Оборудование: Мультимедийный класс, программное обеспечение компании “ Кирилл и Мефодий”: СD-ROM “Большая энциклопедия” и “Шедевры Русской живописи”
К практическому курсу учащиеся должны
знать: основные виды и жанры изобразительного искусства
уметь: осуществлять поиск информации из списка по ключевому слову (фамилии) или по запросу в справочной поисковой системе. Если учащиеся не обладают указанным умением, то в начале занятия или предварительно уделяется время на ознакомление с работой на компьютере.
Тема. Путешествие по Третьяковской галерее.
Цели урока:
- Ознакомление учащихся с историей и фондами Третьяковской галереи:
- А.Рублев “Троица”,
- Дионисий “Распятие”,
- О.Кипренский “Портрет Лейб-гусарского полковника Евграфа Давыдова”,
- А. Иванов “ Явление Христа народу”,
- А.Венецианов “Весна на пашне”,
- В. Суриков “Утро стрелецкой казни”,
- М. Врубель “Демон сидящий”,
- К. Петров-Водкин “Петроградская Мадонна.1918”.
- Формирование познавательного интереса учащихся к изобразительному искусству.
- Воспитание чувства гордости за российскую художественную культуру.
Форма обучения: Индивидуальная.
Тип урока: Урок-мультимедийная экскурсия.
Ход урока
1. Организационный момент (2 мин)
Приветствие, знакомство учащихся с целью урока: познакомиться с произведениями великих художников, расположенных в Третьяковской галереи.
2. Знакомство с произведениями. ( 27 мин)
- слово учителя (4мин.)
- экскурсия по картинам (23 мин.).
3. Итог урока и домашнее задание ( 7 мин).
Знакомство с произведениями
Вступительное слово учителя ( 1 мин.):
Тихий Лаврушинский переулок, расположенный в Замоскворечье, где за оградой стоит здание Третьяковской галереи, знают не только москвичи. Чтобы увидеть бесценные сокровища национального искусства, в галерею едут со всех концов нашей страны люди всех профессий, разных поколений, взрослые и дети. Это крупнейший музей русского и советского изобразительного искусства, имеющий мировую известность. Третьяковская галерея стала поистине народным музеем.
Основателем галереи был московский купец Павел Михайлович Третьяков /1832-1898/. Человек широко образованный, страстный коллекционер. На протяжении многих лет он тщательно и любовно собирал картины русских художников. В 1872 году Третьяков начал постройку первых залов будущей галереи, пристраивая их к дому в Лаврушинском переулке, где он жил сам.
/Далее учитель продолжает знакомит учащихся (через демонстрацию иллюстраций: “Фасад Третьяковской галереи” и “Портрет Третьякова”) с историей галереи, используя материалы с диска “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия” /. ( 3 мин.)
В 1892 году Третьяков осуществил свою заветную мечту - передал собранную им богатую коллекцию в дар Москве. К этому времени его собрание насчитывало около 2000 картин. Торжественное открытие галереи состоялось 16 мая 1893 года.
В Третьяковской галереи сосредоточено первоклассное собрание Древнерусской живописи XI-XVII веков. Здесь нам встречаются древнейшие произведения таких мастеров как Дионисий и Андрей Рублев, чье творчество покрыто множеством легенд.
/ Учащиеся знакомятся с произведениями Древнерусской живописи через экскурсию по картине А.Рублева “Троица” и просмотр репродукции Дионисия “Распятие” с СD-ROM компании “K&M” “Шедевры русской живописи”/. ( 2 мин.)
Здесь можно увидеть произведения выдающихся художников XVIII - первой половины XIX века
/ Учащиеся знакомятся с произведением О.Кипренского “Портрет Лейб-гусарского полковника Евграфа Давыдова” через экскурсию по картине с СD-ROM компании “K&M” “Шедевры русской живописи”/. (1,5мин.)
Огромный зал галереи отведен прославленному русскому художнику А. Иванову, его полным жизни итальянским этюдам, знаменитой картине “Явление Христа народу”, работа над которой длилась 20 лет (1837- 1857г.г.). Размеры картины поистине одновременно восхищают и удивляют (540 на 750 см.).
/ Учащиеся знакомятся с произведением А. Иванова через экскурсию по картине “Явление Христа народу” с СD-ROM компании “K&M” “Шедевры русской живописи”/. (5мин.)
Покоряют своей скромной, тихой поэзией, ярко национальным колоритом произведения А. Венецианова, художника, впервые раскрывшего лирику русской природы, создавшего проникновенные образы русского крестьянства.
/ Учащиеся знакомятся с произведением А.Венецианова “Весна на пашне” через экскурсию по картине с СD-ROM компании “K&M” “Шедевры русской живописи”/. (2мин.)
Наиболее прославленная и самая полная коллекция русской живописи второй половины XIX века – картины В. Перова, В. Сурикова, В. Серова, пейзажистов – А. Саврасова, И. Шишкина, И. Левитана и многих, многих других.
/Учащиеся знакомятся с произведением В. Сурикова через экскурсию по картине “Утро стрелецкой казни” с СD-ROM компании “K&M” “Шедевры русской живописи”/.(3,5мин.)
В галерее полно и разносторонне представлено искусство конца XIX века – начала XX века полотнами таких художников, как М. Врубель, К.Малевич, М.Шагал. Познакомимся с творчеством М.Врубеля.
/ Учащиеся знакомятся с произведением М. Врубель через экскурсию по картине “Демон сидящий” (только первые две минуты) с СD-ROM компании “K&M” “Шедевры русской живописи”/.(2 мин.)
Наряду с собранием русской живописи в галереи имеются первоклассное собрание русской графики – рисунков, акварели, миниатюр, а так же скульптуры.
В 1932 году в Третьяковской галереи был открыт отдел советского искусства. Здесь одной из самых полных собраний советской живописи, скульптуры и графики, среди которого ставшие советской классикой произведения С. Герасимова, А. Рылова, Г. Ряжского, К. Петрова-Водкина и других.
/ Учащиеся знакомятся с произведением К. Петрова-Водкина “Петроградская Мадонна.1918.” через экскурсию по картине с СD-ROM компании “K&M” “Шедевры русской живописи”/.(3,5мин.)
Современная галерея постоянно пополняет собрания, приобретая произведения ведущих художников всех поколений.
Произведения Третьяковской галереи побывали во многих странах мира и всегда пользовались огромным успехом у зарубежных зрителей.
Итог
Учащиеся в ходе короткой беседы делятся впечатлениями о произведениях великих художников, находящихся в Третьяковской галерее.
Вопросы беседы с учащимися:
- Какая из картин произвела на вас наибольшее впечатление? Почему?
- Какие картины заставили задуматься?
- Если бы вы имели возможность получить картину в подарок, какую бы вы выбрали?
- Вы хотели бы увидеть эти картины воочию?
Домашнее задание
Подготовьте сообщения по биографии знаменитых художников, с картинами которых познакомились на уроке (индивидуальные задания по выбору).