Цели.
- Познакомить с кубом, его элементами, разверткой, применением в жизни. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умения решать задачи и преобразовывать величины.
- Развивать мыслительные операции, анализ, синтез, классификацию, сравнение, математическую речь, внимание, общий кругозор, творческое воображение, конструкторские способности.
- Воспитывать усидчивость, аккуратность, взаимопомощь, выручку, умения работать в коллективе.
ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный проектор, экран, набор карточек для дифференцированной работы, листы самооценки, геопланы, магнитная доска с геометрическим материалом, цветная бумага, ножницы, клей, виды кубов, конверты с домашним заданием, электрифицированный стенд, презентация - сопровождение урока.
1. Организационный момент.
Доброе утро, ребята и гости,
Всех на урок милости просим,
Сегодня урок интересный и сложный,
Но для тех, кто работает нет невозможного.
У нас не английский и не грамматика
Урок - МАТЕМАТИКИ .
2. Актуализация опорных знаний
Появляется на экране мультимедийная презентация.
Рассмотрите геометрические фигуры. В них записаны математические выражения. Вычислите значение числового выражения, которое находится:
а) на пересечении круга и прямоугольника?
360:12=360:(6*2)= 360:6:2=30
- Какое правило применили? (Деление числа на произведение)
б) Выражение, которое находится в большом квадрате, но не содержится в маленьком квадрате ?
6300:100=63сотни:1сотню=63
в) Выражение, которое находится на пересечении квадрата и прямоугольника?
8*(720-120)=8*600=4800
г) Выражение, которое находится в левом полукруге?
25*12=25*(4*3)=100*3=300
- Каким правилом пользовались?
(Умножение числа на произведение)
д) Выражение, которое содержится в ромбе, но не содержится в квадрате.
8 дм 4 см * 3= 84 см *3= 252см= 25 дм 2 см
- У каких этих фигур мы можем найти периметр?
- У каких фигур можем определить периметр несколькими способами?
- Каким образом?
На экране появляются слайд с формулами.
- Как найти периметр квадрата?
- А как найти площадь у прямоугольника?
- Как найти площадь у квадрата?
Обобщение: Вы хорошо знаете геометрические фигуры и вычисляете выражения. Знаете правила нахождения площади и периметра. Это нам необходимо для решения задач.
3. Постановка учебной задачи.
- Что общего у этих фигур (Плоские)
- Какие еще могут быть фигуры, кроме плоских? (Объемные)
- С каким геометрическим телом уже знакомы? (Параллелепипедом)
- Кто сформулирует тему сегодняшнего урока? ( Мы познакомимся с новым объемным геометрическим телом - кубом.)
4. Закрепление изученного
А сейчас решим задачу из учебника.
- Прочитайте задачу.
- Можем сразу найти площадь квадрата? (Нет)
- Почему? (Не знаем сторону квадрата)
- Как узнать? ( 36:4=9 мм)
- Какой формулой мы будем пользоваться для нахождения площади квадрата?
S квадрата = а * а
- Решим эту задачу с комментированием?
1) 36:4 = 9 (мм) - длина 1 стороны
2)9*9 = 81 (мм2)
Ответ: 81 мм2 - площадь квадрата.
- Начертите этот квадрат.
- Что вы знаете о прямоугольнике?
*Прямоугольник - четырехугольник, у которого все углы прямые.
*Противоположные стороны равны.
*Диагонали прямоугольника равны.
*Диагонали прямоугольника пересекаются и точкой пересечения делятся пополам.
- Решите задачу следующую задачу.
- Прочитайте задачу.
- Можем сразу ответить на вопрос? (Да)
- Как? ( площадь разделить на ширину)
- Решим у доски.
1) 3440:40=86(м)
Ответ: 86 м - длина участка.
Д/в. Что вы знаете о квадрате?
*Квадрат - четырехугольник, у которого все углы прямые, а стороны равны.
*Диагонали квадрата равны.
*Диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам.
*Диагонали квадрата пересекаются под прямым углом.
- Составьте обратные задачи данной.
5. Самостоятельная работа
1 вариант.
Площадь участка прямоугольной формы 3440 м 2 . Длина участка 86 м. Найдите ширину?
- Можем сразу ответить на требование задачи? (Да)
- Как? (площадь разделить на длину)
- Эту задачу решит 1 вариант.
Кто выполнит задачу, решит дополнительно. Задание по своим силам, по выбору?
- Составим вторую задачу.
2 вариант
Длина участка прямоугольной формы 86 метров, ширина 40 м. Найдите площадь участка?
- Какой формулой будем пользоваться?( S квадрата = a * b)
- Дополнительно решите еще карточку по выбору
На каждой парте лежат дифференцированные задания.
Красный кармашек - задание для сильных учащихся.
Зеленый кармашек - средней сложности
Синий кармашек - для слабоуспевающих.
П.Т. - повышенной сложности.
Проверка самостоятельной работы.
В момент ответа учеников на экране появляются названные фигуры.
- Что такое трапеция?
*Это четырехугольник, у которого параллельны только 2 стороны.
- Что такое параллелограмм?
* Это четырехугольник, у которого все противоположные стороны равны и параллельны.
6. Физминутка.
Немного отдохнем, поработаем устно с геопланами. (У каждого ученика на парте) Нужно узнать фигуру по описанию. Прежде, чем начнем работать, используя таблицу, оцените свои знания, выберите круг нужного цвета. Будьте внимательны, мы учимся самоконтролю!
(На экране появляется таблица )
(Один ученик работает на магнитной доске, остальные с геопланами)
7. ТЕСТ
- Покажите мне данную фигуру на геоплане.
- У этой фигуры все стороны равны, противолежащие углы равны. (Ромб)
- Все углы равны 90 градусам, противолежащие стороны равны. (Прямоугольник)
- Фигура, которая состоит из точки и двух лучей, исходящих из этой точки? (Угол)
- Фигура, которая получается при проведении диагоналей в прямоугольнике, квадрате? (Треугольник)
- "Раздавленный" прямоугольник? (Параллелограмм)
- Ромб, у которого все углы прямые? (Квадрат)
Проверка на магнитной доске
КЛЮЧ К ТЕСТУ:
- Какая фигура здесь лишняя. не относится к многоугольникам? (Угол)
- Какие бывают углы? (Остроугольные, тупоугольные, прямоугольные)
Проверка самооценки:
- У кого сошлась самооценка?
- Кто ошибся в оценке себя?
- В чем допустили ошибки?
ВЫВОД: Будьте внимательны, мы учимся самоконтролю.
8. Графический диктант
Новые понятия появляются на экране.
- Сейчас мы выполним графический диктант и узнаем с каким геометрическим телом мы познакомимся на уроке.
- Поставьте точку, обозначьте ее латинской буквой А, затем отсчитайте 5 клеточек вправо, обозначьте буквой B, от В пять клеточек вверх, обозначьте буквой С, от этой точки 5 клеточек влево, обозначьте буквой Д; от А 3 клеточки по диагонали вправо вверх обозначьте Е; от В по диагонали вправо вверх 3 клеточки, обозначьте F, от Д вправо вверх 3 клеточки по диагонали обозначьте К, от С вправо вверх по диагонали 3 клеточки, обозначьте М.
9. Знакомство с кубом.
- Как называется это геометрическое тело? (КУБ)
*Это слово иностранное, иначе его называют шестигранник.
- Где вы встречали куб? (игра "Кубик Рубика", кубики для игры, кубики конструктора.)
Вот каркас куба из проволоки
(Помощники раздают кубики)
- Возьмите куб. положите его на левую руку.
1) Куб - это геометрическое тело?
Какой фигурой является грань куба? (Квадрат)
Поверхность каждого куба состоит из квадратов, которые называются ГРАНЬ.
- Почему он называется правильным шестиугольником?
- Сосчитайте грани куба. Сколько их? (6)
- Две соседние грани квадрата (многогранника) называются РЕБРОМ.
- Покажите ручкой (указкой) ребро
- Сосчитайте сколько у куба ребер? (12)
- Равны ли ребра по длине? (да)
- Куб имеет ВЕРШИНЫ .
- Сколько ребер пересекается (сходится) к одной вершине? (3)
- Сосчитайте сколько вершин у куба? (8)
- Уберите кубы.
Работа в тетради на печатной основе (стр. 8, зад. 12,13)
Изготовление развертки куба по технологической инструкции.
Появляется на экране:
- Сейчас мы сами изготовим развертку куба. Что такое развертка?
*Это как бы разрезанный куб на бумаге. (Показать)
НАПОМНИТЬ об осторожном обращении с ножницами, клеем, экономии бумаги.
- Покажите на кубе его вершины, ребра, грани.
- Можно ли сказать, что куб - это прямоугольный параллелепипед, у которого длина, ширина и высота равны между собой (ДА)
Конструирование из кубов группами
(группы по цвету)
Давайте вспомним правила работы в группах (внимательно слушай товарища, говори по очереди, не перебивай друга, помоги товарищу.
- Как вы думаете от кого зависит успех нашего урока? (От работы каждого из нас)
- У вас у каждого получился куб. А сейчас, работая в группах попробуйте сконструировать что - то из кубов.
Варианты работ учащихся
10. Итог урока (на электрифицированном стенде)
а) - Сколько у куба граней? (6)
- Сколько у куба вершин? (8)
- Сколько к куба ребёр? (12)
- Как называется правильный шестигранник? (куб)
- Что является гранью куба? (квадрат)
б) Рефлексивно-оценочная деятельность
Оцените свою работу на уроке. (Лесенка успеха)
11. Домашнее задание.
Выполнить задание по карточкам по выбору,
Раскрасить ту фигуру, которая является разверткой куба.
Отгадать геометрический ребус.
Спасибо за работу!