Урок природоведения в 5-м классе "Исследование Америки"

Разделы: География


Цели урока:

  1. Способствовать развитию умений учащихся оценивать результат путешествия и исторических открытий.
  2. Познакомиться с природой Америки и населяющими их людьми, их достижениями.
  3. Научиться использовать карты для получения информации.
  4. Продолжить работу на контурных картах.
  5. Охарактеризовать роль Х.Колумба в открытии Америки.

Требования к уровню усвоения материала: Учащиеся должны называть и показывать на карте крупные объекты Америки; называть особенности рельефа; называть имена путешественников; узнавать страны по их очертаниям на карте, уметь находить их место на контурной карте.

Организация урока: 2 группы по 4-5 человек; фронтальная работа.

Приемы проблемно-диалогической технологии: постановка проблемы, актуализация знаний, совместное "открытие" новых знаний, самостоятельное применение знаний, подведение итога урока.

Оборудование урока:

  • физическая карта мира,
  • политическая карта мира,
  • предметы американского происхождения (томаты, шоколад, кукуруза, картофель, кофе, панамки, джинсы, жевательные резинки и др.),
  • картины с видами на природу Америки,
  • флаги стран Северной Америки,
  • карточки с вопросами и заданиями,
  • листы контроля знаний,
  • бейджик - для сотрудников турфирмы и корреспондентов.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Ребята, проверьте, все ли готово к уроку. Давайте пожелаем друг другу удачи. В течение урока команды будете сами оценивать свою активность на уроке.

2. Постановка проблемы и актуализации знаний (работа в группах).

Учитель показывает детям поднос с предметами американского происхождения.

  • Назовите предметы, которые вы видите на подносе. Что это за предметы? Откуда к нам пришли?
  • Что объединяет все эти предметы? (?)
  • Чему будет посвящена тема нашего урока? (Мы думаем, что поиску родины этих предметов).
  • Чтобы ответить на этот вопрос мы отправимся в путешествие. Мы узнаем эту часть света с помощью туристической фирмы и географической карты.

- Чтобы не заблудиться, мы должны подготовиться к путешествию. По каким частям света мы путешествовали на прошлых уроках? (По Европе, Австралии).

3. Проверка домашнего задания.

Проверку домашнего задания об открытии голландцев и испанцев, мы проведем необычно, в форме игры "Путь к успеху". (На листе ватмана начертить путь каждой команды в виде пирамиды с обозначением старта и финиша.

Вопросы 1 команды:

  1. В каком полушарии находится Австралия? (Южном и Восточном)
  2. Какой остров открыл Абен Тасман? (Остров, который находится на юге Австралии, названный его именем Тасмания).
  3. Как объясните своеобразие животного мира коралловых рифов? (Острова коралловых рифов изолированы от внешнего мира, что повлияло на разнообразие растительности и животного мира.)
  4. Что такое архипелаг? (несколько близко лежащих друг другу острова).
  5. Определите по данным координатам остров и расскажите, что знаете об этом острове? 25?с.ш. 170? з.д. (Гавайские острова).

Вопросы 2 команды:

  1. К какому времени относится открытие Австралии?(Открытие Австралии относится к 17 веку.)
  2. Что называется Океанией? (Самое крупное скопление островов на Земле, расположенных в центральной и западной части Т.О.)
  3. Что такое кораллы? (Известняковые скелеты мельчайших морских животных теплых морей).
  4. Что открыл Джеймс Кук? (Большой барьерный риф, описал берега Северной Америки, много островов в Т.О, И.О, А.О., Гавайские острова, о.Новая Гвинея, Новая Зеландия).
  5. определите по данным координатам остров и расскажите, что знаете об этом острове? 15? ю.ш. 140? в.д. (Новая Гвинея).

4. Совместное "открытие" знаний.

Сегодня мы отправляемся в путешествие по следам открытий и исследований Америки.

  1. Скажите пожалуйста, какие части света, материки, океаны вы знаете? Кто покажет на карте?
  2. Кто открыл Америку? (Х.Колумб)
  3. Кто такой Х.Колумб? (Итальянец, поступил на службу к испанскому королю. Был опытным моряком. Занимался изучением карт. Совершил 5 плаваний к берегам Ю.Америки).
  4. Почему Европейцы настойчиво искали морской путь в Индию? (Они считали, что Индия очень богатая страна. Западноевропейские купцы с большой выгодой продавали товары из Индии. За привозимые оттуда пряности, жемчуг, слоновую кость, ткани платили золотом.)
  5. Почему Колумб назвал местных жителей индейцами? (Колумб был уверен, что находится в Индии).
  6. Что такое рельеф? (Неровности земной поверхности).

Мы повторили те знания, которые будут необходимы при изучении новой темы. Как называется тема урока? (Исследования Америки). Открытие новых знаний мы будем проводить с помощью работы туристической фирмы. Сотрудники турфирмы - Тыкынаев Андрей - познакомит нас с интересными местами Южной Америки; Сафонова Сусанна, Килясова Рада будут знакомить нас с интересными местами Северной Америки. (В классе создается обстановка зала для пресс-конференций: перед доской ставится стол с флагами Канады, США - место для сотрудников турфирмы, учащиеся журналисты задают вопросы). Остальные ребята - журналисты. (Журналисты обращаются к сотрудникам турфирмы с вопросами: "Здравствуйте! Я корреспондент газеты "Московские новости" - П.Надя; корреспондент газеты "Аргументы и факты" - Сотников Саша; "Известия" - С. Даша; "Якутия" - Т.Марина; "Олекма" - С. Слава; "Вечерний Якутск" - С.Аня.

Вопросы корреспондентов к сотрудникам турфирмы:

  1. "Московские новости" - "Здравствуйте! Я корреспондент газеты "Московские новости" По каким рекам Вы посоветовали бы путешествовать, какие опасности могут ожидать путешественников? Спасибо.(П.Надя)
  2. "Здравствуйте! Я корреспондент газеты "Аргументы и факты". Кто основал город Рио-де-Жанейро? Чем примечателен этот город? Спасибо. (С.Саша).
  3. "Здравствуйте! Я корреспондент газеты "Олекма". Я хочу увидеть водопад Анхель. Немного расскажите о нем. Спасибо. (С.Слава).
  4. "Здравствуйте! Я корреспондент газеты "Якутия". Скоро с группой туристов мы собираемся в Соединенные Штаты. Что вы бы посоветовали посмотреть?Спасибо. (Т.Марина).
  5. "Здравствуйте! Я корреспондент газеты "Известия". Скажите пожалуйста, чем примечательны Великие озера? Спасибо.(С.Даша).
  6. "Здравствуйте! Я корреспондент газеты "Вечерний Якутск". Я, на днях выезжаю в путешествие по следам Александра Макензи. Скажите пожалуйста, реку Маккензи путешественник почему назвал "рекой разочарования"?(С.Аня).

5. Заключительное слово о Х.Колумбе: "Что бы было, если бы Колумб не открыл Америку? Посмотрите внимательно на поднос, какие предметы здесь лежат?

Выступление от каждой команды по 1 человеку. (Если бы Х.Колумб не открыл Америку, не было бы, например табака, и самих курильщиков тоже не было бы. Кофе и кофеварок, кофемолок;

Если бы Х.Колумб не открыл Америку, пол-Европы сидело бы без обеда: не было бы картошки, ни картофельного супа, ни картофельных оладьев. , Колорадского жука, помидоров не было бы, не дошли бы до нас кукуруза, сахарный тростник.

Если бы Х.Колумб не открыл Америку, не было бы шоколадок, шоколадных конфет, шоколадных тортов, Индейцев тоже не было бы. А вместе с ними дикие ковбои, а без ковбоев не появились бы исторически ковбойские штаны - джинсы, не было бы панамок, жевательной резинки, гамаков.

После выступлений сотрудников турфирмы, идет работа по учебнику.

6. Повторное изучение темы с учителем и составлением в тетради таблицы.

  Южная Америка Северная Америка
Рельеф. Горы Анды, Амазонская низменность, Гвианское плоскогорье, Ла-Платская низменность, Бразильское плоскогорье. Кордильеры, Скалистые горы.
Реки, заливы, озера, водопады Амазонка, Ориноко, Парана, Залив Ла-Плата, вдп. Анхель, Титикака Мексиканский залив, Миссиси-пи, Калифорнийский залив, Колорадо, залив и река Св.Лаврентия, Великие озера, Верхнее оз., Ниагарский вдп., Гудзонов залив, р.Макензи, р. Миссури, Колумбия.
Природные зоны Тропические леса Сухие степи-прерии, еловые и сосновые леса.
Страны Колумбия, Перу, Чили, Бразилия, Аргентина. Канада, США, Мексика.

7. Самостоятельное применение знаний.

  • По карте определите две самые длинные реки. Где они протекают?
  • Что такое прерии?
  • В какой части расположены Кордильеры, Анды?
  • Назовите 5 рек Северной Америки текущих в разных океана.

8. Самостоятельная работа на контурных картах.

  • 1 команда подписывает названия объектов Южной Америки.
  • 2 команда подписывает названия объектов Северной Америки.

Дома выучите п.17. на к/к 1 команда будет подписывать названия объектов Северной Америки. 2 команда - Южной Америки.

Рефлексия.

  1. Что нового вы узнали?
  2. Как вы это узнали, что вам помогло?
  3. Понравился ли урок?
  4. Что именно понравилось?
  5. Как оцениваете работу в группах? Один из команды пусть скажет.

Спасибо за совместный урок.

Использованная литература.

  1. Журнал "Начальная школа ПЛЮС до и ПОСЛЕ" за 2005, 2006 год.
  2. А.А.Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан. Наша планета земля. 2 класс. Методические рекомендации для учителя.
  3. К.Ю. Еськов, Т.Л. Смоктунович, О.В. Бурский, А.А. Вахрушев. Учебник "Земля и люди". 5 класс.