Урок русского языка в 6-м классе по теме "Словообразование. Словотворчество писателей"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  1. повторить имеющиеся у учащихся сведения по теме «Словообразование».
  2. повторить морфемную структуру слова.
  3. познакомить учащихся с изобразительными возможностями русского языка.
  4. способствовать развитию словообразовательного мышления.
  5. включить учащихся в процесс словотворчества.
  6. развитие навыков групповой и поисковой работы.

Тип урока - обобщающий (комплексное применение знаний).

Методы и формы учебной деятельности.

  • устные сообщения учащихся к лингвистической среде;
  • ответы на вопросы учителя;
  • обобщение сведений по теме;
  • работа в группах.

Оборудование.

  • тексты для анализа (распечатаны для каждой группы);
  • на столах у учащихся: ручки, фломастеры, листы ватмана.
  • школьный словообразовательный словарь А.Тихонова;
  • карточки с заданиями для групп;
  • «ромашка» с лепестками-вопросами.
Деятельность учителя Деятельность учащихся

1. Вступительное слово.

Сегодня среда, и мы знаем, что этот день недели у нас особенный. В чем же его необычность?

Ответ ученика. Лингвистическая среда, на которой уже по сложившейся традиции мы знакомим друг друга со словами, с их происхождением.

2. Многие наши школьники уверены, что если суффиксы в словах могут меняться: сверкатьсверкающий - сверчок, то уж корень слова – что-то незыблемое. Иногда, правда, бывает в корне чередование гласных или согласных: собиратьсоберу; сушка – сухой. Однако история слов говорит о другом. И мы с вами сейчас в этом убедимся.

С индивидуальным заданием выступают учащиеся, которые говорят о таких «родственниках», как блин - молоть; ватрушка - творог; баранка - вареник - баран и о родственниках каравая и колобка. ( в качестве примера приведены две работы учеников, см. Приложение 1).

3. Итак, какой же вывод можно сделать в отношении корня слов? Ответ ученика. С течением времени корни также могут изменяться.
Но творцом новых слов может быть не только время, но и человек… тонко чувствующий и очень наблюдательный. Прежде чем мы обратимся к словам, созданным писателями, чтобы легче было работать, вспомним теорию.

Класс заранее поделен на группы. По одному представителю от группы приглашается к доске.

На доске цветок в виде ромашки с разноцветными лепестками, на обратной стороне лепестков – вопросы по теме урока.

Группа обдумывает вопрос и через 5 минут им необходимо предоставить письменное обоснование теории через примеры. Один представитель от группы выходит к доске и отвечает.

4. Работа в группах (задания на карточках и материал для наблюдений и исследовательской работы см. Приложение 2), координация работы групп учителем. Каждая группа получает задание и готовит коллективный ответ.
а) эпизод из произведения А.Линдгрен «Пеппи – Длинныйчулок». а) Учащиеся приходят к выводу, что кукарямба - нечто интересное и необычное, но вряд ли это можно назвать словом, так как кукарямба не имеет лексического значения.
б) фраза Л.Щербы. б) В процессе работы на листах появилось следующее:
- про кого говорится? – про куздру (сущ.; ж.р.; И.п.; ед.ч.; подлежащее).
- что она наделала? – будлану́ла (сказуемое).
- причем как? – ште́ко (обстоятельство).
Вышел спор: бо́кр– живое существо или предмет?
- в каком падеже стоит бо́кр? – В.п.
- на какой вопрос отвечает? (будлану́ла кого? – бо́кра. Если бы будлану́ла что? – стояло бы бо́кр).
Бо́кр – существо, а не предмет. Одна из групп обратила внимание на суффикс – ёнок в качестве доказательства того, что бокрёнок– живое существо. И вновь возник спор: бочонок имеет суффикс –онок, что ж, он тоже живое существо что ли?

Отчасти ребята, вы на верном пути, суффиксы – великие строители слов, несут в себе определенный смысл, но понять и «перевести» фразу Л.Щербы помогло то, что вы пришли к выводу: к корням, не имеющим никакого лексического значения ни в одном из языков, были присоединены не вымышленные, а настоящие рабочие части слова, созданные народом, русским языком (нечто женского рода в один прием совершила что-то над каким-то существом мужского пола а потом начало что-то совершать с детенышем).

По третьему вопросу: одни ребята представляют себе ку́здрув виде стихийной силы, другие – как тигрицу, которая охотится. Но никто не нарисовал, например, слона, который разбил бочкуи катает бочонок (то есть неодушевленные предметы).

Необходимо больше внимания уделять этим незаметным труженикам языка: суффиксам, префиксам, окончаниям. Это они делают русский язык языком. По ним мы судим о родстве между языками (с чего и начали урок).

 
в) Работа с поэтическим текстом В.Хлебникова «Заклятие смехом».

в) В результате коллективной работы ребята приходят к выводу: создание собственных слов происходит по известным словообразовательным моделям – смехач, циркач, силач.
Составили словообразовательное гнездо слова смех.

г) Работа с поэтическим текстом В.Хлебникова «Кузнечик». г) Итогом работы стало:
- крылышкуя – образовано от существительного крылышко и имеет признаки деепричастия (ликуя, воркуя),
- золотописьмо – сложное слово, образовано слиянием слов золото и письмо.
- лебедиво – сочетание слова лебедь и диво.
- зинзивер – неясное по происхождению (то ли большая синица, которую также называют кузнечиком, то ли кузнечик-насекомое). Судя по контексту и форме слова – существительное.

 

Итог урока.

Итог урока подводят сами учащиеся, опираясь на те выводы, которые были ими получены в ходе исследовательской работы.

Домашнее задание.

Написать стихотворение или лимерик, опираясь на тему урока. Индивидуальное задание: нарисовать «то, чего не может быть» (работа с неологизмами).

Пояснительная записка.

Отбор материалов к уроку проводился следующим образом: за две недели до урока ребята получили задание принести тексты, где есть слова-неологизмы, образованные писателями.

В результате были представлены тексты Льва Успенского, Людмилы Петрушевской, Сергея Есенина, Владимира Маяковского, Игоря Северянина, Велимира Хлебникова, Льюиса Кэрролла.

Расширению и обогащению словаря учащихся способствуют лингвистические среды, где ребята делают устные сообщения о происхождении слов, пользуясь книгами Л.Успенского «Почему не иначе?», П.Черных «Историко-этимологический словарь современного русского языка», Н.Шанского «Этимологический словарь русского языка» и статьями по этимологии.

Этимология (а с ней тесно связаны морфемика и словообразование) – один из самых интересных разделов языка, потому что он связан с тайнами рождения слова, а это всегда притягательно и заманчиво. Даже один этот раздел школьного курса может поддержать и развить глубокий постоянный интерес к изучению родного языка.

«Определите точно значение каждого слова, и вы избавитесь от половины заблуждений», - сказал Декарт. И, действительно, как это верно:

К…рзина

Корзина – ко́рзать - «рубить ветви».

Б…гровый

Багровый – багр – «красная краска».

Слово - строительный материал для предложений, для связных высказываний. От четкого ясного понимания значения слова зависит успех обучения русскому языку.

Приложение 1

Приложение 2