Актуальность.
Россия сегодня – страна, вступающая на путь создания правового государства. Дети – будущие избиратели, от которых будет зависеть судьба нашей Родины. Классные часы по правовому воспитанию должны способствовать формированию необходимых гражданских качеств личности: патриотизма, гражданской активности.
Одной из сложнейших проблем в нашей стране является рост детской преступности, социального сиротства, наркомании. Понимание недопустимости противозаконного поведения должно прочно утвердиться в сознании ребенка через знание правовых норм и воспитание уважения к закону.
Цель: Привлечь внимание учащихся 4 класса к правам и основным свободам человека.
Задачи:
- Знакомство с Конвенцией прав ребенка, декларацией прав человека.
- Воспитание уважения к правам и свободам человека, универсальным общечеловеческим ценностям.
- Выработка умения давать оценку человеческим поступкам и текущим событиям.
Подготовительная работа.
- Напечатать карточки с правами ребенка.
- Подобрать сказочные картинки по нарушению прав и свободы человека.
- Оформление доски:
календарь правовых дат
словарь
Предполагаемый результат.
- В интересной, занимательной форме познакомились детей младшего школьного возраста с некоторыми статьями. Всеобщей декларацией прав человека.
- Научить применять их в жизни.
Содержание мероприятия
Ученик читает стихи.
Человеку много нужно,
Чтобы счастливо прожить.
Нужен дождь, и даже лужи,
Нужно кем-нибудь дружить.
Нужен ветер, нужно море,
Нужно солнце и леса,
Нужно счастье, нужно горе
И родные голоса.
Невозможно без природы.
Без синеющих небес.
Хорошо иметь свободу.
Мир загадок и чудес
Чтобы жить на белом свете,
Чтоб остался рядом друг,
Надо главное заметить,
Все почувствовать вокруг.
(М.Знобищева)
Учитель:
Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные Вопросы:
- что люди могут делать и чего не могут?
- что они обязаны делать и чего не обязаны?
- на что они имеют право и на что не имеют?
Без ясного ответа на эти вопросы жизни превращалась в сплошной кошмар и неразбериху.
И люди взялись за решение этих Главных Вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путем международных переговоров, к сожалению, в битвах и войнах, не говоря уже о самых заурядных драках.
И конечно же, поиск ответов на главные вопросы не мог оставить в стороне искусство и литературу.
Буратино и Царевна-лягушка, Гулливер и Дон-Кихот, князь Гвидон и Том Сойер занялись решением вопросов о Правах Человека.
И вместе с ними тысячи и тысячи других литературных героев...
И правильно сделали! Без этого они были бы нам совершенно не интересны!
В конце людям удалось решить Главные Вопросы, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека. Как же это произошло?
В 1945 году закончилась Вторая мировая война - самая жестокая и кровопролитная за всю историю человечества. Развязала эту войну фашистская Германия во главе с Гитлером, который хотел поработить народы других стран и установить мировое господство. Война унесла миллионы человеческих жизней, разрушила множество городов, сел и деревень...
Когда наступил мир, народы многих стран решили: нужно объединиться, чтобы разногласия и противоречия заставляли людей не драться, а вступать в переговоры, чтобы конфликты можно было решать мирным путем. Именно с этой целью в октябре 1945 года была создана Организация Объединенных Наций (ООН).
В 1948 году государства, входящие в ООН, подписали Всеобщую декларацию прав человека - документ, в котором пообещали друг другу и своим народам гражданские права и свободы: равенство всех перед законом, личную неприкосновенность, свободу совести, возможность верить или не верить в Бога и многое другое. Положения, о которых говорится в документе, касаются всех - мужчин и женщин, богатых и бедных, верующих и неверующих - независимо от национальности и цвета кожи.
Всеобщая декларация прав человека - нужный и полезный документ. Но в нем говориться о людях вообще - и ни слова о детях!
А ведь дети нуждаются в особом внимании, в заботе и защите со стороны государства. Именно поэтому в 1989 году ООН приняла особый документ под названием “Конвенция о правах ребенка”. Конвенция -это международное соглашение. В нем государства дают обязательство соблюдать права каждого ребенка. И наша страна тоже подписалась под этим документом, а значит - пообещала всему миру заботиться о своих малолетних гражданах.
О каких же правах идет речь в конвенции?
Главное право каждого человека - право на жизнь. Разумеется, маленький человек тоже имеет это право. Но часто то в одном, то в другом государстве приходится сталкиваться с вопросами о ценности любой жизни. Нужно ли, есть ли возможность заботиться о детях-инвалидах и других неполноценных, с точки зрения государства, детях? Было в древности государство Спарта - вы слышали о нем на уроках истории. Спарта славилась своими непобедимыми воинами - выносливыми, сильными, здоровыми, неустрашимыми! Но как относились спартанцы к своим гражданам? Как только рождался мальчик, его осматривали и решали: если крепкий, здоровый - пусть живет. А если слабый, больной — он не нужен Спарте.. Сбросить его со скалы! А ведь слабый ребенок, если будет тренироваться, может вырасти сильным и ловким: он может стать большим ученым-изобретателем или талантливым художником, мудрым врачом или даже полководцев! Просто больного надо лечить, слабому - помогать...
Каждая страна - так написано в Конвенции - должна заботиться о новорожденных, помогать их мамам, строить больницы и поликлиники, где добрые врачи спасут, вылечат маленького, если он заболеет.
В конвенции говорится, что каждый имеет право на имя.
У каждого из вас есть имя! Давайте познакомимся. Назовите, пожалуйста, свои имена! (дети по очереди называют свои имена). Семья новорожденного дает ему фамилию, родители придумывают имя, и эти сведения записывают в специальный документ - свидетельство о рождении. Там же пишут дату рождения ребенка, где он родился и кто его мама и папа. Это первый документ ребенка. Он есть у каждого из вас!
Свидетельство о рождении говорит не только о факте появления на свет нового человека, но и о том, что он является гражданином страны, которая обязана заботиться о его благополучии. Скажите, гражданами какой страны вы являетесь? (ответы детей). Следовательно, о вас заботится правительство России. Между прочим, благополучие ребенка во многом зависит от родителей. О том, какими должны быть родители, в шутку от имени детей написал современный поэт Марк Шварц.
Если вы родители - Ласкатели, Хвалители, Если вы родители - Прощатели, Любители, Если - Разрешатели, Купители, Дарители, Тогда вы Не родители, А просто ВОСХИТИТЕЛИ! |
А если вы родители - Ворчатели, Сердители, Если вы родители - Ругатели, Стыдители, Гулять не отпускатели, Собакозапретители, То - знаете, родители, Вы просто КРОКОДИТЕЛИ! М. Л.Шварц. “Если вы родители...” |
Конвенция подчеркивает, что ваши родители первыми несут ответственность за вас. Они берегут и защищают вас. Взрослые не должны допускать, чтобы ни в чем не повинных малышей били, сажали под арест. Они должны следить, чтобы дети хорошо учились, росли грамотными, умелыми, воспитанными.
Каждый ребенок у нас имеет право на бесплатное образование. Значит, когда вы ходите в школу, вы помогаете своей стране выполнять обещание! А вот что думает о необходимости образования ваш ровесник Антон Титов.
Ученик:
Школьная жизнь. Школьная пора!
У тебя она одна- единственная.
А когда очнешься и когда поймешь,
Будет уже поздно.
И поэтому занимайся серьезно.
Учись читать, писать, считать, Старайся все понять.
Антон Титов.
“Школьная жизнь, школьная пора!..”
Но не все время нужно учиться - можете возразить вы. Надо когда-нибудь и отдыхать!.. Да, вы имеете право на отдых, и это не пустяки, раз об этом говорится в таком серьезном документе. Ведь в некоторых странах дети вынуждены работать, помогать родителям содержать семью.
Ребенок, как и всякий человек, имеет право на собственную личную жизнь, на свою тайну... Он сам может выбирать себе друзей, и никто не должен у него выспрашивать: о чем это вы, мол, шепчетесь? Никто не смеет указывать: с этим не дружи, эту музыку не люби, думай только так, а не иначе!..
Конечно, это не значит, что родителям должно быть безразлично. С кем ты дружишь, где бываешь... К мнению взрослого стоит прислушаться: ведь у него большой жизненный опыт, он может многому научить, что-то посоветовать, в чем-то помочь разобраться. Но никто не имеет права силой переделывать жизнь человека, хоть и маленького.
Ребенок имеет право на собственное мнение. Он может думать совсем не так, как - взрослый, и все. Что думает, высказывать вслух, написать и даже напечатать в газете или журнале. Давайте послушаем, что думают дети о мире, в котором они живут.
(дети исполняют стихотворения, написанные их ровесниками).
Ученик:
В какой бы я хотела жить стране?
Да в той, где места нет ни горю, ни войне,
В которой люди счастливы всегда,
Друг друга не обидят никогда.
Где не слышны глухие взрывы
И где закаты так красивы...
Я так люблю простор страны своей,
Хоть далека она от совершенства.
Хочу, чтоб испытали люди в ней
Любовь большую, счастье и блаженство!
Ученик:
Лиза Салова “В какой бы я хотела жить стране?..”
Я хотела б жить в стране,
Где зима и лето.
Я б хотела, как Есенин,
Быть ее поэтом.
Я хочу, чтоб президент
Умным был и честным,
Чтоб страну свою любил,
Был с народом вместе.
Чтобы жить в стране могли
Весело и дружно,
Чтоб спокойно спать могли
И не было б оружья.
Полина Маликова. “Я хотела б жить в стране...”
Да. Для счастья нужно многое, и прежде всего - мир. К сожалению, в некоторых странах и сейчас ведутся войны. А значит, дети гибнут, страдают от голода и нищеты, теряют родителей и жилище...
В Конвенции записано, что все страны, чьи правительства подписали это соглашение, предоставляют убежище ребенку, который вынужден бежать от войны.
Если ребенок бежал один, без родителей, надо помочь ему разыскать семью.
Ведь каждый имеет право на безопасность и счастье - так говорит Конвенция.
А сейчас подведем итог того, о чем узнали.
Работа в группах.
1 задание. “Аукцион прав”. Записать права маленького гражданина на каждом лучике солнца (Приложение № 1).
- 2 задание. Каждой группе дается задание нарисовать права.
- 1 группе: на имя, на отдых.
- 2 группе: на лечение, на собственную личную жизнь.
- 3 группе: на жизнь, на безопасность и счастье.
(Приложение № 2) - З задание. Соотнести картинки с правами.
- 4 задание. Закончи стихотворение.
Слова подсказки.
- … права
- … свобода
- … слова
- … народа
Рефлексия.
Оцените свою работу на занятии и выставьте цветочками нужного цвета:
- Было интересно - зеленый цветок
- Узнал новое – желтый
- Потерял время зря – красный.