Урок математики в 1-м классе по теме "Отрезок и его части". Программа 2000

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Сформировать представление об отрезке как самой короткой линии, соединяющей две точки.
  2. Сформировать способность к фиксации взаимосвязи между целым отрезком и его частями с помощью символов.
  3. Тренировать навыки счёта в пределах 6,мыслительные операции, речь, творческие способности учащихся.

Демонстрационный материал:

  1. Эталон “Отрезок и его части”;
  2. Геометрические фигуры;
  3. Карточки с изображением групп предметов;
  4. Слайды с примерами.
  5. Таблица с изображением яблони и яблоками.

Ход урока

1.Самоопределение к учебной деятельности.

(цель:

  1. Мотивировать уч-ся к учебной деятельности;
  2. Определить содержательные рамки урока).

-Сегодня, ребята, мы отправимся в необыкновенную страну. Её нет на карте. Она называется Геометрия.

Посмотрите, у входа нас встречают геометрические фигуры.

Игра: “Внимание”. (Запомнить предметы на карточке и зарисовать на свой листочек). (Приложение 1.Рисунок 1).

2.Актуализация знаний и затруднение в индивидуальной деятельности.

(1.актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала - взаимосвязь между целым и его частями);

2.актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала (логическое мышление, внимание) – фронтальный опрос.

Игра “Минутка”

1.Назовите компоненты при сложении: 4+2=6 (слагаемое, слагаемое, сумма)

-назовите компоненты при вычитании: 5-3=2 ( уменьшаемое, вычитаемое, разность)

(Приложение 1 . Рисунок 2)

2.- На какие группы можно разбить эти фигуры? ( прямоугольники и круги)

-Составьте всевозможные равенства буквами и цифрами,

выделите целое и его части. (Приложение 2. Рисунок 3).

  • П + К = Ф 4+2=6
  • К + П = Ф 2+4=6
  • Ф – П = К 6-4=2
  • Ф – К = П 6-2=4

3.Назовите фигуры - (ломаная незамкнутая, ломаная замкнутая, линия)

-А еще, какие линии вы знаете? (прямые)

-Почему? (у них нет ни начала, ни конца). (Приложение 2. Рисунок 4).

3.Постановка проблемы.

-какая фигура лишняя? (№3)

-Почему? (№1,2,4-четырёхугольники)

-А №3, что за фигура? (Приложение 2. Рисунок 5).

4.Проектирование и фиксация нового знания.

Поиск решения.(Приложение 3. Рисунок 6).

-Сравните, дети, эти линии.

  1. Что общего у них? (обе прямые)
  2. Чем отличаются ? (у 1 нет ни начала, ни конца; у 2 обозначено начало и конец ).

-Как назовём такую фигуру, у которой обозначено начало и конец? (отрезок).

-Над чем мы будем сегодня на уроке работать? (отрезком).

5.Физминутка:

Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.

6.Первичное закрепление.

- Что же такое отрезок? (это прямая, у которой обозначено начало и конец).

1.работа по учебнику: №1,2 (устно) - фронтальный опрос.

  • - что изображено? (отрезок).
  • - назовите. (АБ)
  • -почему? (обозначены границы).
  • -а что изображено в задании №2? (отрезок).
  • -как обозначен? (ДЕ).

-На сколько частей разделён отрезок ДЕ? (10).

2. Практическая работа №3,4. (Зафиксировать во внешней речи способ построения отрезков).

  • -какое задание надо выполнить? (построить отрезки).
  • -как построить отрезки? (надо приложить линейку к точкам М и К, и соединить линией).

7.Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

(организация самостоятельного выполнения уч-ся типовых заданий по новой теме - образец на экране). (Приложение 3. Рисунок 7).

.1. №5- назовите отрезки, которые вы видите. (а, б, в)

- Назовите самый маленький отрезок - (а).

-Чуть больше (б), самый большой (в).

-назовите части отрезка и целое (а, б – части; в – целое).

- Дополните равенства, сравните с эталоном

а +б = в    а +б =в

б + а =    б +а =в

в – а =    в – а =б

в – б =    в – б =а

2.Самостоятельная работа (№ 5).

(уч-ся выполняют работу в учебнике).

-Проверим задание по образцу. (Образец на экране)

-Если вы допустили ошибки, исправьте их зелёным карандашом, в соответствии с образцом.

(открываю поэтапно, ученики исправляют ошибки).

-Кто выполнил задание верно, поставьте “+”.

-Кто нашёл и исправил свою ошибку? “=” (Дети поднимают руку).

-Молодцы!

3.Итог.

-Что нового узнали на уроке? (что отрезок тоже прямая, но имеющая границы, начало и конец).

8. Рефлексия.

-А сейчас, ребята, настал важный момент. Вы должны сами себя оценить.

-Кто научился свободно отличать отрезок от прямой линии и чертить его – вывешивает на наше дерево красные яблоки.

-Кто усвоил, но ему надо поупражняться вывесит жёлтые, а кому надо ещё доработать - вывесит зелёные яблоки.

- Вы все сегодня хорошо потрудились, скажем друг другу спасибо.