Цели урока:
- образовательные – дать знания об особенностях внимания; знакомство с основными психическими процессами – вниманием, памятью; формирование навыка работы с книгой и другими источниками;
- развивающие – развитие произвольного внимания, умения наблюдать, обобщать, делать выводы; познание себя, формирование умения работать в группах;
- воспитательные – развитие нравственных качеств личности: познавательного интереса, внимания к людям, доброжелательности, ответственности за выполнение порученной части общего дела; воспитание на примере великих соотечественников, показать ценность научного познания мира;
- здоровьесберегающие – тренировка глазных мышц с целью профилактики нарушения зрения при длительной нагрузке, преодоление телесной скованности и напряжения во время урока.
Ход урока
1. Организационный момент по созданию психологической комфортности на уроке
Составим «Азбуку хороших слов» на букву «У» (умный, убедительный, уважаемый, уверенный, увлеченный, удалой, умелый, успешный и т.д.). К какому человеку мы можем отнести эти слова?
2. Слово учителя
– В руках людей многое. Первобытные люди уже обладали многими из наших качеств: умели ходить на двух ногах, были всеядны, успешно приспосабливались к обстоятельствам, владели ремеслами, в дальнейшем вели общественный образ жизни. А еще, самое главное, они были любознательными. У любознательных людей возникает много вопросов, касающихся самих себя. Например, о видениях, которые приходят во сне. В этих вопросах корни науки «философии» – матери всех наук, которая позднее породила физику, математику, биологию, астрономию, психологию. Много замечательных открытий в этих научных сферах сделали ученые. На доске вы видите галерею портретов великих людей (С.В. Ковалевская, И.П. Павлов, К.Э. Циолковский, М.Кюри-Склодовская, В.И. Вернадский, Н.Е. Жуковский, И.Ньютон, П.Л. Чебышев, Архимед, Аристотель, Н. Винер). Кого из них вы уже знаете?
3. Проверка домашнего задания
Доклады учащихся об известнейших представителях науки, выбранных по желанию учащихся.
4. Словарная работа
Кто же такой ученый? Дети дают толкование этого слова. Ученый – много знающий человек в области какой-либо науки. (Словарь русского языка). Где работают ученые? (В лаборатории).
5. Актуализация знаний
Представьте себе, что мы находимся в лаборатории, где можно проводить опыты, наблюдения, эксперименты. Вы назвали много ученых, которые сделали открытия в разных науках, но у всех этих людей есть общие качества, которые помогли им добиться успеха: внимание, сообразительность, пытливый ум, настойчивость, терпение, умение доказывать. И мы постараемся, работая в лаборатории, проявить свою сообразительность, будем учиться думать, рассуждать, выдвигать гипотезу, и возможно, кто-то сделает открытые, если не для людей и страны, а для самого себя.
6. Активизация мыслительной деятельности. Тайна древнего свитка
Ученых всегда привлекали загадки, тайны. Попробуем проникнуть в тайну древнего свитка. Расшифруйте высказывание выдающегося геохимика А.Е. Ферсмана о науке.
«Наука – источник величайшей силы человечества»
Великое значение отводится науке, благодаря которой человечество развивается, осваивает новые земли, океаны, космос. Мы, как ученые, попытались сделать небольшое открытие, проявить настойчивость.
– Какое еще очень важное и нужное качество понадобилось, чтобы отгадать высказывание?
– Что позволяет человеку замечать изменения в окружающем мире? (Внимание.)
– Ты увлеченно читаешь книгу. Слышишь ли ты в это время тиканье часов? Объясни свой ответ.
– Вдруг зазвенел будильник, и что изменилось в ситуации?
7. Выдвижение гипотез. Определение темы урока
8. Беседа с учащимися
– Где и когда приходилось слышать слово «внимание»? (Сообщение сигнала тревоги, слова благодарности «спасибо за внимание», во время движения на дороге).
– Что оно обозначает?
– Какое бывает внимание?
9. Рассказ учителя
– Ответить на вопрос, что такое внимание, непросто.
«Внимание означает внимание»
Существует такая история. Давным-давно в Китае жил великий поэт и художник, которого звали Иккю Содзюне. Однажды один простолюдин обратился к Иккю: «Учитель, дайте мне, пожалуйста, несколько предписаний высшей мудрости». Иккю тут же взял кисть и написал слово «Внимание». Конечно, он написал его не такими буквами, какими пишем мы. И даже вообще не буквами. Он написал его с помощью иероглифа – сложного знака, можно даже сказать, рисунка. Ты, возможно, знаешь, что в Китае пишут иероглифами.
«И это все? – удивился проситель. – Не могли бы вы что-нибудь добавить?» Иккю нарисовал два раза подряд иероглиф, обозначающий «внимание». «Ну и ну, – несколько раздраженно произнес мужчина. – Право, я не вижу особой глубины и смысла в том, что вы написали. А что же подразумевается под словом «внимание»?». Тогда Иккю нарисовал тот же самый иероглиф три раза подряд.
Почти рассерженный человек спросил: «Но что же подразумевается под словом «внимание»?» Иккю спокойно ответил: «Внимание означает внимание».
Иккю не говорил о внимании, но показал свое умение сосредоточиться, когда писал соответствующие иероглифы несколько раз (а красиво написать кисточкой иероглиф – трудное дело). Этим он подчеркивал огромное значение внимания.
Поверхностный человек смотрит на все, что его окружает с одинаковым интересом, слушает все, что ему скажут, читает все, что попадается в руки. Мудрый человек поступает по-другому. Он направляет свое внимание только на самый важный предмет.
10. Работа с учебником по изучению нового материала
Стр. 37 учебника «Окружающий мир». «Внимание – это особенность человека выделять что-нибудь в окружающем мире, одновременно отвлекаясь от всего другого».
11. Внешние проявления внимания
Само по себе внимание увидеть нельзя, заметно только его внешнее проявление. Это мимика, поза, жесты. Мимика – это движение губ, глаз, бровей. Поза – положение тела. Жесты – движения рукой.
12. Виды внимания
Легко быть внимательным, когда смотришь интересный фильм, но трудно быть внимательным, когда учишь трудный урок.
– Почему так происходит? Потому что мы в этих двух случаях мы встречаемся с разным вниманием: непроизвольным и произвольным. Непроизвольное внимание направляется на объект без всяких усилий с нашей стороны. Что может привлекать к себе непроизвольное внимание? Таких объектов много. Это громкие, неожиданные звуки (гром, свисток, резкий визг тормозов); яркие световые явления (молния, красочная реклама); резкие вкусы (горечь, кислота, неожиданный вкус); сильные запахи (духов, гари, вкусной еды); все, что интересно и неожиданно для данного человека.
Когда речь идет о непроизвольном внимании можно сказать, что не мы обращаем внимание на объекты, а они сами овладевают нашим вниманием.
Совсем иначе обстоит дело с произвольным вниманием. Здесь объект сам по себе не привлекает внимание, но человек удерживает на нем свое внимание своим собственным усилием. Произвольное внимание человек сам направляет на объект, который сознательно выбрал. Например, для того чтобы решить математическую задачу, надо самому постоянно удерживать на ней свое внимание.
– Приведите свои примеры непроизвольного и произвольного внимания?
– Почему для нас важно развивать внимание произвольное?
Американский изобретатель в области электротехники Томас Эдисон руководил исследовательской лабораторией. Он с коллегами установил, что из 27 человек, каждый день в течение шести месяцев приходивших на работу, никто не обратил внимания на вишневое деревце, растущее перед входом в лабораторию. Они сделали вывод, что внимание человека зависит от его интересов, профессии и чаще всего направлено в каком-то определенном направлении.
Вообрази теперь, что ты со своим другом пришел в магазин игрушек. У каждого из вас свое внимание-прожектор.
Куда будет направлен этот прожектор? Почему?
13. Физкультминутка
Ритмическая игра. Разбившись парами, стоя друг к другу лицом, дети считают про себя, одновременно выполняя под счет движения. Вслух произносятся кратные того числа, через которое ведется счет (при счете через два вслух называются числа 2, 4, 6…). Называя кратное, дети касаются ладоней друг друга (как в считалочке). Остальные движения могут выбираться произвольно (хлопнуть в ладоши, коснуться руками ног, плеч и т.п.).
В итоге синхронного исполнения движений происходит непроизвольное запоминание чисел, которые учащиеся проговаривают вслух. Таким образом, они фактически выучивают в процессе игры таблицу умножения, вместе с тем, «ритмичная музыка, которая звучит в классе, объединяет детей, вырабатывает у них чувство защищенности, снимает напряжение от пассивного восприятия.
14. Работа по группам в исследовательских лабораториях по изучению свойств внимания
Чтобы овладеть вниманием, нужно еще знать, как устроено внимание. Рассмотри некоторые свойства внимания. Люди давно стали задавать себе вопрос: «Сколько объектов может одновременно находиться в зоне внимания?» Ответ на этот вопрос – показатель объема внимания. Объем внимания – это число объектов, которые внимание охватывает одновременно.
Представьте, что мы находимся в 4-х исследовательских лабораториях. Каждый из вас будет в роли ученого-эксперта, исследователя. Вы занимаетесь одной научной темой – изучаете свойства внимания – и пытаетесь первыми сделать «научное открытие».
Эксперимент 1.
Определение объема внимания.
На короткое время (1 сек.) я покажу вам рисунок, на котором будет несколько чисел, посмотрите внимательно, какие числа написаны, а когда я уберу рисунок, сложите их сумму и запишите. Кто сделает правильно первым это задание и окажется самым внимательным?
Эксперимент 2.
Концентрация внимания.
Определим, насколько сильно и сосредоточенно вы можете концентрировать свое внимание. Каждому в группе предлагается на рисунке глазами найти букву, соответствующую цифре, и выписать их по порядку, чтобы получилось слово. На каких фигурах записаны числа?
Эксперимент 3.
Переключение внимания.
Некоторые люди могут легко и просто переходить от одного занятия к другому. У таких людей внимание подвижное, гибкое. Для других переход с одного дела к другому связан с определенным усилием: им нужно некоторое время, чтобы «собраться с мыслями», «войти в работу». Эти люди различаются по такому свойству внимания, как способность к переключению внимания. Попробуйте сосчитать от 1 до 51, отыскивая соответствующие числа на рисунке, заметьте количество затраченного времени. Побеждает тот, кто затрачивает меньшее количество времени. Можно ли развить способность быть внимательным? С каждой тренировкой вы будете затрачивать меньше времени на выполнение этого задания.
Эксперимент 4.
Взаимосвязанность свойств внимания. Чтобы быть внимательным, нужно уметь сосредотачиваться, уметь переключаться с одной работы на другую, уметь не просто смотреть, а видеть. Эти свойства внимания не существуют отдельно друг от друга, они взаимосвязаны и сочетаются между собой. В рабочей тетради «Учимся познавать мир» на стр. 22 упражнение № 56. Рассмотри рисунки и найди 5 отличий. Кто выполнит задание первым?
15. Подведение итогов исследовательской деятельности
Мы в лабораториях исследовали различные свойства внимания. Вы можете теперь объяснить смысл следующего высказывания: «Можно смотреть и не видеть, слушать и не слышать». А кто будет прав в споре? Один говорит, что человек может обойтись без внимания, достаточно того, что он видит и слышит. Другой думает по-другому: внимание помогает людям жить, больше знать и уметь.
Интересно, что для человека каждой профессии необходимо внимание, и разные свойства внимания будут главными. Например, для шофера, летчика нужна высокая распределяемость внимания. Шофер должен уметь одновременно следить за управлением автомобиля, за тем, что происходит на дороге, за маршрутом своего движения, а часто и за разговором со своими пассажирами. Дирижер оркестра в одно и то же время должен уметь услышать, как играет каждый из музыкантов его оркестра, должен держать в голове то музыкальное произведение, которое исполняется, замечать настроение музыкантов. Хирургу и канатоходцу совершенно необходимы концентрация и устойчивость внимания. В их работе малейшее отвлечение внимания может привести к очень тяжелым последствиям.
Профессии художника, футболиста, разведчика предъявляют высокие требования к объему внимания. Футболист должен в любой момент игры видеть всех игроков на поле. Художник должен замечать множество линий в сочетании света и теней, оттенков цветов, деталей.
Теперь ты знаешь многие свойства внимания, какую роль оно играет в жизни человека и понимаешь, что внимание нужно развивать, стараться быть наблюдательным.
16. Подведение итогов работы лабораторий
– Какая из лабораторий получила наибольшее признание?
Вы рады получить поддержку, одобрение. Внимание – слово многозначное – оно обозначает и научное понятие, и доброе расположение окружающих. Мы можем развивать и то, и другое качество внимания. И не важно,
какую профессию выбрал человек, потому что в любом деле внимание будет источником силы человека. А как человек распорядится этой силой, решает он сам.
Высшая степень сосредоточения называется вдохновением. Найдите интересное дело, займитесь им, преодолейте первые трудности, а дальше дело поведет вас и ваше внимание. При этом нужно помнить, что неинтересных дел нет, а есть скучные люди, которые не могут найти интересное дело.
17. Подведение итогов урока. Рефлексия
– Что привлекло внимание на уроке? Все ли получалось? Какие затруднения были? Как вы оценили свое внимание? Что способствует развитию внимания? Какое «открытие» сделали для себя сегодня?
18. Домашнее задание
Варианты по выбору:
- привести примеры игр на развитие внимания;
- придумать и нарисовать плакат на развитие внимания;
- придумать как можно больше ситуаций, где человеку необходимо внимание;
- найти дополнительный материал по теме «Внимание»;
- выполнить задания на стр. 21 в рабочей тетради «Учимся познавать мир».
Список использованной литературы
- Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир: учебник для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 160 с.: ил. – (Начальная школа ХХI века).
- Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1-4 классы. Методика обучения. – М.: Вентана-Граф, 2002. – 240 с.: ил.
- Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Учимся познавать мир: рабочая тетрадь № 1 для 4 класса четырехлетней начальной школы. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 32 с.: ил.
- Беседы с учителем (методика обучения): Четвертый класс четырехлетней начальной школы / под ред. Л.Е. Журовой. – М.: Вентана-Граф, 2001. – 480 с.
- Игры, ребусы, загадки для школьников. Популярное пособие для родителей и педагогов / сост. Т.И. Линго. – Ярославль, 1998.– 192 с., ил.
- Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка.– М.: Роспедагентство, 1994.
- Холодова О. Юным умникам и умницам: задания по развитию познавательных способностей (9-10 лет) / метод. Пособие 4 класс + Программа курса «РПС». – М.: РОСТкнига, 2006.– 222 с.
- Психология: учебное пособие для начальной школы. Ш-IY классы / А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, И.В. Дубровина и др.; под ред. И.В. Дубровиной. – М., 2004.– 224 с.
- Советский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1984.