Итоговый урок математики в 6-м классе по теме "Восхождение на Пик Знаний"

Разделы: Математика


Вид урока: групповая работа по методике сотрудничества.

Цели урока:

  • Систематизировать знание учащихся по темам: " Уравнения", " Степень", "Дроби", "Координатная плоскость".
  • Развивать у учащихся логическое мышление, умение принимать решения, навыки сотрудничества.
  • Активизировать всех учащихся через разнообразные виды работы и игровую форму.

Оборудование:

  • рисунок горы- "Пика знаний", с заданным маршрутом,
  • карточки - математический алфавит,
  • фигурки рыбок с заданиями,
  • фигурки зайца, медведя и футбольных мячей с заданиями,
  • перфокарты,
  • таблица - "Быстрый счетчик",
  • флажок, который закрепляет команда на вершину "Пика знаний",
  • графопроэктор.

Ход урока

Класс делится на две команды. Команды соревнуются. Побеждает та команда, которая быстрее покорит " Пик Знаний".

Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы будем покорять "Пик Знаний".

Покоряя вершину мы повторим темы: "Уравнения", "Дроби", "Координатная плоскость".

Класс делится на две группы альпинистов.

На доске закреплен плакат "Восхождение на Пик Знаний".

Игра начинается с первого этапа.

I этап: "Разминка"

Устный счет через графопроэктор.

Задания I группе: Задание II группе:
32_ 22= 32 =
2 * 32= 52 _10 =
52- 4 = 150 =
23 = 32 + 6 =
72 - 47 = 62 _ 26 =
170 = 52 + 23 =
Ответ: (Дружба) Ответ: (Знания)

Чтобы отгадать слова "дружба" и "знания", применяется "Математический алфавит", где отыскиваются буквы под определенным числом , которое получается при решении примеров . ( Карточки с "Математическим алфавитом" лежат на партах учащихся.)

Математический алфавит

А1 Б2 В3 Г4 Д5
Е6 Ё7 Ж8 З9 И10
Й11 К12 Л13 М14 Н15
О16 П17 Р18 С19 Т20
У21 Ф22 Х23 Ц24 Ч25
Щ26 Ш27 Ъ28 Ы29 Ь30
Э31 Ю32 Я33    

Выполнив это задание без ошибок, команда переходит ко второму этапу.

II этап: "Весёлая рыбалка"

От каждой команды выходят по два человека. На столе лежат рыбки, (фигурки рыбок из плотной бумаги, на обратной стороне этих фигурок записаны уравнения, которые рыбаки должны решить. Рыбакам вручаются удочки с кусочками магнита, а на фигурках рыбок закреплены скрепки.

Поочередно выходят учащиеся - рыбаки от каждой команды, если кто-то из них не справился с заданием, то подключается команда. Решения задания комментируется.

Уравнения, которые записаны на обратной стороне фигурок - рыбок:

Задания I группе: Задания II группе:
1) 0,2x -0,5= 0,1x+0,2 1) 0,5y -0,6= 0,1y+ 0,2
2) 2)
3) 3)
4) 102х - 4х = 1960 4) 89х + 68 = 9057
5) (х - 1, 6) : 3 = 18 5) (х + 5, 9) : 2 = 43
6) 3 * (2х + 8) - (5х + 2) = 0 6) 8 * (3 - 2х) + 5 * (3х + 5) = 9

Выполнив это задание, команда переходит к третьему этапу.

III этап: "Игра в футбол"

Турбаза приветствует юных альпинистов и предлагает им игру в футбол.

На доске закреплены ворота для каждой команды.

I команда играет за команду "Медведь".

II команда играет за команду "Заяц".

Для каждой команды приготовлены фигурки мячей, на которых с обратной стороны записаны задания.

Задания I группе:

Задания II группе:

Вычислите: Вычислите:
1) 82 : 4 = 1) 62 : 3 =
2) 72 - 32 = 2) 82 - 22 =
3) 15 + 42 = 3) 13 + 52 =
4) 24 . 32= 4)23 · 33 =
5) (-8)2 = 5) (-6)2 =
6) 05 + (-2)3 = 6) 04 + (-3)3=

Выполнив это задание, команда переходит к четвертому этапу.

IV этап: Новые испытания нашим альпинистам.

Задания I группе: Задания II группе:

1. Разложите числа на простые множители:

а) 216 = а) 162 =
б) 20 = б) 30 =

2. Верна ли пропорция:

4 : 3 = 36 : 26 3 : 7,5 = 2 : 6

3. Решите уравнение:

(2х) : 9 = 2 : 5 1 : 1 = (2х) :

Выполнив это задание, команда переходит к пятому этапу.

V этап: Работа с перфокартами.

Задания I группе: Задания II группе:
А. (-1,7) * 2 = А. (-1,3) * 2 =
Б. (- 8) * (-0,5) = Б. (-7)*(-0,6)=
В. 25+(-4)= В. 34+(-5)=
Г. (-3)3+110= Г. (-2)5-210=
Ответы: Ответы:
1) 4 1) 76
2) -26 2) 4,2
3) -3,4 3) -33
4) 28 4) -2,6

Работу по перфокартам выполняет весь класс.

Фамилия,имя,вариант
  А Б В Г
1     +  
2   +    
3       +

Проверяют работу по два консультанта из противоположных групп.

Фамилия,имя,вариант
  А Б В Г
1   +    
2       +
3 +      
4     +  
4 +      

Команды переходят к шестому этапу.

VI этап: Возникла необходимость пополнить запасы пищи, воды, медикаментов.

Для этого нужно найти координаты шестой турбазы.

На доску проецируется изображение координатной плоскости с отмеченными на ней точками А и В.

I команда находит координаты точки A. Ответ: А( -4; 3 )

II команда находит координаты точки В. Ответ: В( 5; -2 )

Отыскав координаты шестой турбазы, команды переходят к седьмому этапу

VII этап: После долгого пути привал, чтобы хорошо отдохнуть, проводим физминутку:

Физминутка:

Ветер дует нам в лицо (махи руками)
Закачалось деревцо (наклоны в стороны)
Ветерок всё тише, тише (приседания)
Деревцо всё выше, выше (потягивание вверх с прыжком)

Задание I группе: Задание II группе

Привести дробь к новому знаменателю

Выполнив задание переходим к восьмому этапу

VIII этап: На пути новое испытание "Расщелина - пропасть"

Вы должны показать свою ловкость.

Конкурс "Быстрый счётчик "

На доску вывешиваются две таблицы, на которых вразброс записаны числа от 1 до 20.

Вызывается по одному ученику от каждой команды.

Нужно быстро назвать и показать числа от 1 до 20 и наоборот от 20 до 1. Кто сбился, тот проиграл.

Переходим к девятому этапу

IX этап: Последний рывок

Новые испытания: командам предлагаются задания

Задания I группе: Задания II группе:

Сократите дроби:

Приведите дроби к общему знаменателю:

и и

И последний десятый этап (Вершина).

X этап: Последнее испытание: " Математический бой"

Команды поочередно друг другу задают вопросы на повторение пройденного материала.

Проигрывает та команда, которая не ответила на заданный вопрос.

Команда - победитель закрепляет флажок на вершине горы "Пик Знаний".

Задание на дом: сильные учащиеся - № 1420;1566(б);1561

слабые учащиеся - № 1414, 1566(а)

Итог урока: Приветствуем победителей, оцениваем знания учащихся.

Рефлексия. Если понравился урок на "Пик знаний" прикрепляются красные флажки, если не понравился - синие флажки.