №6).

Единицей плотности является -1 кг/м³ (показывает слайд № 7, 8)

Учащиеся работают в группах и делают выводы на следующие вопросы.

  1. Найдите таблицы 2, 3, 4 учебника на странице 50. Как они называются? Какое из данных веществ имеет самую большую плотность?
  2. Что вы можете сказать об иридие и платине?
  3. Какова плотность воды в трех состояниях?
  4. Каковы плотности фарфора, бетона?
  5.  Какие профессии, связанные с этими веществами вы знаете? (Далее учитель знакомит с профессиями бетонщика, строителя, сталевара, стеклодува, гончара и т. д.)

IV. Закрепление изученного материала (слайд №9).

V. Подведение итогов

Итак, что мы узнали на этом уроке?

(Учащиеся отвечают на следующие способы инициирования рефлексии по слайду №10)

VI. Домашнее задание.

Прочитать §21. Упражнение 7 задания 2) и 4) - по желанию.

Литература:

  1. Перышкин А.В. Физика .7 класс. - М.: Дрофа, 2004.
  2. Физика. Школьный иллюстрированный справочник. – М.: «Росмэн»,1995.