Цель: Сформировать представление о деньгах как средстве приобретения товаров и осуществления платежа.
Задачи:
- Познакомить с историей денег.
- Расширить и систематизировать знания о экономике.
- Воспитывать любознательность, бережливость.
Оборудование: Учебник " Мир вокруг нас" А.А. Плешаков.
Ход урока
1. Орг. Момент.
Прозвенел веселый звонок
Начинаем вновь урок.
Любознательные дети
Знать хотят про все на свете.
2. Актуализация знаний.
- Что такое экономика? (ЭКОНОМИКА - 1. правило, закон рационального ведения хозяйства.2. наука, которая изучает, как правильно вести хозяйство.)
- Где вам приходилось сталкиваться с экономикой?
- Кто ведет хозяйство и для кого? (Это отношения между людьми, когда одни создают товар, другие покупают, третьи продают).
- Что нужно затратить, чтобы получить какой-нибудь продукт? (Затратить нужно свой труд.)
Обобщение: ЭКОНОМИКА
- рациональное ведение хозяйства
- отношение между людьми
- труд
- Какие части экономики вы знаете? (машиностроение, транспорт, торговля, сельское хозяйство)
3. Постановка учебной задачи.
- Хотите ли вы узнать, что называют "великим изобретением человечества" ?
Игра " Расшифруй слово"
- Решите примеры, ответы расположите в порядке возрастания, отгадайте слово.
45 : 15 Д
300 - 1 Г
860 - 800 Е
50 *2 Ь
300 + 20 И
27 * 3 Н
- Какое слово получили? (деньги)
- Что вы знаете о деньгах? (Работа со словарем)
- Деньги - особый товар, который можно обменять на другие товары и услуги.
- Что вы хотите узнать о деньгах?
- Как люди расплачивались друг с другом, когда не было денег?
- Откуда появились деньги?
- Какие деньги у разных народов?
- Где хранятся деньги?
- Почему деньги называют " великим изобретением"?
4. Решение учебной задачи.
- Как вы думаете, всегда ли у людей были деньги? Что им приходилось делать, чтоб получить нужный предмет? Например, корову, оружие, посуду, одежду. (Они меняли).
- Они занимались обменом.
Обмен - передача результатов деятельности из одних рук в другие. Человек передает продукт своего труда другому, и получает от него вещь, которую тот изготовил. В процессе обмена выгоду получают оба участника обмена.
- В каких сказках совершался обмен?
- Вы занимались когда-нибудь обменом?
- Существует 2 способа обмена: бартер и купля-продажа.
Бартер - слово заимствовано из английского языка и обозначает менять, обменивать, меновая торговля.
Бартер - прямой обмен одних товаров на другие.
Фикультминутка "Обмен".
- Как вы видим, бартер не всегда удобен. Своего товара может не хватить для обмена, иногда нужно совершить двойной, тройной обмен, чтобы получить нужный тебе товар.
Гораздо удобнее другой способ обмена - купля-продажа. Это обмен товара на какое-то количество денег. На какое указывает цена.
Деньги - особый товар, который можно обменять на любой другой товар или услуги.
Рассмотрите предметы (картинки, на которых изображены овца, бык, почка чая, раковина, слиток золота) и скажите ,что у них общего?
- Это товарные деньги.
1овца = 1 рыболовная сеть
1 шкура быка = 2 топора, т.е. любой товар можно обменять на определенное количество предметов. В качестве денег выбирался достаточно редкий и поэтому ценный товар.
Чай в России не растет, поэтому страны, в которых растет он, могут обменять чай на все, что им нужно, т.е. заплатить чаем.
- Чем неудобны были товарные деньги?
(Товарные деньги могли испортиться, занимали много места, трудно транспортировать, нельзя делить, трудно было измерить стоимость товара)
В Древней Руси имели хождение КУНЫ - кожаные деньги. Это была шкурка куницы.
Древние славяне пользовались слитком серебра = 200 г., который они называли ГРИВНОЙ.
- Какие названия денег вы знаете?
- Часто так получалось, что нужно было уплатить не гривну, а половину гривны, 1/3 ,1/4 часть, тогда ее рубили. От слова "рубить" произошло название РУБЛЬ.
- Отгадайте название следующей денежной единицы.
- При царе Иване Грозном в 16 в. Появилась КОПЕЙКА. Тогда были выпущены монеты, на которых изображался всадник с копьем в руке. В народе быстро их прозвали "копейными деньгами" или копейками.
Обобщение.
Игра "Угадай вид обмена".
- Я задам вам вопрос, а вы поднимите в ответ соответствующую картинку:
- бартер
- товарные деньги
- современные деньги
? - не знаю
1. Петя обменял 10 марок "Космос" на 10 марок серии " Машины".
2. Охотник за 10 шкурок песца купил себе ружье.
3. Мама купила на рынке 1кг. Мяса за 100 руб.
4. В обменном пункте обменяли 364 руб. на 10 долларов.
- Как называется такой обмен? (обмен валюты).
- Что такое ВАЛЮТА?
(Работа со словарем)
- Основная денежная единица страны. При поездке за границу или при покупке товара за границей.
-Рассмотрите деньги разных стран, выделите отличительные знаки(герб, рисунок, портреты).
- Узнайте, как называется валюта разных стран.
(Разгадывание ребусов)
Германия -
Франция -
США -
- Правительство Европейских стран разработали единую валюту ЕВРО, для удобства торговли в Европе.
- Рассмотрите монеты. Что видите на монетах? Одинаковые ли монеты?
- Разные части монеты имеют свои названия. Сторона, на которой изображен герб (портрет или другой рисунок) - лицевая сторона - АВЕРС. Другая сторона - оборотная - РЕВЕРС. На ней указан номинал монеты 5,1,3,2. Надпись на монете называется ЛЕГЕНДА.
Игра " Внимательны ли вы?"
- Что изображено на копеечных монетах?
- Что изображено на рублевых монетах?
- Металлические деньги, хотя и прочные, долговечные, но имеют существенный недостаток. Они много весят. Поэтому люди начали задумываться, чем их заменить.
- Первые бумажные деньги появились в Китае в 9 веке. В Европе они появились лишь в 17 веке и назывались БАНКНОТАМИ или КУПЮРАМИ, на которых было написано, какому количеству, хранящемуся в банке золоту они равны.
- В России бумажные деньги появились лишь при Екатерине 2 в 18 веке и с тех пор много раз менялись.
(Рассмотреть деньги прошлых лет).
- Как в вашей семье появляются деньги?
- Родители получают плату за работу в качестве заработной платы. На заработанные деньги покупают необходимые товары и услуги. Но часть можно отложить на будущее, сберечь. Такие сбережения хранятся в банке.
- Для чего нужны сбережения?
- О деньгах, о бережливости сложено много пословиц и поговорок.
Игра " Собери пословицу". (работа в группах).
Деньги не в деньгах, рубля не стоит Деньги не грибы лишние заботы Где денежкам счет можно и зимой найти Кто не бережет копейку, там добро не утечет Лишние деньги кто деньги бережет Тот без нужды живет, а в делах
5. Обобщение.
- Наш урок подходит к концу. Ответим на вопрос нашего урока "Почему деньги называют великим изобретением человечества?".
(Без денег в стране все бы остановилось. Предприятиям не на что было бы купить комплектующие детали, нечем платить заработную плату. Работникам не на что было купить продукты питания, одежду, мебель. Закрылись бы магазины, почты, парикмахерские. Людям нечем было бы платить за услуги
Деньги очень важны в жизни человека, они основа благосостояния семьи, страны. Дают возможность удовлетворить потребность людей. Торгуя, люди обмениваются культурными ценностями, техническими достижениями, узнают друг друга.)
- Как вы думаете, что нельзя купить за деньги? (дружбу, любовь, здоровье)
6. Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Что больше всего заинтересовало?
7. Домашнее задание.
- Прочитать с. 68-70.
- Придумать и нарисовать свою денежную единицу.