Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке материаловедения по теме "Классификация стали"

Разделы: Общепедагогические технологии


Для профессий металлообрабатывающего направления "Станочник (металлообработка)", "Сварщик" выбранная тема является основополагающей для изучения специальных предметов и освоения производственного обучения. Данный урок разработан с учетом специфики контингента (низкий базовый уровень общеучебных знаний, умений и навыков).

При изучении темы учащиеся должны понять принципы классификации сталей, дающие основу при изучении и расшифровке марок сталей, и знать влияние примесей и легирующих элементов на свойства стали, обозначение легирующих элементов в марке стали.

Для активизации познавательной деятельности учащихся используются игровые элементы (блиц-опрос, кроссворд), компьютерные технологии при изложении нового материала (электронное учебное пособие), учебные модули, элементы рейтингового контроля (оценка по количеству жетонов).

Цели урока:

  • Научить классифицировать стали; решать учебную проблему посредством объединения творческих мыслей учащихся; изображать основные мысли в виде опорных схем; систематизировать содержание материала; обобщать и делать выводы.
  • Развивать стремление к познанию, творческое отношение к изучаемому материалу; ключевые компетенции: учебно-познавательную, информационную, социально- трудовую, коммуникативную; логическое мышление; интерес к предмету, профессиональной деятельности.
  • Формировать ценностные ориентации и мотивы учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками, необходимые для успешного овладения профессией.
  • Воспитывать уверенность в своих способностях; ответственность за себя; осознанную дисциплину учащихся.

Оборудование к уроку:

  • Модуль учебного элемента "Классификация сталей", компьютер, экран, мультимедийный проектор, электронное учебное пособие (элемент), учебник "Материаловедение"

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

2. Актуализация знаний учащихся.

Сконцентрировать внимание и настроиться на работу нам поможет традиционный блиц- опрос: (быстрый опрос-игра на 2-3 мин. На листиках учащиеся заполняют ответы в виде "+", если согласны с утверждением преподавателя и "-" если не согласны с утверждением преподавателя)

1. Ковкость - это эксплуатационное свойство металла (-)

2. Сталь можно получить из руды и чугуна (+)

3. Прочность - это механическое свойство металла (+)

4. Температура металла в момент кристаллизации не изменяется (+)

5. Цементит - это твердый раствор внедрения углерода в железо (-)

(Взаимопроверка и листики с оценкой передаются преподавателю)

В предмете "Материаловедение" данный урок является вторым в разделе "Стали". Для профессий металлообрабатывающего направления эта тема одна из главных данного предмета, дающая основу для изучения специальных предметов и освоения производственного обучения.

При изучении данной темы вы должны будете:

  • понимать принципы классификации сталей, значимость данной темы для изучения марок сталей;
  • знать классификацию сталей, влияние примесей и легирующих элементов на свойства стали, обозначение легирующих элементов в марке стали
  • уметь классифицировать сталь по химическому составу, назначению, качеству, степени раскисления

Для того, чтобы разобраться в сегодняшнем материале, давайте вспомним:

2.1. Что такое СТАЛЬ - (железоуглеродистый сплав с содержанием углерода до 2,14%)

2.2. Какие существуют способы получения стали? Объяснить по схеме металлургического производства способы получения стали (схема демонстрируется на экране с компьютера)

2.3. Заполнить таблицу (3 человека работают индивидуально). Задание раздается в начале урока и сдается преподавателю по окончании устного опроса.

№ п/п Способ производства стали Шихта Преимущества Недостатки
         

3. Изложение нового материала.

Конечная цель изучения сегодняшнего материала - научиться расшифровать марки сталей. Если я вам сейчас задам простую марку 6Х6Г2 и попрошу ее расшифровать, вы даже не знаете о чем вам нужно говорить. Но если вас попросить описать прохожего, который идет по улице, вы, не видя его, знаете, о чем вы должны сказать. (Учащиеся перечисляют: пол, рост, одежда, цвет волос, походка и т.д.).

Классификация сталей, это как раз и есть тот алгоритм, с помощью которого расшифровывается марка любой стали.

(Преподаватель объясняет признаки классификации сталей. Учащиеся, с помощью модуля учебного элемента, в тетради строят опорную схему)

СТАЛЬ

ПО ХИМИЧЕСКОМУ СОСТАВУ

УГЛЕРОДИСТАЯ ЛЕГИРОВАННАЯ
Низко- (С до 0,25%) Низко- (Л.Э. до 205%)
Средне- (С 0,25-0,6%) Средне- (Л.Э. от 2,5 до 10%)
Высоко- (С более 0,6%) Высоко- (Л.Э. св.10%)

 

ПО НАЗНАЧЕНИЮ
КОНСТРУКЦИОННАЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ

ПО КАЧЕСТВУ (S- сера, P-фосфор)

ОБЫКНОВЕННОГО
КАЧЕСТВА
КАЧЕСТВЕННАЯ ВЫСОКОГО
КАЧЕСТВА
ОСОБО ВЫСОКО
КАЧЕСТВА
S до 0,06% S до 0,035% S не более 0,025% S не более 0,015%
P до 0,07% P до 0,035% P не более 0,025% P не более 0,025%

ПО СТЕПЕНИ РАСКИСЛЕНИЯ

  • СПОКОЙНАЯ
  • КИПЯЩАЯ
  • ПОЛУСПОКОЙНАЯ

ПО СТРУКТУРЕ

(через компьютер на экране демонстрируется раздел учебного пособия "Материаловедение" по теме "Структура железоуглеродистых сплавов")

Свойства и обрабатываемость стали зависти от содержания легирующих элементов.

Используя материал учебника самостоятельно заполните таблицу:

Влияние углерода и постоянных примесей на свойства стали.

(Самостоятельный конспект по учебнику Ю.С.Козлов "Материаловедение", стр.28-29)

№ п/п Наименование элемента Допустимое содержание Положительное влияние Отрицательное влияние
         

4. Закрепление материала.

На уроке мы рассмотрели признаки классификации сталей, составили алгоритм расшифровки марок сталей.

На сколько материал вам понятен, на сколько вы готовы к следующему уроку, мы проверим, проведя опрос. Оценка будет складываться по количеству заработанных жетонов, можете использовать жетоны, не использованные на прошлых уроках. (Фронтальный опрос. Оценка по количеству жетонов)

Вопросы:

1. Что такое сталь?

2. Перечислить признаки классификации стали.

3. Классификация по хим. составу.

4. Классификация по назначению.

5. Классификация по качеству.

6. Классификация по степени раскисления

7. От чего зависит качество стали?

8. Назовите нежелательные примеси в стали.

9. Как влияет сера на качество стали?

10.Влияние фосфора на качество стали.

11. Влияние углерода на свойства стали.

Кроссворд "Ассоциация"

(На доске через компьютер демонстрируется кроссворд, учащиеся в тетради заполняют правильные ответы )

1. Сталь

         

Транспортирование леса по реке (СПЛАВ)

2. Металл

           

Основной компонент стали (ЖЕЛЕЗО)

3. Неметалл

       

Нежелательный компонент стали (СЕРА)

4. Легирующие добавки

                     

Сплавы железа с кремнием, марганцем (ФЕРРОСПЛАВЫ)

5. Легирующий элемент

       

Кожа (ХРОМ)

6. Неметалл в составе стали

             

Составная часть горной породы (КРЕМНИЙ)

7. Неметалл

             

Основной компонент стали (УГЛЕРОД)

8. Легирующий элемент

         

Выдающаяся личность (ТИТАН)

9. Легирующий элемент

     

Лес (БОР)

5. Подведение итогов урока

Преподаватель подводит итоги, выставляет оценки, отмечает отличившихся учащихся, акцентирует внимание на их готовности к усвоению материала следующего урока, благодарит за активную и плодотворную работу.

6. Домашнее задание.