Цели урока:
- повторить имеющиеся у учащихся сведения по теме «Словообразование».
- повторить морфемную структуру слова.
- познакомить учащихся с изобразительными возможностями русского языка.
- способствовать развитию словообразовательного мышления.
- включить учащихся в процесс словотворчества.
- развитие навыков групповой и поисковой работы.
Тип урока - обобщающий (комплексное применение знаний).
Методы и формы учебной деятельности.
- устные сообщения учащихся к лингвистической среде;
- ответы на вопросы учителя;
- обобщение сведений по теме;
- работа в группах.
Оборудование.
- тексты для анализа (распечатаны для каждой группы);
- на столах у учащихся: ручки, фломастеры, листы ватмана.
- школьный словообразовательный словарь А.Тихонова;
- карточки с заданиями для групп;
- «ромашка» с лепестками-вопросами.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
---|---|
1. Вступительное слово. Сегодня среда, и мы знаем, что этот день недели у нас особенный. В чем же его необычность? |
Ответ ученика. Лингвистическая среда, на которой уже по сложившейся традиции мы знакомим друг друга со словами, с их происхождением. |
2. Многие наши школьники уверены, что если суффиксы в словах могут меняться: сверкать – сверкающий - сверчок, то уж корень слова – что-то незыблемое. Иногда, правда, бывает в корне чередование гласных или согласных: собирать – соберу; сушка – сухой. Однако история слов говорит о другом. И мы с вами сейчас в этом убедимся. | С индивидуальным заданием выступают учащиеся, которые говорят о таких «родственниках», как блин - молоть; ватрушка - творог; баранка - вареник - баран и о родственниках каравая и колобка. ( в качестве примера приведены две работы учеников, см. Приложение 1). |
3. Итак, какой же вывод можно сделать в отношении корня слов? | Ответ ученика. С течением времени корни также могут изменяться. |
Но творцом новых слов может быть не только время, но и человек… тонко чувствующий и очень наблюдательный. Прежде чем мы обратимся к словам, созданным писателями, чтобы легче было работать, вспомним теорию. | Класс заранее поделен на группы. По одному представителю от группы приглашается к доске. |
4. Работа в группах (задания на карточках и материал для наблюдений и исследовательской работы см. Приложение 2), координация работы групп учителем. | Каждая группа получает задание и готовит коллективный ответ. |
а) эпизод из произведения А.Линдгрен «Пеппи – Длинныйчулок». | а) Учащиеся приходят к выводу, что кукарямба - нечто интересное и необычное, но вряд ли это можно назвать словом, так как кукарямба не имеет лексического значения. |
б) фраза Л.Щербы. | б) В процессе работы на листах появилось следующее: - про кого говорится? – про куздру (сущ.; ж.р.; И.п.; ед.ч.; подлежащее). - что она наделала? – будлану́ла (сказуемое). - причем как? – ште́ко (обстоятельство). Вышел спор: бо́кр– живое существо или предмет? - в каком падеже стоит бо́кр? – В.п. - на какой вопрос отвечает? (будлану́ла кого? – бо́кра. Если бы будлану́ла что? – стояло бы бо́кр). Бо́кр – существо, а не предмет. Одна из групп обратила внимание на суффикс – ёнок в качестве доказательства того, что бокрёнок– живое существо. И вновь возник спор: бочонок имеет суффикс –онок, что ж, он тоже живое существо что ли? |
Отчасти ребята, вы на верном пути, суффиксы – великие строители слов, несут в себе определенный смысл, но понять и «перевести» фразу Л.Щербы помогло то, что вы пришли к выводу: к корням, не имеющим никакого лексического значения ни в одном из языков, были присоединены не вымышленные, а настоящие рабочие части слова, созданные народом, русским языком (нечто женского рода в один прием совершила что-то над каким-то существом мужского пола а потом начало что-то совершать с детенышем). |
По третьему вопросу: одни ребята представляют себе ку́здрув виде стихийной силы, другие – как тигрицу, которая охотится. Но никто не нарисовал, например, слона, который разбил бочкуи катает бочонок (то есть неодушевленные предметы). |
Необходимо больше внимания уделять этим незаметным труженикам языка: суффиксам, префиксам, окончаниям. Это они делают русский язык языком. По ним мы судим о родстве между языками (с чего и начали урок). |
|
в) Работа с поэтическим текстом В.Хлебникова «Заклятие смехом». | в) В результате коллективной работы ребята приходят к выводу: создание собственных слов происходит по известным словообразовательным моделям – смехач, циркач, силач. |
г) Работа с поэтическим текстом В.Хлебникова «Кузнечик». | г) Итогом работы стало: - крылышкуя – образовано от существительного крылышко и имеет признаки деепричастия (ликуя, воркуя), - золотописьмо – сложное слово, образовано слиянием слов золото и письмо. - лебедиво – сочетание слова лебедь и диво. - зинзивер – неясное по происхождению (то ли большая синица, которую также называют кузнечиком, то ли кузнечик-насекомое). Судя по контексту и форме слова – существительное. |
Итог урока.
Итог урока подводят сами учащиеся, опираясь на те выводы, которые были ими получены в ходе исследовательской работы.
Домашнее задание.
Написать стихотворение или лимерик, опираясь на тему урока. Индивидуальное задание: нарисовать «то, чего не может быть» (работа с неологизмами).
Пояснительная записка.
Отбор материалов к уроку проводился следующим образом: за две недели до урока ребята получили задание принести тексты, где есть слова-неологизмы, образованные писателями.
В результате были представлены тексты Льва Успенского, Людмилы Петрушевской, Сергея Есенина, Владимира Маяковского, Игоря Северянина, Велимира Хлебникова, Льюиса Кэрролла.
Расширению и обогащению словаря учащихся способствуют лингвистические среды, где ребята делают устные сообщения о происхождении слов, пользуясь книгами Л.Успенского «Почему не иначе?», П.Черных «Историко-этимологический словарь современного русского языка», Н.Шанского «Этимологический словарь русского языка» и статьями по этимологии.
Этимология (а с ней тесно связаны морфемика и словообразование) – один из самых интересных разделов языка, потому что он связан с тайнами рождения слова, а это всегда притягательно и заманчиво. Даже один этот раздел школьного курса может поддержать и развить глубокий постоянный интерес к изучению родного языка.
«Определите точно значение каждого слова, и вы избавитесь от половины заблуждений», - сказал Декарт. И, действительно, как это верно:
К…рзина
Корзина – ко́рзать - «рубить ветви».
Б…гровый
Багровый – багр – «красная краска».
Слово - строительный материал для предложений, для связных высказываний. От четкого ясного понимания значения слова зависит успех обучения русскому языку.