Цели урока:
- Познакомить с новыми буквами и звуками, формировать с ними навыки сознательного, правильного, слогового, беглого чтения.
- Закреплять умение правильно употреблять заглавную букву при написании имён собственных.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение пройденного.
Чтение в “Русской азбуке”.
- “Покупки”
- найдите все двусложные слова.
- “Повар”
- придумайте однокоренные слова к слову “повар”.
III. Постановка темы и цели урока.
- как мычит корова? (Му-у-у.)
- какой звук знаком?
- с каким ещё не работали?
Физкультминутка.
IV. Работа над новым материалом.
1. Знакомство со звуками [ м], [м'] в словах “дом” и “семь”. Слого – звуковой анализ этих слов.
2. Артикуляция (положение губ, зубов, языка, прохождение воздуха, голос).
Вывод: согласный, звонкий, может быть мягким и твёрдым.
3.Распознавание звуков в словах и определение звука в словах.
Муха Роза Мышка |
мячик сумка |
ножницы ромашка |
сом медведь |
щука камыш |
4. Представление буквы М, м.
- На что похожа буква М.
В презентации появляется стихотворение и буква.
Взялись за руки друзья
И сказали: “Ты да я –
Это мы”.
А между тем
Получилась буква М.
(А. Шибаев)
5. Чтение слогов из презентации и составление их в кассе букв.
МА мо мы ми му ме
6. Сопоставление схемы и слова.
В презентации одна схема и несколько слов.
Москва мама мыло мыли мышка мячик
- Почему одно слово написано с заглавной буквы? ( Слово “Москва” - имя собственное).
7. Работа по учебнику. Составление рассказа по иллюстрации “Москва – столица России”.
Рассказ учителя о Красной площади, Историческом музее, Соборе Василия Блаженного, Кремле. Рассказать об истории создания Москвы белокаменной, предназначении кремлёвской стены.
8. Загадки. Слого – звуковой анализ отгадок.
Маленький рост, длинный хвост,
Серая шубка, острые зубки.
(мышь)
Какой это мастер на стёкла нанёс
И листья, и травы, и заросли роз?
(мороз)
9. Отработка навыков чтения по “Азбуке”.
V. Работа над развитием мышления, внимания, памяти.
1. Кто больше запомнит слов со звуком[ м].
Поэты
Мышонок Мыша и медвежонок Миша лежали на поляне и ели малину. Мыша и говорит:
- Давай стихи придумывать. Вот слушай, какой я сочинил:
Каждый день и каждый час
Мы твердим упрямо:
Нет на свете никого
Лучше нашей…
- Малины! – заорал Миша.
- Да при чём здесь “малина”! Я хотел сказать: “Лучше нашей мамы”
- Это здорово! А теперь я сочиню. А про что?
- Ну, хотя бы про этот мухомор.
Не ешьте белые макароны,
А ешьте красные мухоморы!
- Что ты, что ты – испугался мышонок. - Мухоморы нельзя есть, в больницу попадешь. Вот, слушай стих про доктора:
В лесу нет доктора важней,
Чем бойкий рыжий…
- Айболит! – заорал медвежонок.
- Да не Айболит, а муравей. Айболит лечит зверей, а муравей – лес.
- Откуда ты так много знаешь?
- Кто много читает, тот много знает! – важно ответил мышонок Мыша.
(Г.Юдин)
3.Антонимы – синонимы.
Война – (мир), ссориться –(мириться), быстро –(медленно), твёрдый –(мягкий), глупый – (мудрый), большой –(маленький).
VI. Итоги урока.
- Чем занимались на уроке?
- Что вызвало затруднение? Как с ним можно справиться?
- Что понравилось на уроке?