Основные направления работы в организации взаимодействия детского сада и семьи

Разделы: Работа с родителями


2008 год был объявлен в России годом Семьи. Это означало, что весь педагогический коллектив нашего детского сада направил свои усилия на более тесное и полноценное общение не только с родителями, но и с семьями воспитанников. Старался использовать такие формы работы, которые сплачивают, объединяют педагогов, детей и родителей.

Прежде, чем начинать работу с родителями, необходимо организовать работу педагогического коллектива.

Работа в ДОУ велась в соответствии с годовым планом, был разработан перспективный план методической работы с педагогами по вопросам семейного воспитания, семинар - практикум "Возводим мосты на пути к диалогу с семьей", консультации для воспитателей "Оформление банка потребностей родителей", "Обычаи в воспитании детей татар", конкурс газет, тренинги, тестирование, сбор диагностических методик; знакомство с инновационными формами работы, изучение новинок методической литературы и передового педагогического опыта.

В нашем детском саду воспитывается 297 детей, это 289 семей. Путем опроса был составлен социальный портрет семей детского сада, разработан план сотрудничества с семьей по проблеме безопасности детей, план работы медико-педагогического факультета с целью повышения образовательного уровня родителей.

Тщательно проанализировав свою работу, мы выделили и определили новые пути взаимодействия с семьей.

Распределили свою работу по следующим направлениям:

  • Консультативно-рекомендательная работа;
  • Просветительная работа;
  • Практические занятия с родителями;
  • Совместная работа родителей и детей;
  • Индивидуальные занятия с родителями и их ребенком.
  • Проектная деятельность.

Хорошо зарекомендовала себя консультативно-рекомендательная работа. Что сюда входит?

- Это наглядная информация, которая углубляет и расширяет знания родителей о возможностях дошкольного учреждения. Родители видят, что в детском саду работает студия ХЭЦ, разнообразные кружки, предоставляются услуги учителей-логопедов, инструктора по физической культуре, работает ЛФК, физиотератевтический кабинет.

- это стенды с достижениями педагогического коллектива и воспитанников, которые отражают степень активности детского сада.

- это стенды о правах и обязанностях, краткие выдержки из нормативно - правовых документов - Конвенция ООН о правах ребенка, закон "Об образовании", Устав детского сада.

- это советы воспитателей, памятки о построении взаимоотношений в ДОУ, консультации "Мы вам рекомендуем", "Учимся говорить правильно", "Игры - минутки".

- и особое внимание привлекает родителей выставка рисунков детей, посещающих изостудию, содержание которой отражает все значимые события, происходящие в жизни страны и детского сада "Моя семья", "Красный, желтый, зеленый", "Сказки Габдуллы Тукая", "Времена года" и другое.

II. Просветительная работа с родителями

Одной из ненавязчивых форм работы с родителями являются консультации "Шпаргалки для родителей", где даются советы, как предотвратить проблему или справиться с проблемой, если она уже есть. Шпаргалки не для обязательного исполнения, их можно прочитать, подумать, но сделать по-своему. Из множества тем воспитатели выбирают по одной, наиболее актуальной в данный момент, например "Если у ребенка нет друзей", "Если ребенок часто обманывает", "Развод и новый брак", "Если вы хотите вырастить успешного ребенка".

Папки - передвижки помогают быстро реагировать на события, происходящие в жизни группы. Поздравления родителей с праздниками, благодарность за помощь, здесь отражаются положительные моменты семейного воспитания, реклама игрушек и развивающих игровых пособий, консультации по игровой деятельности детей, методы закаливания, всевозможные виды массажа, рекомендации по питанию, ответы на вопросы родителей.

Кроме всего этого, мы используем специальные памятки, которые вывешиваются на видном месте в уголках или в фойе и написаны от имени детей, с просьбой совета и поддержки. Например, поинтересоваться, чем занимались дети на занятиях, что узнали нового, порадоваться успехам своего ребенка.

III. Практические занятия с родителями

Ежегодно в детском саду проводятся Недели открытых дверей, темы их разнообразны "Неделя здоровья", "Неделя дорожной азбуки", "За здоровый образ жизни", "Изучаем права ребенка". Вызывает неподдельный интерес родителей посещение занятий, режимных моментов, участие в создании коллективных работ открывает для родителей совершенно новые стороны работы дошкольного учреждения. Родители воочию видят работу воспитателя, его умение справляться с детским коллективом, доступно и понятно преподносить детям учебный материал, его педагогический такт, умение ориентироваться в непредвиденных ситуациях.

Самая традиционная и необходимая форма работы с семьей - родительские собрания, целью которых является согласованность действий педагогов и родителей. Проведению собрания предшествует большая предварительная работа: проводится анкетирование, тестирование, экспресс - опросы, продумываются тренинги для родителей, минутки релаксации, практические задания, деловые игры.

На общесадовские родительские собрания по вопросам оздоровления детей "Здоровый ребенок - счастливая семья", "Здоровье - богатство. Его береги и к этому дару детей приобщи" постоянно приглашаются врачи детской поликлиники. Пропаганда здорового образа жизни интересует всех без исключения родителей, практические советы по соблюдению правильной осанки, охране зрения, правильному и рациональному питанию не оставляют никого равнодушными. Мы пришли к выводу, что затронутая тема должна найти свое продолжение и выпустили бюллетени "Спрашивайте - отвечаем", "Крепкие зубки", в фойе групп оформили стенды "Игры на свежем воздухе", " Что такое релаксация?", "Это доступно каждому" / разные виды массажа/.

На собраниях "Готов ли ваш ребенок к школе", "На пути к знаниям" ежегодно с рекомендациями по подготовке детей к обучению в школе, выбору учебных программ выступают учителя школ. В ходе непринужденного разговора вырабатываются единые требования, предлагаются способы успешной адаптации к школе, проводятся тренинги "Словесные игры", "Считаем вместе", ставятся проблемные ситуации "Опаздываем, как быть?", "Продленка - необходимость?", используются школьные презентации, родители, имеющие старших детей, делятся опытом семейного воспитания.

На протяжении многих лет детский сад тесно сотрудничает с ГИБДД. Родители, сотрудники ГИБДД, частые гости в стенах детского сада. Они выступают на родительских собраниях "Улица требует к себе уважения", "На пороге школы", знакомят родителей с правилами безопасного поведения детей на улицах и дорогах, призывают родителей самим соблюдать правила пешеходов, быть положительным примером для своих детей. С большим интересом было встречено аудиопрослушивание ответов детей, подведены итоги анкетирования, которые показали, что не все родители уделяют должное внимание данной проблеме.

На групповых собраниях мы стараемся не только давать теоретический материал для родителей, но и привлекать их совместной деятельности. Так на собрании "Физическое развитие детей младшего возраста" родители были участниками развлечения "Петушиная семейка", на собрании "Развитие речи в средней группе" - наблюдали фрагмент занятия "Замечательные цветы" с использованием перфокарт по развитию речи, на собрании "Художественно - эстетическое воспитание в старшей группе" был проведен мастер - класс совместно родителей и детей по лепке из соленого теста "Рукотворный сад" /древо семьи/

Традицией детского сада стало проведение смотров - конкурсов и организация выставок "Папа, мама, я - творческая семья", "Умелые руки не знают скуки", "Природа фантазия". Смотры приносят детям и родителям новые знания и опыт, даже самые незначительные успехи делаются общим достоянием, поднимают рейтинг семьи, раскрывают возможности детей и родителей, сближают семьи воспитанников.

Огромную помощь в работе оказывает родительский комитет. Наиболее активные и заинтересованные родители состоят в нем. С их помощью организуется косметический ремонт групп, ремонт и приобретение игрового и спортивного оборудования, оформление игровых участков.

Родители помогают организовать поездки в реабилитационный центр "Росинка", музей Б. Пастернака и музей уездного города, выделяют автобус, одновременно сами глубже познакомятся с историей города, расширяют свой кругозор.

Экскурсии на почту, в школу, библиотеку, длительные прогулки и мини - походы сближают детей, родителей и воспитателей, приносят обоюдную пользу.

С помощью родителей в ДОУ оборудованы мини - музей "Предметы старины глубокой" и комната ПДД. Материал собирался по крупицам, музейные экспонаты теперь хранятся в удобном месте, доступном каждому ребенку и взрослому, и каждый желающий родитель может видеть результат своего труда.

IV. Совместная работа родителей и детей

Эффективной формой общения детей и родителей являются традиционные и нетрадиционные праздники в детском саду. Не всегда родители понимают простую истину: какими вырастут их дети, зависит от отданного им времени. Семейные праздники "А ну - ка, бабушки!", "Праздник правильной речи", посвященный Дню родного языка, сближение трех поколений рождают в сердцах присутствующих признательность, потребность в общении, чувство взаимопомощи и гордости за семейные узы.

Народные праздники "Сабантуй", "Масленица", проводимые на территории сада, привлекают внимание родителей и прохожих. На такие праздники дети могут приглашать своих друзей, не посещающих детский сад, вместе с ними участвовать в соревнованиях, демонстрировать свою силу и ловкость, знакомиться и закреплять народные традиции и фольклор.

К сожалению папы - не частые участники на наших мероприятиях. А потому очень отрадно видеть их на праздниках и развлечениях - День защитников отечества, Выпуск в школу, Новый год - участие пап вызывает эмоциональный всплеск не только у своего ребенка, но и у всех присутствующих. Мы стараемся как можно больше и чаще активизировать мужскую половину.

Большим успехом в работе с родителями считаем проведение семинара - практикума для руководителей ДОУ "Искусство сотрудничества с семьей", где в межсемейной интеллектуальной мини - олимпиаде "Дорожная азбука" приняли участие 6 семей. Сотрудники ГИБДД, дети, родители, бабушки и дедушки соревновались в знаниях по ПДД, показывали умение согласовывать свои действия.

Игровые межсемейные конкурсы - "Папа, мама, я - спортивная семья!", "Веселые старты", "Сто затей для ста друзей", "Зов джунглей" вызывают азарт, соперничество, радость победы. Проведенное совместно с детьми время сплачивает семьи, вызывает у родителей теплые чувства к ребенку, желание помочь, поддержать и защитить его.

Межсемейные спортивные досуги и развлечения, проводимые в стенах детского сада, находят свое продолжение в домашней обстановке. Родители стали больше общаться с детьми, чаще проводить с ними свободное время, охотнее совершать совместные прогулки. Акция "Воскресенье вместе с :" отразилась в фотовыставках, рисунках детей, способствовала сближению и общению детей и семей.

В последнее время получили распространение такие формы работы как:

  • "Семейная гостиная", где дети приглашают родителей на театральные постановки "Капустник", "Колобок на новый лад", "Висляткин ключ", привлекают их к участию в небольших сценках;
  • "Семья - гость группы", когда ребенок вместе с папой и мамой знакомит детей своей группы со своими семейными устоями и традициями.

Так непринужденно, в теплой "домашней" обстановке раскрываются семейные таланты, сердца и души наполняются счастьем и покоем.

V. Индивидуальные занятия с родителями и их ребенком

Мы постоянно ищем такие формы работы с родителями, которые способствовали бы воспитанию у родителей самосознания, помогали бы обучать и развивать детей играя, объединяли бы родителей и детей вокруг общего интересного дела. Таким общим объединяющим делом стала газета. Здесь родителям предлагаются описания игр, которые можно провести в любое время и в любом месте "Игры на кухне", "Игры по дороге в детский сад", "Сладкие слова", задания что - то слепить, нарисовать, сочинить, принять участие в викторине, конкурсе поделок, организации детской библиотеки, решить ребус или придумать кроссворд. Результатом таких заданий явился выпуск семейных книжек - малюток "Я и моя семья", "Веселый Светофорик", "Любимые сказки", "Пословицы и поговорки о семье", конкурсы поделок из природного и бросового материалов "Умелые руки не знают скуки", "Конкурс поделок по ПДД". Газета помогает воспитателям объединить детей и родителей на основе общего дела, привлечь внимание родителей к воспитанию и развитию детей.

В жизни возникают такие ситуации, когда несколько семей сплачиваются, объединенные однотипными проблемами. Так семьи, нуждающиеся в консультациях учителей - логопедов, мы объединили в фокус - группы. Практические индивидуальные занятия с детьми и родителями помогают более успешному усвоению материала, ответственность и желание помочь не позволяют родителям расслабляться, заставляют использовать каждую свободную минутку с пользой для ребенка.

Подрастая, дети начинают более тесное общение с окружающим их социумом. Занятия по интересам в Молодежном центре, Центре детского творчества, детской юношеской спортивной школе, начальная подготовка к школе породило такое явление, как "Дружные семейки" - объединения, где родители объединяются, распределяют обязанности, несут ответственность за доверенных им детей. Такие, казалось бы, временные связи перерастают в длительные контакты, формируют положительное отношение к окружающим людям и ценностям сотрудничества, находят свое продолжение и в дальнейшей школьной жизни.

В рамках Национального проекта и в соответствии с муниципальной комплексной программой "Одаренные дети", принятой на 2006 - 2011 годы в детском саду ведется работа по выявлению и созданию условий для оптимального развития одаренных детей. Анкетирование родителей, отзывы, создание портфолио помогает родителям лучше разобраться в своих детях, заметить в них задатки одаренности, проследить их рост и помочь раскрыть потенциал ребенка.

Кружок "Театр и дети", объединив наиболее творчески одаренных детей, сплотил и родителей: пошив костюмов, создание атрибутов к постановкам, совместные просмотры спектаклей повышают самооценку не только детей, но и родителей, учат замечать успехи ребенка в разных видах деятельности, закрепляя его уверенность в себе.

Дети, посещавшие кружок "Юный шахматист", руководимый мамой воспитанника, добились в 2007 году высоких результатов на республиканских соревнованиях, проходивших в Казани, заняв 9 и 11 места среди детей дошкольного возраста.

Призовые места в конкурсе УДМС "Семейный альбом", завоевали дети, посещавшие изостудию детского сада.

Эффективной формой работы с семьей являются фотовыставки "Дружная семейка", "Папа и я", "Пока все дома", они позволяют обратить внимание родителей на влияние семейных традиций на воспитание ребенка, поддержать стремление к сотрудничеству с детским садом, привлечь к непосредственному участию в жизни группы.

V. Проектная деятельность получила свое направление с 2006 года.

"Шагнем навстречу лету" - кратковременный проект летней оздоровительной работы с семьями воспитанников, направленный на укрепление детского организма и семейных взаимоотношений.

Художественно - творческий проект по работе с оригами "Птица семейного счастья", привлекает родителей и детей доступностью, видимостью результатов своего труда, раскрытием творческих и эстетических способностей.

"Чистополь - город моей мечты" - долгосрочный познавательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию объединяет в лучшие традиции семейного воспитания, осуществляет связь между тремя поколениями.

С 2008 года мы приступили к реализации межсемейного проекта "Безопасность нашего ребенка", направленного на укрепление взаимодействия с семьями воспитанников и формирование навыков безопасного поведения в социуме. Участниками проекта являются дети подготовительной группы, их родители, воспитатели, специалисты, сотрудники ГИБДД.

Хотим надеяться, что работа в рамках проекта ""Безопасность нашего ребенка" будет способствовать тому, что семьи будут дружными и благополучными, а дети - любимыми, здоровы и счастливыми.

И еще об одном моменте в системе работы с родителями нам хотелось бы сказать. Каждый человек, завершив работу, нуждается в оценке своего труда. Наши родители - не исключение. В саду существует "Корзина добрых дел", куда заносятся все добрые поступки наших родителей, и затем на торжественных мероприятиях мы награждаем отличившиеся семьи Благодарственными письмами.

На страницах газет "Чистопольские известия", "Мой город", "Без проблем" неоднократно выражались благодарности родителей о работе детского сада. Детский сад пользуется высокий рейтингом среди садов города, "Книга отзывов и предложений" заполнена положительными отзывами родителей, студентов и воспитателей города и района.

В перспективе работы детского сада предусмотрена организация семейного клуба "Родительский дом - начало начал", разработан план - программа семейного клуба. Цель его - объединить усилия ДОУ и семьи в вопросах воспитания, развития ребенка, предоставить возможность родителям общаться друг с другом, делиться опытом семейного воспитания.

Подводя итог проделанной работы, хочется отметить, что старания всего педагогического коллектива принесли позитивные результаты: улучшились партнерские отношения, повысилась педагогическое просвещение родителей; родители стали теснее общаться как с сотрудниками детского сада, так и между собой, отношения сотрудничества стали строиться на основе доверия и взаимопонимания, укрепился авторитет педагога в семье, а родителей - в дошкольном учреждении.

Презентация.