Урок литературы во 2-м классе по теме "В гостях у чудищ. К.Бальмонт "У чудищ"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • работа с лексикой, стилем стихотворения;
  • знакомство с произведением К. Бальмонта;
  • воспитывать любовь к сказкам разных видов;
  • знакомство с художниками и композиторами, изображающими нечистую силу.

Оборудование:

  • учебник "Литературное чтение" 2 класс, автор Свиридова В.Ю.
  • репродукция И. Билибина
  • музыкальные фрагменты : А.К.Лядова " Баба Яга", М.П. Мусоргский " Картинки с выставки" часть №9, П.И. Чайковский " Баба Яга"
  • фрагменты мультфильма "Летучий корабль", "Там на неведомых дорожках:"

Ход урока

1. Беседа.

- "Вот север тучи нагоняя
Вздохнул, завыл
И вот сама
Идет волшебница зима:."

- Ребята, а чем радует зима?

- Чем она отличается от других времен года?

- Какие стихи вы читали о зиме? Каких авторов?

- Рассмотрите ленту времени на страницах учебника.

- В какое время написано стихотворение по ленте?

- Какие забавы у детей были в то время?

- Откуда вы знаете, что дети любили слушать сказки? (из стихотворения И.З.Сурикова " Детство" стр.114)

- Какие сказки любили слушать дети: бытовые, волшебные, о животных?

- Почему? (вера в лучшее)

- А вы, какие сказки любите?

- Чем же так завораживают, пленяют волшебные сказки? (происходят чудеса, волшебство)

- Кто совершает подвиги в сказках? (Иван-царевич)

- А какой это герой? Опишите.

- Где чаще закручиваются события: в пустыне, в лесу, на небе?

- В каком лесу? (таинственном, мрачном)

- А почему в лесу не чудесном и прекрасном, а в лесу мрачном и жутком?

- Кто еще принимает участие в волшебных сказках? (Баба-Яга, Леший:)

- Как назвать их? (Нечистая сила)

Показ фрагмента "Там на неведомых дорожках:"

- "Чудовище" от какого слова? (Чудо)

- А что такое чудо?

- Скажите, чудо - светлое или мрачное?

Видеофрагмент о Бабе-Яге мультфильма "Гуси-лебеди".

- "Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей.
Избушка там, на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей:
Там ступа с Бабою Ягой
Идет-бредет сама собой:"

- Ребята, как вы себе представляете Бабу Ягу?

- Послушайте музыкальный фрагмент А.К.Лядова "Баба Яга".

- Какая музыка звучит?

- А какими красками вы бы изобразили Бабу Ягу? (вывешиваются репродукция с изображением Бабы Яги художника И.Билибина (рисунок 1).

Рисунок 1

- Страшно? Жутко?

- А зачем тогда нужны в волшебных сказках чудища? (Они создают препятствия главным героям)

- Для чего нужны препятствия в сказке? (Совершать подвиги)

- А для чего подвиги? (Заслужит герой или нет звания "герой")

- В сказке всегда есть противопоставление добра и зла, темного и светлого. Хотите отправиться в гости к чудищам? (да) Тогда в путь.

Физминутка.

2. Знакомство со стихотворением Константина Бальмонта "У чудищ".

- Как вы думаете, о чем пойдет речь? А кто главные герои?

- Какое настроение будет после прочтения стихотворения? Выберите подходящее определение:

На доске даны надписи:

веселое мрачное грустное
игривое жуткое печальное
шутливое страшное лирическое

(Дети выбирают надпись и объясняют свой ответ. По выбору детей включается музыкальный фрагмент веселый, мрачный или грустный.)

3. Работа над стихотворением. Стр. 94.

Первичное чтение стихотворения учителем, затем читает ученик.

- Совпадает ли настроение после прочтения с предполагаемым?

- Прочитайте мрачно, жутко.

- Соответствует мрачное настроение лексике и стилю стихотворения?

- Почему не читается мрачно?

- А какие предметы описываются в стихотворении? (Жемчуга, шапка-невидимка)

- Что это за предметы? (волшебные)

- Они вызывают у вас страх?

- Как нужно читать стихотворение? Прочитайте.

- Кто главный герой? Мальчик, юноша, мужчина? Докажите. (Крутит ус)

- Какой это герой? Опишите его. (Начитанный, озорной, "Стянул две нитки бус")

- Зачем он пошел к чудищам? (За тайнами)

- Скажите, вам страшно за главного героя? (Но я был в шапке...)

- Как проводит время Баба Яга? (обводит вокруг пальца)

- Что напоминает стихотворение? (Сказку)

- А почему он отправился к темным силам за тайнами? (За вдохновением)

- Это загадка жизни. Кому-то нужна спокойная река, а другим - водопады. Один наблюдает за плавно плывущими облаками, а другие поднимаются под облака для прыжка с парашютом. Многих композиторов вдохновляли такие сказки. Послушайте музыкальный фрагмент П.И. Чайковского "Баба Яга". Какие чувства вас захватывают?

- Посмотрите фрагмент мультфильма " Летучий корабль " (фрагмент частушки Бабок Ёжек)

- Такая Баба Яга, как в стихотворении?

- Прочитайте соответствующе.

4. Заключение.

- Давайте вспомним, каких композиторов мы слушали и репродукцию каких художников рассматривали на уроке.

- Посмотрите еще один фрагмент мультфильма " Летучий корабль" (песенка Водяного)

- Узнали героя фрагмента? Какой он?

- Добро многому учит людей, а чудища могут чему-то научить?

5. Итог.

- С каким произведением мы познакомились на уроке?

- В гостях у кого мы побывали?

- Добро многому учит людей, а чудища могут чему-то научить?

 6. Дома: стихотворение стр.94 наизусть.

Рисунок 2

Рисунок 3