Цели урока:
- Сформировать представление об отрезке как самой короткой линии, соединяющей две точки.
- Сформировать способность к фиксации взаимосвязи между целым отрезком и его частями с помощью символов.
- Тренировать навыки счёта в пределах 6,мыслительные операции, речь, творческие способности учащихся.
Демонстрационный материал:
- Эталон “Отрезок и его части”;
- Геометрические фигуры;
- Карточки с изображением групп предметов;
- Слайды с примерами.
- Таблица с изображением яблони и яблоками.
Ход урока
1.Самоопределение к учебной деятельности.
(цель:
- Мотивировать уч-ся к учебной деятельности;
- Определить содержательные рамки урока).
-Сегодня, ребята, мы отправимся в необыкновенную страну. Её нет на карте. Она называется Геометрия.
Посмотрите, у входа нас встречают геометрические фигуры.
Игра: “Внимание”. (Запомнить предметы на карточке и зарисовать на свой листочек). (Приложение 1.Рисунок 1).
2.Актуализация знаний и затруднение в индивидуальной деятельности.
(1.актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала - взаимосвязь между целым и его частями);
2.актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала (логическое мышление, внимание) – фронтальный опрос.
Игра “Минутка”
1.Назовите компоненты при сложении: 4+2=6 (слагаемое, слагаемое, сумма)
-назовите компоненты при вычитании: 5-3=2 ( уменьшаемое, вычитаемое, разность)
(Приложение 1 . Рисунок 2)
2.- На какие группы можно разбить эти фигуры? ( прямоугольники и круги)
-Составьте всевозможные равенства буквами и цифрами,
выделите целое и его части. (Приложение 2. Рисунок 3).
- П + К = Ф 4+2=6
- К + П = Ф 2+4=6
- Ф – П = К 6-4=2
- Ф – К = П 6-2=4
3.Назовите фигуры - (ломаная незамкнутая, ломаная замкнутая, линия)
-А еще, какие линии вы знаете? (прямые)
-Почему? (у них нет ни начала, ни конца). (Приложение 2. Рисунок 4).
3.Постановка проблемы.
-какая фигура лишняя? (№3)
-Почему? (№1,2,4-четырёхугольники)
-А №3, что за фигура? (Приложение 2. Рисунок 5).
4.Проектирование и фиксация нового знания.
Поиск решения.(Приложение 3. Рисунок 6).
-Сравните, дети, эти линии.
- Что общего у них? (обе прямые)
- Чем отличаются ? (у 1 нет ни начала, ни конца; у 2 обозначено начало и конец ).
-Как назовём такую фигуру, у которой обозначено начало и конец? (отрезок).
-Над чем мы будем сегодня на уроке работать? (отрезком).
5.Физминутка:
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.
6.Первичное закрепление.
- Что же такое отрезок? (это прямая, у которой обозначено начало и конец).
1.работа по учебнику: №1,2 (устно) - фронтальный опрос.
- - что изображено? (отрезок).
- - назовите. (АБ)
- -почему? (обозначены границы).
- -а что изображено в задании №2? (отрезок).
- -как обозначен? (ДЕ).
-На сколько частей разделён отрезок ДЕ? (10).
2. Практическая работа №3,4. (Зафиксировать во внешней речи способ построения отрезков).
- -какое задание надо выполнить? (построить отрезки).
- -как построить отрезки? (надо приложить линейку к точкам М и К, и соединить линией).
7.Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
(организация самостоятельного выполнения уч-ся типовых заданий по новой теме - образец на экране). (Приложение 3. Рисунок 7).
.1. №5- назовите отрезки, которые вы видите. (а, б, в)
- Назовите самый маленький отрезок - (а).
-Чуть больше (б), самый большой (в).
-назовите части отрезка и целое (а, б – части; в – целое).
- Дополните равенства, сравните с эталоном
а +б = в а +б =в
б + а = б +а =в
в – а = в – а =б
в – б = в – б =а
2.Самостоятельная работа (№ 5).
(уч-ся выполняют работу в учебнике).
-Проверим задание по образцу. (Образец на экране)
-Если вы допустили ошибки, исправьте их зелёным карандашом, в соответствии с образцом.
(открываю поэтапно, ученики исправляют ошибки).
-Кто выполнил задание верно, поставьте “+”.
-Кто нашёл и исправил свою ошибку? “=” (Дети поднимают руку).
-Молодцы!
3.Итог.
-Что нового узнали на уроке? (что отрезок тоже прямая, но имеющая границы, начало и конец).
8. Рефлексия.
-А сейчас, ребята, настал важный момент. Вы должны сами себя оценить.
-Кто научился свободно отличать отрезок от прямой линии и чертить его – вывешивает на наше дерево красные яблоки.
-Кто усвоил, но ему надо поупражняться вывесит жёлтые, а кому надо ещё доработать - вывесит зелёные яблоки.
- Вы все сегодня хорошо потрудились, скажем друг другу спасибо.