Цели:
- учить понимать роль и значимость знаний об истории Москвы;
- учить анализировать исторические события;
- воспитывать в детях чувство патриотизма;
- воспитывать в детях бережное отношение ко всему, что их окружает, стремление поддерживать чистоту и порядок в своём городе;
- готовить детей к более полному и глубокому осмыслению знаний об их родном городе в процессе дальнейшего обучения в школе;
- расширять словарный запас учащихся.
В начале урока звучит песня О.Газманова "Москва".
Повторение пройденного материала.
а). Назовите то, что вы видите на иллюстрациях.
(За правильные ответы учащиеся получают пронумерованные конверты от 1 до 14. В конвертах лежат карточки с буквами.)
ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ:
иллюстрации
- Грановитая палата.
- Шапка Владимира Мономаха.
- Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому.
- Кутафья башня.
- Царское крыльцо.
- Успенский собор.
- Архангельский собор.
- Колокольня Иван Великий.
- Оружейная палата.
- Спасская башня.
- Картина В.Васнецова "Царь Иван Васильевич Грозный".
- Большой Кремлёвский дворец.
задания
- Сколько башен Кремля увенчаны звёздами? (5)
- Назовите эти башни. (Спасская, Никольская, Троицкая, Боровицкая, Водовзводная)
б). Проверка выполнения задания.
Дети встают рядом друг с другом, руководствуясь номерами, написанными на конверте. Из букв в конвертах дети собирают слова "КАМЕННЫЙ ЦВЕТОК".
- Какое сооружение на Красной площади называют Каменным цветком? (Покровский собор)
Объявление темы урока.
- Сегодня на уроке мы и познакомимся с Покровским собором (Собор Василия Блаженного), с его историей.
Новая тема.
(На уроке используется текст книги Е.Осетрова "Моё открытие Москвы".)
- Юный Михаил Лермонтов любовно описал Собор Василия Блаженного: " Витые тяжёлые колонны поддерживают железные кровли, повисшие над дверями и наружными галереями, из коих выглядывают маленькие тёмные окна, как зрачки стоглазого чудовища. Тысячи затейливых иероглифических изображений рисуются вокруг этих окон; изредка тусклая лампада светится сквозь стёкла их, загороженные решётками, как блещет ночью мирный светляк сквозь плющ, обвивающий полуразвалившуюся башню. Каждый придел раскрашен снаружи особенною краской, как будто они не были выстроены все в одно время, как будто каждый владетель Москвы в продолжении многих лет прибавлял по одному, в честь своего ангела".
В день церковного праздника Покрова 1 октября 1552 года Иван IV овладел Казанью - столицей Казанского царства в войне, которую вела Русь с целью присоединения Казанского ханства - наиболее крупного татарского государства, образовавшегося на месте Золотой Орды. Решительному штурму предшествовали 6 промежуточных побед. Эти победы и торжественная встреча, оказанная победителям в Москве, по мысли Ивана IV, заслуживали увековечивания. Сначала в 1553 году на площади, в то время называвшейся Пожар, была сооружена деревянная церковь-памятник, а в 1555 году началась постройка каменного храма Покрова, но "не как велено было", а "как разум даровався в размерении основания" зодчему храма - городовому и церковному мастеру Постнику Яковлеву (возможно, двум мастерам - Барме и Постнику). Из соображений симметрии Постник окружил центральный придел не семью, а восемью приделами, создав план, напоминающий звезду. Главный придел посвящён празднику Покрова, т.е. дню штурма Казани, шесть приделов - святым, на дни которых пали первые боевые успехи, восьмой - возвращению царя во главе победоносного войска в Москву. Собор был освящён в 1559 году и завершён отделкой в 1560 году. Первоначально собор был двухцветным, кроме центрального шатра с блестевшими на солнце звёздами изразцов. В конце XVI века храм был покрыт росписью, имитировавшей кирпичную кладку.
Центральная башня.
1 октября 1552 года, в день церковного праздника Покрова, после двухмесячной осады начался решительный штурм Казани. Этому важному событию и была посвящена церковь Покрова, расположенная в центральной башне.
3. В Северной башне первоначально размещалась церковь, названная именем святых Киприана и Иустинии, день празднования которых, по церковному календарю, отмечается 2 октября.
4. В Восточной башне (церковь Троицы) наиболее полно восстановлено архитектурно-декоративное и церковное убранство XVI века.
5. В Южной башне находится церковь Николая Великорецкого. Она названа так в честь иконы этого святого, поставленной здесь по велению Ивана Грозного.
6. В Западной башне (церковь Входа в Иерусалим) экспонируются изумительные произведения древнерусской живописи и прикладного искусства. Например, икона "Вход в Иерусалим", икона "Спас нерукотворный".
7. Между Южной и Западной башнями находится Юго-Западная башня - церковь Варлаама Хутынского.
8. Между Северной и Западной башнями - Северо-Западная башня, ранее называвшаяся церковью Григория Армянского. День празднования этого святого (30 сентября) совпадает с днём взятия русскими войсками в 1552 году Арской башни Казанской крепости. В 1787 году по желанию богатого вкладчика полковника Ивана Кислинского эта церковь была переименована в церковь Иоанна Милостивого.
9. Между Северной и Восточной башнями - в Северо-Восточной башне - церкви Трёх патриархов Константинопольских сохранён интерьер XIX века.
10. Между Южной и Восточной башнями - Юго-Восточная башня - церковь Александра Свирского. День памяти этого святого , так же как и день памяти Трёх патриархов Константинопольских, церковь отмечает 30 августа. 30-го же августа 1552 года русские войска под Казанью разгромили 30-тысячный отряд татарской конницы под предводительством князя Япанчи.
11. В 1588 году в дополнительно построенном десятом приделе к храму-памятнику, связанному со славой его отца, царь Фёдор Иоаннович велел похоронить московского юродивого Василия. В своё время Иван Грозный не решился казнить человека, открыто выступавшего с обличительными речами, поскольку в Древней Руси лишить жизни блаженного считалось самым тяжким из грехов. Василий считался в Москве правдолюбцем, и официальное название храма - Покровский собор на Рву - начало вытесняться в народе новым - Собор Василия Блаженного.
Рассматривание убранства Собора Василия Блаженного и его макета.
Ребятам предлагается рассмотреть макет Покровского собора.
Итог урока.
а) Почему люди назвали Покровский собор "Каменным цветком"? (ответы детей)
б) Чтение детьми поэмы Д.Кедрина "Зодчие".
Как побил государь
Золотую Орду под Казанью,
Указал на подворье свое
Приходить мастерам.
И велел благодетель, -
Гласит летописца сказанье, -
В память оной победы
Да выстроят каменный храм.
И к нему привели
Флорентийцев,
И немцев,
И прочих
Иноземных мужей,
Пивших чару вина в один дых.
И пришли к нему двое
Безвестных владимирских зодчих,
Двое русских строителей,
Статных,
Босых,
Молодых.
Лился свет в слюдяное оконце,
Был дух вельми спертый.
Изразцовая печка.
Божница.
Угар и жара.
И в посконных рубахах
Пред Иоанном Четвертым,
Крепко за руки взявшись,
Стояли сии мастера.
"Смерды!
Можете ль церкву сложить
Иноземных пригожей?
Чтоб была благолепней
Заморских церквей, говорю?"
И, тряхнув волосами,
Ответили зодчие:
"Можем!
Прикажи, государь!"
И ударились в ноги царю.
Государь приказал.
И в субботу на вербной неделе,
Покрестясь на восход,
Ремешками схватив волоса,
Государевы зодчие
Фартуки наспех надели,
На широких плечах
Кирпичи понесли на леса.Мастера выплетали
Узоры из каменных кружев,
Выводили столбы
И, работой своею горды,
Купол золотом жгли,
Кровли крыли лазурью снаружи
И в свинцовые рамы
Вставляли чешуйки слюды.
И уже потянулись
Стрельчатые башенки кверху.
Переходы,
Балкончики,
Луковки да купола.
И дивились ученые люди,
Зане эта церковь
Краше вилл италийских
И пагод индийских была!
Был диковинный храм
Богомазами весь размалеван,
В алтаре,
И при входах,
И в царском притворе самом.
Живописной артелью
Монаха Андрея Рублева
Изукрашен зело
Византийским суровым письмом...А в ногах у постройки
Торговая площадь жужжала,
Торовато кричала купцам:
"Покажи, чем живешь!"
Ночью подлый народ
До креста пропивался в кружалах,
А утрами истошно вопил,
Становясь на правеж.
Тать, засеченный плетью,
У плахи лежал бездыханно,
Прямо в небо уставя
Очесок седой бороды,
И в московской неволе
Томились татарские ханы,
Посланцы Золотой,
Переметчики Черной Орды.А над всем этим срамом
Та церковь была -
Как невеста!
И с рогожкой своей,
С бирюзовым колечком во рту, -
Непотребная девка
Стояла у Лобного места
И, дивясь,
Как на сказку,
Глядела на ту красоту...
А как храм освятили,
То с посохом,
В шапке монашьей,
Обошел его царь -
От подвалов и служб
До креста.
И, окинувши взором
Его узорчатые башни,
"Лепота!" - молвил царь.
И ответили все: "Лепота!"И спросил благодетель:
"А можете ль сделать пригожей,
Благолепнее этого храма
Другой, говорю?"
И, тряхнув волосами,
Ответили зодчие:
"Можем!
Прикажи, государь!"
И ударились в ноги царю.
И тогда государь
Повелел ослепить этих зодчих,
Чтоб в земле его
Церковь
Стояла одна такова,
Чтобы в Суздальских землях
И в землях Рязанских
И прочих
Не поставили лучшего храма,
Чем храм Покрова!
Соколиные очи
Кололи им шилом железным,
Дабы белого света
Увидеть они не могли.
Их клеймили клеймом,
Их секли батогами, болезных,
И кидали их,
Темных,
На стылое лоно земли.
И в Обжорном ряду,
Там, где заваль кабацкая пела,
Где сивухой разило,
Где было от пару темно,
Где кричали дьяки:
"Государево слово и дело!" -
Мастера Христа ради
Просили на хлеб и вино.
И стояла их церковь
Такая,
Что словно приснилась.
И звонила она,
Будто их отпевала навзрыд,
И запретную песню
Про страшную царскую милость
Пели в тайных местах
По широкой Руси
Гусляры.