Раздел " Конструирование и моделирование плечевого изделия" в курсе технологии 7 - го класса включает изучение следующих тем:
- "Силуэт и стиль в одежде"
- Мерки для построения чертежа
- " Расчет величин для построения чертежа плечевого изделия с цельнокраеным рукавом"
- Построение чертежа
- " Конструирование и моделирование воротников"
- Моделирование основы плечевого изделия
- Раскрой
Основная цель:
- дать развернутое представление о силуэте и стиле в одежде;
- раскрыть требования предявляемые к одежде;
- обьяснить и показать правила снятия мерок для построения чертежа;
- развивать логическое мышление и творческие способности;
- научить планировать свою работу, корректировать и оценивать свой труд, применять знания полученные на уроках.
Данный урок комбинированный.
Проводится для прочного усвоения знаний, отработки показа умений и навыков.
При хорошей организации материально - техническая база дает возможность проводить самые различные упражнения учащихся лабораторно - практические занятия, которые надежно закрепляют в памяти технологические знания и формируют устойчивые умения и навыки.
Хорошая МТБ создает благоприятные возможности для воспитания в процессе обучения т. е. на хорошем оборудовании из хороших материалов, ученики создают полезные изделия высокого качества, это приносит им моральное удовлетворение, формирует положительное отношение к труду.
Методы обучения:
- словесный,
- наглядный,
- практический.
Цели урока:
- обучающая - ознакомить учащихся с понятиями " силуэт", стиль в одежде",с видами женского платья, с эстетическими гигиеническими и эксплуатационными требованиями к одежде; научить правильно снимать мерки для построения чертежа ночной сорочки.
- развивающая - способствовать развитию мыслительных способностей, эстетического вкуса, развитию умений и навыков и применять их в жизни.
- воспитывающая - способствовать воспитанию эстетического вкуса, чувства прекрасного к окружающей среде, гуманного отношения.
Межпредметные связи: рисование , черчение, математика.
Инструменты и приспособления: рабочая тетрадь, манекен, сантиметровая лента, линейка, карандаш, шнур.
I Организационный момент ( 2 - 3 мин.)
Наличие учащихся; проверка готовности принадлежностей к уроку.
II Актуализация ранее полученных знаний ( 10 – 15 мин.)
Для чего применяется зигзагообразная строчка? ( Для предохранения срезов изделия от осыпания.)
От чего зависит длина и ширина стежка? ( Выбор длины и ширины стежка зависит от вида ткани: для очень сыпучей ткани – широкие стежки и небольшое расстояние между ними; для не очень сыпучей ткани – стежки узкие, а расстояние между ними увеличивается.
На каком расстоянии прокладывают зигзагообразную строчку от среза, при обработке тонких тканей? ( При обработке тонких тканей зигзагообразную строчку прокладывают на расстоянии 5 мм от среза, а затем срезают припуски на швы близко к стежкам.)
III Новый материал. (15 - 20 мин.)
- Мотивация. - Раз мы уже с вами знаем Соединительные и краевые швы, умеем их выполнять на практике, знаем приспособления к швейной машине, умеем выполнять зигзагообразную строчку, значит нам пора приступить к изучению самого главного раздела Проектирование и изготовление швейного изделия.
Для этого нам необходимо знать Что такое силуэт и стиль в одежде и как его выбирают? Поэтому тема нашего урока:
Силуэт и стиль в одежде. Требования, предъявляемые к одежде. Мерки для построения чертежа плечевого изделия с цельнокраеным рукавом.
Плечевая одежда берет свое начало от первобытных плащей - шкур животных.
Через тысячелетия одежда видоизменилась и стала представлять собой несколько кусков ткани, которые не сшивались, а драпировались на человеческой фигуре. Костюм состоял из двух частей: нижней рубашки - хитона, и верхней - гиматия, более длинный назывался пеплос.
Одежда егитпян была облегающей фигуру ( наглядность).
В России первые сведения об одежде относятся к VII - XII столетиям.
Женщины носили рубаху - сорочицу, широкого прямого покроя, подпоясанную по бедрам и расшитую по краям.
В XV - XVI веках появились ночные сорочки и панталоны.
Слово - " Платье" - это вся одежда, кроме белья и обуви, кроме этого платье означает вид женской одежды.
Платье состоит из лифа и юбки, объединенных в одно целое, может быть отрезным и неотрезным по талии, с воротником и без него, с рукавами и без них, различной длины и с различной отделкой.
Сарафан вид платья без руковов и воротника.
Халат. Одежда с разрезом и застежкой от верха до низа, споясом и без него.
Блузка. Вид одежды, прикрывающий верхнюю часть туловища. Может быть с руковами и без них, с застежкой, с воротником.
Жилет. Одежда с проймами , без рукавов, различной длины.
Силуэт в одежде - плоскостное, контурное изображение объемных форм одежды. Именно в силуэте отражается направление моды ( наглядность).
С изменением моды меняется силуэт. При многообразии моды выделяется четыре силуэта, которые более точно характеризуются геометрическими фигурами.
Прямой силуэт хорошо подходит для всех фигур, при этом одежда может быть узкой, вытянутой или более широкой.
Полуприлегающий силуэт слегка подчеркивает фигуру, одежда может быть короткой или более длинной.
Приталенный силуэт создают расширение линии плеча и низа изделия и заужена талия. Такой силуэт возможен при узком и свободном лифе.
Силуэт "Трапеция" - это силуэт, в котором расширение происходит от линии плеча и проймы. Расширение может быть спокойным и более расширенным.
Понятие о стиле.
Одежда может быть деловая, нарядная, спортивная.
Различают три основных стиля.
Классический стиль ( деловой, элегантный) очень зависит от моды: чуть уже или шире плечо, лацкан, плотнее или свободнее по линии талии ( жилет, кардиган, блейзер, брюки), со складкой спереди, платье рубашечного покроя и т. д.
Одежда спортивного стиля удобна , комфортна, приемлема для работы и отдыха ( куртки, блузки, комбинезоны, джинсовая одежда).
Романтический стиль - нарядная одежда, подчеркивающая женственность, элегантность. Этому стилю присущи воланы, рюши, оборки, кружева, вышивка.
Требования, предъявляемые к одежде.
Гигиенические требования заключаются в том, что одежда должна обеспечивать нормальную жизнедеятельность организма человека и предохраняет тело от внешних воздействий. Она должна обладать теплозащитными свойствами , газа - и воздухопроницаемостью, гигроскопичностью. Гигиенические требования зависят от свойств материала, из которого изготовлена одежда, от формы и конструкции одежды.
Эксплуатационные требования к одежде заключаются в том, чтоона должна быть устойчивой, размеры должны соответствовать фигуре не должна теряться форма при длительной носке.
Эстетические требования заключаются в том, что она должна быть красивой, современной, высокохудожественной, соответствовать хорошему вкусу, а также должны учитываться возраст и внешность.
Экономические требования заключаются в том, что одежда должна быть недорогой и доступной.
- Чтобы изготовить швейное изделие необходимо правильно научиться снимать мерки, чем мы сейчас и займемся:
Правила снятия мерок.
Сантиметровую ленту нельзя ослаблять или чрезмерно натягивать.
Измеряемый должен стоять прямо, без напряжения, сохраняя привычныю осанку.
Линию талии фиксируют тесьмой или резинкой.
Сначала снимают мерки со стороны переда, затем со спины.
Все величины записываются в сантиметрах.
Размерные признаки.
О - обхват
С - полуобхваты
Ш - ширина
В - высота
Д – расстояние
СгII - полуобхват груди II
Дтс - длина спины до талии
Оп - обхват плеча
Сш - полуобхват шеи
Ди - длина изделия
Закрепление изученного материала
Игра " Угадай ответ"
1. Какие изделия относятся к плечевой одежде и почему они так называются?
2. Каким требованиям должна отвечать одежда?
3. Перечислите и дайте характеристику различным видам силуэтов?
4. Чем отличается классический стиль одежды от спортивного?
5. Как правильно снимают мерки?
6. Назовите антропологические точки на теле человека и покажите их?
7. Перечислите экономические требования к одежде?
Домашнее задание
В рабочей тетради выполнить рисунок моделей одежды:
- I вариант Спортивный, романтический.
- II вариант - классический, романтический.
Подготовить лист миллиметровой бумаги для построения чертежа плечевого изделия.