Цели:
- Систематизировать представления учащихся о признаках согласных звуков; продолжить формирование умения распознавать гласные и согласные звуки по их существенным признакам; развивать умение наблюдать за произношением речи, проводить их звуковой анализ.
- Развивать внимание и память, содействовать развитию интереса к изучению русского языка посредством игровых ситуаций.
- Воспитывать любовь к природе.
Оборудование:
Учебник: Русский язык. 1 кл./ Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова, М.: Просвещение, 2005; магнитная азбука; таблица «Звуки и буквы»; иллюстрации с изображением предметов; карточки со словами и пословицами; карточки со словарными словами «петух», «лисица», «капуста», «пальто»; "Лента букв"; сигнальные карточки.
Ход урока
1. Организационный момент
– Здравствуйте, ребята! Сядьте удобнее. Нам с вами предстоит очень интересная работа. Будьте внимательными, на мои вопросы поднимайте руки, я жду от вас полных ответов. Внимательно следите за всем, что я буду вам показывать и объяснять. Кто будет внимательным - многое усвоит, а кто невзначай уснёт, тот ни с чем и уйдёт.
2. Чистописание
– Откройте тетради и запишите число.
– Выполните упражнение 10 на странице 61 в учебнике.
– Какие буквы вы должны красиво написать?
(Должны красиво написать буквы «Р», «Ф».)
– Какой элемент в буквах одинаковый?
(В буквах прямая наклонная линия и клюшка одинаковые.)
– Дайте краткую характеристику звукам, обозначающимися буквами «р», «ф».
(Эти звуки согласные, твёрдые, звонкий и глухой соответственно.)
– Какие слова должны записать?
(Должны записать слова Римма, Федя.)
– Что это за слова?
(Имена собственные.)
– Что нужно вспомнить при написании этих слов?
(Все имена собственные пишем с большой буквы.)
– Придумайте имена людей на данные буквы.
(Роман, Рита, Руслан, Фаина, Фёкла, Рая.)
– Напишите красиво!
3. Словарная работа
– Поиграем в игру "Угадайка". Внимательно посмотрите на слова, записанные на доске и угадайте, что это за слова: ПТХ, ЛСЦ, КПСТ, ПЛЬТ.
(Это словарные слова: петух, лисица, капуста, пальто.)
– Запишите эти слова.
– Проверьте записанные слова по словарику.
4. Актуализация опорных знаний
– Следующая игра называется "Поиск". На доске записаны слова. Какие буквы из скобок надо вставить, чтобы получились слова?
м_шка (О, У, Ы, Ю, Е) (Слова: мошка, мушка, мышка.)
р_чка (Я, Е, У, Ы) (Слова: речка ,ручка.)
б_лка (О, У, Ю, Е) (Слова: булка, белка.)
– Какие звуки обозначают эти буквы?
(Эти буквы обозначают гласные звуки.)
– Как определили?
(При их произношении воздух проходит свободно, не встречая препятствий во рту.)
– Найдите буквы, которые надо вставить. Какие слова получатся?
ко_ка (Г, Ш, Р, Ч) (Слова: кошка, корка.)
ро_а (З, С, Щ, Ф) (Слова: роза, роща.)
ба_ан (Б, Н, Р, Л) (Слова: банан, баран.)
– Какие звуки они обозначают?
(Обозначают согласные звуки.)
– Как определили?
(При их произношении воздух встречает препятствие.)
– Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке русского языка?
(Мы будем говорить о гласных и согласных звуках.)
5. Физкультминутка
Из-за парт мы выйдем дружно,
Но шуметь совсем не нужно.
Встали прямо, ноги вместе
Поворот кругом на месте.
Хлопнем пару раз в ладошки
И потопаем немножко.
А теперь представим, детки,
Будто руки наши – ветки.
Покачаем ими дружно,
Будто дует ветер южный.
Ветер стих. Вздохнули дружно.
Нам урок продолжить нужно.
Подравнялись. Тихо сели.
И на доску посмотрели.
6. Изучение нового
– Выполним упражнение 11 на странице 61. Прочитайте задание.
– Назовите изображённые предметы.
(Рак, цветок, трактор, зонт.)
– Произнесите и послушайте первый и последний звуки каждого слова.
– Объясните, гласные это или согласные звуки.
(Эти звуки согласные, так как воздух встречает преграды, когда они произносятся.)
– С голосом или без голоса они произносятся?
(Звуки [р], [з] произносятся с голосом, а звуки [к], [т], [ц] - без голоса., с шумом.)
– Кто сразу может назвать, как называются согласные звуки, которые произносятся с голосом?
(Согласные звуки, которые произносятся с голосом, называются звонкими.)
– А без голоса, с шумом?
(Глухие согласные звуки.)
– Посмотрите на «Ленту букв» и скажите, где живут согласные буквы, обозначающие согласные звуки?
(В синем домике.)
– На каком этаже расположены согласные буквы, обозначающие звонкие (глухие) согласные звуки?
(На верхнем и нижнем этажах.)
– Назовите их.
– Сделаем вывод, используя таблицу «Звуки и буквы».
– Чем отличается гласный звук от согласного?
(При произношении гласных звуков воздух проходит свободно, а при произношении согласных - встречает препятствие.)
– На какие две группы разделяют согласные звуки?
(Звонкие и глухие согласные звуки.)
– В чём отличие звонких согласных звуков от глухих согласных звуков?
(Звонкие согласные звуки произносятся с голосом, а глухие согласные звуки без голоса, с шумом.)
– Назовите их.
– Проверим наш вывод по учебнику. Прочитайте сведения о языке.
– Итак, какие звуки мы называем согласными?
(Согласными мы называем звуки, при произношении которых воздух встречает препятствие.)
– Какие согласные звуки мы называем звонкими? Глухими?
(Звонкие согласные произносятся с голосом, а глухие с шумом.)
7. Закрепление
1. Выполним упражнение 12 на странице 62.
– Прочитайте фрагмент из сказки в задании 12.
– Герой какой сказки произносит эти слова?
(Эти слова произносит лиса.)
– Как называется эта сказка?
(Сказка называется «Заюшкина избушка».)
– Как вы понимаете выражение «пойдут клочки по закоулочкам»?
(Клочок - это пучок, торчащая прядь; закоулочки - небольшие глухие переулочки. Угрожающее выражение лисы, чтобы уходили, убирались вон.)
– Спишите слова лисы, подчеркните согласные буквы на месте согласных звуков. (Один из учеников работает за доской, с готовым текстом.)
– Проверим сделанное упражнение.
2. Выполним упражнение 13 на странице 64.
– Прочитайте задание к упражнению.
– Рассмотрите рисунки.
– Назовите каждый изображённый предмет.
(Цветок, гусь, утка, дом, листья, торт, индюк, кот, бараны.)
– На какие группы можно разделить эти предметы?
(Предметы, отвечающие на вопросы КТО? и ЧТО?)
– Послушайте и определите, с какого звука начинается слово-название предмета. Я буду показывать предметную картинку, а вы с помощью сигнальных карточек должны определить какой звук: гласный (красный цвет на сигнальной карточке) или согласный (синий цвет).
– Итак, на какие группы ещё можно разделить эти слова?
(Слова, которые начинаются с гласных и согласных звуков).
– Прочитайте задание. Какие слова надо записать в тетрадь?
(Записать только те слова, которые начинаются с согласного звука.)
– Назовите эти слова.
(Цветы, гусь, листья, дом, кот, торт, бараны.)
– Сколько слов вы должны записать?
(Мы должны записать 7 слов.)
– Сейчас мы с вами потренируем память, будем фотографами. Возьмите в руки воображаемые фотоаппараты, настройте объектив и переведите его на предметные картинки, которые остались на доске открытыми. Запоминаем предмет и проговариваем слово. Как запишите это слово?
– Плёнку фотографы проявляют в темноте. Закройте глаза, вспомните все слова и шёпотом ещё раз проговорите эти слова.
– Теперь настало время печатать фотографии. Вспомните предметные картинки, запишите слова в любом порядке, в строчку, через запятую.
– Если кто-нибудь плохо проявил фотографии, т.е. затрудняется, то можете воспользоваться подсказкой и списать из набора слов только нужные.
– Проверим написанное.
– Составьте предложение по рисункам.
– Какое сейчас время года?
(Сейчас весна.)
– Что радует нас весной?
(Ответы учащихся.)
– Весной нас особенно радуют цветы. Можно ли рвать цветы? А нужно?
(Ответы учащихся.)
– Без цветов не могут жить некоторые насекомые, которые собирают нектар. Поэтому рвать цветы не нужно.
– Запишем предложение под диктовку: «Весной появились первые цветы».
– Выделим главные члены предложения. О чём говорится в предложении?
(В предложении говорится о цветах.)
– Ставим вопрос к слову цветы.
(ЧТО? Цветы.)
– Как подчёркиваем?
(Подчёркиваем одной чертой.)
– Что говорится о цветах?
(Они появились.)
– Ставим вопрос к слову появились.
(Что сделали?)
– Как подчеркнем слово?
(Слово подчеркнём двумя чертами.)
– Что содержит это предложение?
(Предложение содержит сообщение.)
– С какой интонацией произносится?
(Предложение произносится с невосклицательной интонацией.)
– Распространённое или нет?
(Распространённое.)
8. Физкультминутка
"Цветы"
Наши нежные цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки.
Тихо засыпают,
Головой качают.
9. Закрепление
3. Выполним упражнение 14 на странице 63.
– Прочитайте задание.
– Из каждого слова "убежала" буква.
– Прочитайте слова самостоятельно, догадайтесь, какая буква убежала: гласная или согласная?
(Во всех словах убежала согласная буква.)
– Почему? Как определили?
(Обозначают согласные звуки).
– Какие слова имеют несколько лексических значений?
(КРАН:1)запорное устройство в виде трубки для выпуска жидкостей или газа; 2)машина для подъёма и перемещения грузов на небольшие расстояния;3)прибор для управления тормозами.
МАК:1)травянистое растение с длинным стеблем и крупными цветками (чаще красными);2)семена этого растения, идущие в пищу.
– Рассмотрите рисунки к этим значениям многозначных слов и запишите эти слова, подчеркните вставленные буквы.
10. Итог урока
– Чем отличается гласный звук от согласного?
(При произношении гласного звука воздух проходит свободно, не встречая преграды, а при произношении согласного - встречает.)
– В чём различие между звонкими и глухими согласными звуками?
(Звонкие согласные звуки произносятся с голосом, а глухие- без голоса, с шумом)
11. Домашнее задание
– Игра «Путаница». Если спутать хоть одну фонему (звук), то может перепутаться всё на свете. Найдите и исправьте ошибки в пословицах на карточках.
УС ХОРОШО, А ДВА ЛУЧШЕ.
ОДИН В ЗОЛЕ НЕ ВОИН.
САШУ МАСЛОМ НЕ ИСПОРТИШЬ.