Цели.
Образовательная:
- ознакомить учащихся с различными вариантами периодической системы Д.И. Менделеева и её химическими элементами.
Воспитательная:
- показать, как много сделал Д.И. Менделеев для химической науки, научно- технического прогресса;
- выявить некоторые черты характера Д.И. Менделеева как учёного, гражданина, человека.
Развивающая:
- совершенствовать умения работать с учебной, научно- популярной, справочной литературой,
- выступать с сообщениями по предложенной теме.
Девиз урока.
«Расскажи мне, и я забуду,
покажи мне, и я запомню,
вовлеки меня, и я научусь».
Китайская мудрость.
На доске. Тема урока, эпиграф, 2 даты: 8 февраля 1834г. и 1 марта 1869 г., портрет Д. И. Менделеева со словами Н. А. Некрасова:
«Природа – мать
Когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни…».
На стене находится Периодическая система химических элементов.
На столах учащихся периодические системы химических элементов (короткопериодный вариант), карточки со знаками химических элементов из таблицы 1 учебника О. С. Габриеляна. Химия – 8.
Организационный момент: подготовку к данному уроку с учащимися 8 класса начали за 3 недели до мероприятия. Класс разбили на три группы – химические экспедиции. Каждой группе было дано задание: собрать необходимый материал по своей теме, обработать его, подобрать рисунки, портреты и представить в виде компьютерной презентации.
Темы:
- 1 группа: «Д. И. Менделеев – ученый, гражданин».
- 2 группа: «Периодическая система и химические элементы, входящие в нее».
- 3 группа: «Д. И. Менделеев – просто человек».
Ход урока
- Вступительное слово учителя:
В 2009 году мы будем отмечать две химически знаменательные даты: 175 лет со дня рождения Д. И. Менделеева (он родился 8 февраля 1834г.) и 140 лет со дня открытия его Периодического закона и Периодической системы химических элементов (1 марта 1869 года).
Его часто называли гением, но он этого не любил и, как правило, сердился: «Ну какой же я гений? Трудился всю жизнь, вот и стал гением».
Д. И. Менделеев – гениальный русский химик (1834 – 1907г.).
<Рисунок 1.>
2. Сообщение учащихся (1 группа):
«Природа – мать
Когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни…»
Н. А. Некрасов.
«Сам удивляюсь, чего я только не делывал в своей научной жизни» - писал о себе Д.И.Менделеев. За всю свою жизнь он написал и опубликовал 431 работу.
Но его деятельность далеко выходила за рамки чистой науки химии. Русский химик Л.А.Чугаев (1873-1922) писал: «Гениальный химик, первоклассный физик, плодотворный исследователь в области гидродинамики, метеорологии, геологии, в различных отделах химических технологий (взрывчатые вещества, нефть, учение о топливе и др.) и других сопредельных с химией и физикой дисциплинах, глубокий знаток химической промышленности вообще, особенно русской, оригинальный мыслитель в области учения о народном хозяйстве, государственный ум, которому, к сожалению, не суждено было стать государственным человеком, но который видел и понимал задачи и будущность России лучше представителей нашей официальной власти».
А ученик Менделеева Г.Г.Густавсон (1842-1908) отмечал: «К какому бы делу он ни прикасался, он всегда оставлял на нем глубокие и поучительные следы».
3. Учитель:
Вся жизнь Д.И.Менделеева – служение на процветание России. Это пример того, как ученые могут и должны служить Родине.
Всем известны его Периодический закон и Периодическая система. 1 марта 1869г. считается днем рождения Периодического закона, а Периодическая система Д.И.Менделеева – это его графическое выражение.
4. Сообщение учащихся (2 группа):
Существует более 400 вариантов Периодической системы химических элементов. Самый первый её вариант, названный Д.И.Менделеевым «Опыт системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сходстве» состоит из девятнадцати горизонтальных рядов и шести вертикальных столбцов.
Горизонтальные ряды – это, как правило, ряды сходных между собой элементов. Атомные массы в каждом из этих рядов слева на право возрастают все прогрессирующими скачками. В таблице оказались четыре пустых места (вопросительные знаки вместо символов). Эти «окна» образовались потому, что среди известных 63 элементов не нашлось «нужных».
Перед нами первый вариант системы элементов, составленный Д.И. Менделеевым:
<Рисунок 2.>
Второй вариант системы стоил Д.И.Менделееву более полутора лет напряженной работы. В 1870г. в первом издании своей книги «Основы химии» Д.И.Менделеев помещает второй вариант, названный им «Естественная система элементов».
<Рисунок 3.>
В средней школе чаще всего используется короткопериодный вариант.
<Рисунок 4.>
Примерно 100 учёных своими усилиями заполнили её клетки. Больше других, целых 7 элементов: азот, барий, кислород, марганец, молибден, фтор, хлор – открыл Карл Шееле (Швеция).
<Рисунок 5.>
Задание классу: покажите мне карточки с химическими знаками названных элементов.
Вильяму Рамзаю (Англия) принадлежит второе место: он открыл группу инертных газов (кроме радона). Задание классу: найдите эти элементы в таблице. Сколько их?
Гемфри Деви (Англия) открыл 4 элемента: калий, кальций, натрий, магний.
.
<Рисунок 6.>
Задание классу: покажите мне карточки со знаками этих элементов.
Интересно как распределились места между странами по числу открытых в них химических элементов:
1 место-Швеция-28 элементов;
2 место-Англия-20элементов;
3 место-Франция-15элементов;
4 место-Германия-10элементов.
Почему так? А где Россия?
Нужно вспомнить 18-19века. Это были самые развитые в те времена европейские страны, и наука (в том числе и химические исследования) находились в них на очень высоком уровне.
В России был открыт к тому времени лишь один элемент-рутений.
<Рисунок 7>
Это открытие сделал в 1844году профессор Казанского университета К.К. Клаус. Этот элемент в химии был назван в честь России рутением.
Задание классу: найдите, где в Периодической системе находится этот элемент? Охарактеризуйте его положение.
Учитель: Ребята! Не огорчайтесь и помните, что самые выдающиеся открытия - открытие Периодического закона и создание Периодической системы химических элементов - было осуществлено нашим гениальным соотечественником Дмитрием Ивановичем Менделеевым.
<Рисунок 8>
Россию Дмитрий Иванович любил беспредельно: «Я люблю свою страну, как мать, а свою науку, как дух, который благословляет, освещает и объединяет все народы для блага и мирного развития духовных и материальных богатств».
А. Чивилихин – автор стихотворения «На отображение таблицы элементов на стене дома у памятника Д. И. Менделееву» писал:
« … И, каждый знак её взлелеяв
суровым гением своим,
поведал миру Менделеев
в природе понятое им …».
Учитель: мы говорим о Д. И. Менделееве как об учёном, гражданине. А какой он был человек?
5. Сообщение учащихся (3 группа):
Менделеев был скромным и простым в обращении человеком, не любил никаких церемоний, славы, орденов, наград (а их у него было множество). Ему нравилось общаться с простым народом, особенно с мужиками. Скажет бывало: «Люблю мужицкие умные речи послушать». Скромность Менделеева проявлялась во всём. Одевался он очень просто, дома носил широкую суконную куртку, пошитую по его же фасону. Модой не интересовался, доверял своему постоянному портному. Умеренный в одежде, он был умерен и в еде. Чугаев считает что благодаря воздержанности в пище и питье он прожил долгую жизнь, хотя имел задатки наследственного туберкулёза.
Одна из страстей Дмитрия Ивановича – шахматы. В шахматы он играл прекрасно, очень редко проигрывал.
Страстью Менделеева были книги. Попадая в его кабинет, посетитель оказывался в царстве книг, которые лежали везде, где была точка опоры: на полках вдоль стен, на столах, диване, на полу. Литература была практически по всем отраслям знаний. В минуты, когда надо было отвлечься о серьезных мыслей, дать мозгу отдохнуть в дороге он читал приключенческую литературу – из жизни индейцев, произведения Жюля Верна. Он уважал Шекспира, Гёте, Шиллера, Байрона. Уже умирая, в последний день своей жизни, он просил, чтобы ему читали вслух из Жюля Верна «Путешествие к Северному полюсу».
Менделеев был хорошо знаком с И.С. Тургеневым, а Александр Блок (1880-1921), внук профессора А.Н. Бекетова (брата известного физика-химика Н.Н. Бекетова), стал его зятем, женившись на дочери от второго брака Любе (1881-1939).
< Рисунок 9.>
Блока Дмитрий Иванович любил и защищал от нападок литературных врагов. Эта любовь, видимо, была взаимной. В письме к Л.Д. Менделеевой, датированном 15 мая 1903 г., А.А. Блок писал: «Твой папа вот такой: он давно все знает, что бывает на свете. Во все проник. Не укрывается от него ничего. Его знание самое полное. Оно происходит от гениальности, у простых людей такого не бывает. У него нет никаких «убеждений» (консерватизм, либерализм и т.п.). У него есть все. Такое впечатление он и производит. При нем вовсе не страшно, но всегда не спокойно, это от того, что он все и давно знает, без рассказов, без намеков, даже не видя и не слыша. Это все познание лежит на нем очень тяжело. Когда он вздыхает и охает, он каждый раз вздыхает обо всем вместе; ничего отдельного или отрывчатого у него нет – все неразделимо. То, что другие говорят, ему почти всегда скучно, потому что он все знает лучше всех…»
<Рисунок10>
Менделеев страстно любил и был большим знатоком живописи, «так же дышал искусством, как и наукой, которые считал двумя сторонами единого нашего устремления к красоте, к вечной гармонии, к высшей правде» (из воспоминаний И.Д. Менделеева). К музыке Менделеев тоже был неравнодушен, музыку любил, но петь не умел; воспринимал ее эмоционально, хорошо чувствовал. Одно из любимых занятий Менделеева, за которым он отдыхал – клейка чемоданов, дорожных ящичков, футляров для альбомов, коробочек, шкатулок. Здесь он достиг непревзойденного мастерства: клеил аккуратно, добротно, чисто. После снятия катаракты клеил вслепую – на ощупь.
Д.И.Менделеев очень любил природу, много путешествовал. Его путешествия обычно были связанны с научными интересами, изучением промышленности России (на Донбассе он изучал каменный уголь, на Кавказе – нефть, на Урале – металлургию, заводы), с посещением родных мест, лечением.
У Д.И.Менделеева от двух браков было 6 детей. Детей своих Дмитрий Иванович очень любил. Показательный пример: Менделеев был первым русским химиком, который был приглашен Британским химическим Обществом для участия в Фарадеевских чтениях; 23 мая 1889 г. в Лондоне он должен был сделать доклад «Периодическая законность химических элементов», но, получив телеграмму о болезни трехлетнего сына Василия, немедленно вернулся. Его любовь к детям была глубокой, неподдельной, искренней и нежной. Увидев, к примеру, бегающих по двору ребятишек, подзовет к продавцу и купит каждому по яблоку, а ребят бывало до полусотни и больше. В магазине Леонова для детей заказывал лакомства. За свой счет устраивал для тетей служащих елку, дарил им подарки
Учитель: вот таким человеком, гражданином и учёным был Д.И. Менделеев. И ещё при жизни он создал себе 2 самых значительных памятников: периодический закон и периодическую систему, которую во время похорон Д.И Менделеева несли перед его гробом.
Созданная Д.И Менделеевым периодическая система в 1955 году пополнилось новым, сто первым элементом!
Вопрос классу: как называется этот элемент? Охарактеризуйте его положение в периодической системе?
На заключительном этапе урока можно предложить классу следующие вопросы:
1) Какому закону, по словам Д.И Менделеева, «… будущее не грозит разрушением, а только надстройки и развитие обещает?»
2) Сколько химических элементов было известно ко времени открытия периодического закона? А сколько на сегодняшний день?
3) Перечислите элементы, названия которых состоят из трёх букв. Что вы о них знаете?
4) У какого элемента распределение электронов по энергетическим уровням такое: 2,8,18,5? Что вы о нём знаете?
5) У какого из элементов в ядре атома содержится 15 протонов? Что вам о нём известно?
6) Кому посвятил А. Блок «Стихи о Прекрасной Даме»?
Литература.
- Агафошин Н.П. Периодический закон и периодическая система элементов Д.И.Менделеева. М.:Просвещение. 1982;
- Гольданский В.И. Новые элементы в периодической системе Д.И.Менделеева. М.: Гос. издателиство технико-теоретической литературы, 1958г.;
- Габриелян О.С. Химия-8. Москва. Дрофа. 2007г.; Д.И.Менделеев в воспоминаниях современников. М.: Атомиздат, 1973г.;
- Макареня А.А.; Рысев Ю.В. Д.И.Менделеев. М.: Просвещение. 1988г.;
- Макареня А.А., Трифонов Д.Н. Периодический закон Д.И. Менделеева, М.: Просвещение. 1969г.;
- Фигуровский Н.А. Дмитрий Иванович Менделеев. М.: Наука;1983г.