Научи меня боже,
любить всем умом Тебя,
всем помышленьем,
чтоб и душу Тебе
посвятить и всю
жизнь с каждым
сердца биеньем.
К.Романов
Думайте не о том,
что модно и
современно, а о том,
что вечно.
А вечна душа.
В.Гаврилин.
Цели урока.
Расширить знания учащихся о поисках духовной красоты в искусстве эпохи Возрождения, развивать умение сравнивать, выделять главное, интерпретировать художественные произведения.
Художественное оформления урока.
Репродукции картин Леонардо да Винчи: “Мадонна
с цветком”,”Мадонна Литта”, “Мадонна в
скалах”, “Мона Лиза”.
Репродукции древнерусских икон: “Введение
Богородицы во храм”, “Благовещение”,
“Владимирская Богоматерь”.
Литературные произведения
Ахматова А. “Я так молилась…”
Вазари Д. “Жизнеописания”
Мережковский Д. “Улыбка Джоконды”.
Миркина З. Стихи “А свет, какой!...”
Стрижёв А. Православная икона. Канон и стиль.
Лопатина А. Скребцова М. Азбука мудрости.
Женщина – христианка. Изд.”Отчий дом” 2000г.
Уоллэис Р. Мир Леонардо.
Рождественский В. Мадонна.
Музыкальное оформление урока.
Духовная песня иеромонаха Романа:
“Встань пред царицей небесною”.
Песни Олега Атаманова.
В словарик:
Вера (в Бога) – ве – “ведать”, ра – “свет”
(санскр.)
Елизавета – “Божия клятва”, “Обет Богу” (евр.)
Мона – сокращ.”Мадонна”
Погружение в урок
Учитель.
На нас глядят два озера печали,
и в каждом по звезде отражено.
В эпоху Возрождения писали так
лишь мадонн на фоне синей дали,
земных или небесных – всё равно.
Вот почему извечный лик мадонны,
лик женщины с младенцем на руках,
сияньем материнства озарённый,
стал обликом не фрески иль иконы,
а вечности, земной презревшей прах!
(Звучит духовная музыка… . На столе стоит букет свежих белых цветов…)
В этот весенний мартовский день, в канун приближения светлого праздника, который мы все очень любим… я предлагаю вам для исследования одну из чудесных и тоже светлых тем – тему тайны женской красоты, воплощенную великим художником – философом в живописно – поэтическом сказе о Матери…
Всмотримся в произведения живописи …что нас особенно удивляет в образах женщин? (“Мадонна с цветком”,”Мадонна Литта”, “Мадонна в скалах”)
Ученик первый.
Все три произведения связаны с темой материнства. Всматриваясь в их лица, можно увидеть в них какое-то особенно духовное свечение, чистоту, нежную радость, любовь к младенцу. И в то же время в глазах каждой матери можно заметить печаль. Поэт В. Рождественский в своем стихотворении сравнивает глаза мадонны с озерами печали.
Учитель.
Замечательно подметил, лица, лики мадонн источают духовное свечение радости и печали. Почему часто такой духовный свет озаряет лица не только мадонн, а всех земных матерей?
Ученик первый.
Потому что материнская любовь самая чистая, бескорыстная. Идеалом всех матерей является образ Девы Марии – излучающей дух высшей Любви – Любви жертвенной к своему сыну.
Учитель.
Почему именно перед материнской Любовью в нас живёт чувство вечного преклонения?
Откуда истоки такой дивной силы – Любви берутся в материнском сердце?
Ученик второй.
А свет, какой! Какой здесь свет!
Мир истончился. Больше нет препятствий…
Всё насквозь отверсто. И тихо высветилось сердце. И оказалось, что оно и дарит свет.
Давным – давно с рожденья мира Сердце светит!
Да только кто его заметит?
Его светящее тепло вселенским телом обросло.
И сколько нам не говори, что близок Бог,
Что Он внутри, - он не заметен.
- Нет и нет. Но этот всё пронзивший Свет!
Остановитесь! Свет идёт!
Кто, кто сумел остановиться, чтобы увидеть дней границу?
Остановиться на пути своём –
Не важно кто ты , где ты.
А важно дать сквозь грудь пройти безостановочному свету.
Ученик третий.
Это стихотворение о Свете Божественной Любви. Наверное, именно Сердце Матери в большей степени являет тот луч Света, тот тип Высшей Любви к своему дитя. Это тоже одна из тайн женской красоты – красоты духовной, несущей в себе тип Любви отдающей.
Ученик четвёртый.
(Д/з – подобрать высказывания известных людей… о красоте материнской любви)
“Вся гордость мира от матерей.
Без солнца не цветут цветы,
без любви нет счастья,
без женщины нет любви,
без Матери нет человека”.
В. Сухомлинский
“Почитай Отца своего и Мать твою… чтобы продлилась дни твои на Земле”
Библия
“При Солнышке тепло, при Матери Добро”
Русская пословица
“О, высокие чувства матери!
Ваша тень, даже слабый ваш
Отблеск делает сердце чистым
И приближает людей к ангелам”
Ч. Диккенс
“Если ты с детства не научился
Смотреть в глаза матери и
Видеть в них тревогу или покой, –
Ты на всю жизнь останешься
Нравственным невеждой”
из писаний Иудаизма.
Учитель.
В этих прекрасных женских образах, раскрывающих красоту материнской Любви нет надмирной духовности, а есть земное нежное чувство к своему ребенку. В эпоху Возрождения особое значение приобрело художественное воплощение красоты человека, как высшего творения природы. Леонардо, воплощая эстетику “сфумато”, которая придавала лёгкость, изменчивость световоздушной среды в картине и способствовала созданию тайны глубин бытия, раскрывал образ человека в гармонии с природой.
Сегодня мы встретимся с одним из шедевров творца, чтобы ещё глубже попытаться проникнуть в тайну женской красоты…
Ученик пятый.
Отрывок из рассказа Д. Мережковского “Улыбка Джоконды”.
“В конце весны 1505 года был тихий, теплый день.”Неужели не придёт?” думал он о той, чей портрет писал почти три года, с небывалым для него постоянством. Он приготовил мастерскую для её приёма… Вокруг фонтана росли ее любимые цветы – ирисы…Пришёл музыкант. Вдруг летнее дыхание отстранило струю фонтана, лепестки ирисов вздрогнули, Леонардо прислушался. За служанкою вошла та, которую ожидали все, - женщина лет тридцати, в простом темном платье, с прозрачно – темной дымкой, опушенной до середины лба, - Мона Лиза, Джоконда. Тихая, скромная, благочестивая, строго соблюдавшая обряды церкви, милосердная к бедным, была она доброю хозяйкою, верной женой…(звучит тихая музыка).
При каждом ее появлении Леонардо испытывал удивление, подобное страху, как перед чем – то призрачным…
Учитель:
Как вы думаете, ребята, ведь художник видел ее и встречался с ней более трех лет, но почему же он смотрел на нее каждый раз как на чудо? Что его удивляло в ней?
Ученик:
Художник нашел в образе этой женщины наверное, тот идеал, который искал всю жизнь. Он встретил женщину, в которой сочетались, внешняя красота с внутренней красотой души, т.е. гармоничного человека.
Учитель:
Да, ребята, наверное это так. Но что значит быть гармоничным человеком? Что бы ответил Леонардо об этом?
Гармония в его понимании это нравственная высшая красота в человеке, приближенная к божественному творению. Художник увидел в Моне Лизе идеал женской красоты. Какие художественные средства он использовал в картине, чтобы передать ее совершенство?
Ученик шестой.
Мона Лиза находится на веранде, сидящей в кресле и в то же время она, женщина, находится в открытом природном пространстве, словно царствует над ним, а оно обнимает ее… Здесь удивительная гармония человека и природы. С помощью светотени Леонардо освещает наиболее важные участки лица, рук, фигуры женщины…
Пейзаж здесь не конкретен, он символизирует обобщенный образ Вселенной, он всеобщ. Но самое удивительное в нем – загадочность и таинственность, как и свойственно природе и он, пейзаж, как нимб служит обрамлением образу этой загадочной женщины. Свет обнимает Свет…
Учитель:
А что же делает эту женщину ещё более загадочной?
Ученик шестой.
Наверное, улыбка.
Учитель:
А почему? Что вы испытываете, глядя на эту улыбку? Происходит ли что - нибудь в вашей душе под воздействием этой улыбки? Как вы считаете, что же таинственного в этой улыбке?
Ученик седьмой
Ее улыбка заставляет нас стремиться к чистоте, благородству, доброте. Ее улыбка дарит нам любовь. Улыбка – это составляющая часть душевной красоты и доброты человека. (Афоризмы великих людей о значении улыбки человека – д/з).
Звучат стихи ученицы гимназии Вари Злыгостевой 7 класс “Улыбка Моны Лизы меня очаровала”. 1995г.
Учитель:
Великий мастер пропел своей картиной гимн совершенной красоте женщины. Как вы считаете, какая женщина может считаться совершенным творением? Идеалом для женщин христианок был образ….кого?
Ученик восьмой.
Наверное та, идеалом для которой может быть жизнь Богородицы Марии.
Учитель:
Чтобы выяснить этот вопрос, проведем диалог с древнерусскими иконами. Именно они помогут нам понять истоки восхищения Леонардо духовной красотой Моны Лизы, ведь она тоже была матерью…
Да, наши предки знали, что каждая девушка – будущая мать. Мать, чтобы воспитать нравственных детей, должна быть духовной. Из этого следует, что девочку следует с детства воспитывать в духовности. Не об этом ли нам говорит икона “Введение Богородицы во Храм”? Мария воспитывалась при Храме – её готовили к высокой миссии – миссии Матери…
Икона “Благовещание”. Её содержание говорит о том, что для будущей матери рождение ребенка должно быть Благой Вестью – высшей радостью и любовью. В этой иконе заключено поистине высочайшее духовное
содержание о назначении женщины на Земле: своей жизнью, своим материнским подвигом она должна олицетворять только созидательное начало. Эта святая миссия женщины звучит во всех религиозных, духовных источниках. Только духовная мать может воспитать и духовного человека. Может быть такая женщина как носительница высшего типа духовной божественной красоты должна царить во Вселенной?
Что же роднит иконописные произведения Древней Руси с образом Джоконды?
Ученик девятый:
В прошлом воспитание в семье было религиозным. В произведении раскрыта духовная красота Моны Лизы, освещенная тем же Вечным Светом Божественной Любви, может быть эта красота, несущая в себе Божественное начало и являет одну из тайн женской красоты – духовную красоту женщины матери.
Учитель:
Какое же высшее назначение женщины на Земле? Созидательное. Духовная красота женщины как высшая сила во Вселенной, как Высший тип Красоты Женщины – Матери – одного из прекрасных Вечных образов в мировой художественной культуре…
Выводы делают учащиеся…
Ученик десятый.
Читает стихи К. Романова, Анны Ахматовой.
Практическое задание.
(Звучит духовная музыка)
Нарисуйте “Цветок Души” Джоконды, или Мадонны Литты… или своей матери…
Выразите в нём, на ваш взгляд лучшие женские качества… с помощью изобразительных средств.
Д/задание:
Подобрать литературные источники о женской кротости.