Урок русского языка в 7-м классе "Правописание -Н- и -НН- в суффиксах причастий и прилагательных"

Разделы: Русский язык


Цель:

  • обобщить и систематизировать материал о правописании н и нн в суффиксах причастий и прилагательных;
  • развитие навыка правильного написания слов на изучаемые орфограммы;
  • способствовать развитию речи, логического мышления.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

Ребята, добро пожаловать на необычный урок, урок для сладкоежек, уж очень он, надеюсь будет вкусным и аппетитным. Почему? Потому что мы с вами отправимся в ресторан “Сладкая жизнь”, где “попробуем” изыски кулинарного искусства: торты и пирожные.

А заодно повторим правописание н и нн в суффиксах причастий и прилагательных.

Начнем мы с проверки дом. задания

И чтобы нам при дегустации не попасть впросак, давайте вспомним правила о правописании н и нн в суффиксах причастий и прилагательных (рассказы учащихся)

А теперь послушаем способ приготовления Фруктового салата, а заодно проверим, правильно ли вы вставили буквы на месте пропусков и выделили орфограммы.

Очищенные, нарезанные кубиками консервированные ананасы уложите на серебряном блюдце. Возьмите банан, смешанный с мандаринами, привезенными из-за границы, и добавьте в салат только что срезанную с дерева грушу. Все ассорти заправьте витаминизированным йогуртом.

Ребята, вы молодцы! Правила мы повторили и “вкусили” плоды первого сегодняшнего блюда, давайте откроем тетради, запишем число и тему урока, и начнем наш отдых в ресторане “Сладкая жизнь”.

2. Синтаксическая пятиминутка:

Сейчас займемся мы столом.
Он полированный притом.
Крахмаленая скатерть есть. (отгл. прил.)
А вязанных салфеток - шесть.

- Вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы; разберите по составу слова (крахмаленая, полированный, вязанных; сделайте разбор любых двух словосочетаний.

3. Закрепление материала.

А вот и блюда для дегустации:

а) “Попробуем” торт “Трюфель”,рассмотрев способ его приготовления.

- Выпишите слова с пропусками, выделите изучаемые орфограммы.

Бисквитный пласт, разреза…ый на две части, разложить на две стекля…ые тарелки, украше…ые орнаментом. Каждую из частей, пропита…ую сиропом и прослое…ую сливочно – шоколадным кремом, поставить около окна на освеще…ую солнцем сторону.

Через несколько минут обе половинки, хорошо пропитанные, соединить. Сверху и с боков, смаза…ых кремом и обсыпа…ых шоколадной крупкой, убрать лишние крошки.

Торт украсить конфетами, масля…ым кремом и оформлен в виде плете…ой корзинки.

Разрезанный, стеклянные, украшенные, пропитанную, прослоенную, освещенную, пропитанные, смазанных, обсыпанных, масляным, плетенной.

б) А теперь “попробуем” следующее блюдо- это “Клубника со сливками”.

- Спишите способ приготовления этого блюда, вставив и выделив изучаемые орфограммы.

  • Выращ…ую собственными руками клубнику помыть и очистить от зеле…ых хвостиков.
  • Очище…ые ягоды, перемеша…ые со сливками, уложить в чашечки и полить сиропом. Подавать охлажде…ыми.

- Найдите предложение с причастным оборотом, составьте схему этого предложения.

в) – А теперь мы с вами будем работать в роли корректора. Повар не знал, как пишутся некоторые слова, и оказалось, что в меню остались пропущенные буквы. Ребята, давайте поможем восстановить текст меню.

  • Салат из белокача…ой маринова…ой капусты.
  • Закуска из пече..ого или туше…ого птичьего мяса.
  • Яйца, фарширова…ые сельдью.
  • Капуста острая, моче…ая, по-китайски.
  • Кукуруза, жаре…ая с луком.

4.Цифровой диктант.

- Выпишите номера предложений, в которых встречаются прилагательные или причастия с нн в суффиксах.

Вам предлагается второе меню из нашего ресторана.

  • Сазан заливной фаршированный.
  • Телятина с ветчиной, запеченные в соусе бешамель.
  • Щи из квашенной капусты с картофелем.
  • Суп картофельный с макаронными изделиями.
  • Клюквенный суп с клецками.
  • Вареные рулеты из рыбного филе.

5. Подведение итогов урока, дом. задание.