Девиз мероприятия:
"Даже самые красивые фантазии засоряют
нашу планету".
Цель мероприятия: воспитание экологической культуры, гуманного отношения к природе, чувства ответственности за все живое на Земле.
Задачи мероприятия:
1. Пропаганда экологических знаний.
2. Расширение индивидуального опыта взаимодействия школьников с окружающей средой.
3. Ориентация школьников на выполнение экологических правил поведения в окружающей среде - как нормы жизни.
4. Осознание детьми необходимости соотнесения своих действий с последствиями их для окружающих людей, природной и социальной среды.
5. Повышение готовности детей к участию в экологически ориентированной деятельности.
Подготовительная работа:
- конкурс рисунков и стихов на тему "Человек и природа";
- изготовление плакатов в защиту природы;
- выставка детских поделок из пластиковых бутылок.
Ход мероприятия
1-й ведущий. Здравствуйте! Сегодня мы будем говорить о том, как быстро загрязняется наша планета, что можем сделать мы, чтобы предотвратить это загрязнение.
2-й ведущий. Все наши мечты - о хорошем будущем, о прекрасной Земле, о дружбе человека и природы. Вот это желание светлого, доброго, прекрасного будущего и объединяет нас здесь. И это замечательно.
3-й ведущий. Начнем мы с экологических новостей.
Планета наша уже достаточно загрязнена и засорена, но мы еще не осознаем опасности жизни на огромной свалке. Мы пока на ней живем, но смогут ли жить наши дети?
4-й ведущий. За год в атмосферу только одного углекислого газа выбрасывается 5 миллиардов тонн. В результате истощается озоновый слой Земли, появляются так называемые озоновые дыры: над Антарктидой, Арктикой, Европой, Москвой.
1-й ведущий. Кислорода на Земле становится все меньше и меньше, а выхлопных газов, выбросов металлургических заводов и химических фабрик, теплоэлектростанций, транспорта все больше и больше.
2-й ведущий. Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов. Даже в водах Арктики нашли остатки стирального порошка.
3-й ведущий. В результате деятельности человека во многих реках Европы (Сене, Дунае, Рейне) уже нельзя купаться.
4-й ведущий. Усиленно идет "облысение" планеты. За последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за все его предыдущее существование, не говоря уже о пожарах, которые возникают по вине людей.
1-й ведущий. Для многих животных лес - родной дом. А лесов на Земле становится все меньше и меньше. Значит, животные теряют свой дом. Значит, они обречены на гибель.
2-й ведущий. Почва образуется медленно: для этого нужны сотни и даже тысячи лет. А вот разрушить ее можно очень быстро. За последние 100 лет на Земле уничтожена примерно четвертая часть плодородных почв.
3-й ведущий. Никто не станет спорить с тем, что нефть необходима человечеству. И не станет утверждать, что ее сознательно выбрасывают в море, что нарочно устраивают аварии на нефтепромыслах или поджигают корабли, везущие нефть. А в результате - миллионы тонн нефти по тем или иным причинам оказываются в воде.
4-й ведущий. Человек опасен для природы не только пожарами и разливами нефти, но и бездумным уничтожением всего живого!
1-й ведущий. Чистота начинается с нас самих, с наших отношений к окружающей среде, с того места, где мы живем, работаем, учимся. Мы предлагаем свой лозунг сегодняшнему мероприятию: "Нельзя покорять природу - с ней надо сотрудничать"
2-й ведущий. Ребята, готовясь к сегодняшнему мероприятию, сделали небольшие сообщения. Вот некоторые из них:
3 ведущий зачитывает некоторые отрывки:
1. Сегодняшнее население Земли - общество суперпотребителей. Подсчитано, что на каждого из нас в год затрачивается 20 тонн сырья, правда большая его часть 97% - идет в отходы.
2. Двадцать лет назад автомобили пробегали 250 тысяч километров практически без поломок, а сегодня, если на спидометре машины 120 тысяч километров, она кандидат на свалку.
3. Мусор постепенно становится монстром цивилизации. При нынешнем состоянии экономики и культуры быта люди еще долго обречены жить среди этих рукотворных памятников своей беззаботности.
1-й ведущий. А сейчас, мы предлагаем провести игру, которая состоит из 3 туров.
1. У нас есть команды, каждая из них имеет название, девиз, эмблему.
(жюри оценивает по 5-балльной системе)
2. Конкурс плакатов по защите природы.(5 баллов)
1 Тур "Что мы выбрасываем, или золотые россыпи помоек"
Мы будем задавать вопросы, а вы, выбирая правильный ответ, поднимать табличку с соответствующей буквой. Итак, мы начинаем! /Презентация. 1 тур/
Вопросы:
1. Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляют...
а) пластмассы;
б) стекло;
в) металл,
2. Мировыми рекордсменами по количеству бытовых отходов являются жители...
а) Москвы;
б) Лондона;
в) Нью-Йорка.
3. Какая отрасль промышленности во Франции считается самой процветающей?
а) производство упаковочных материалов;
б) переработка мусора;
в) производство автомобилей.
4. Прежде, чем начать утилизацию отходов, их необходимо...
а) рассортировать;
б) собрать в одно место;
в) раскрошить.
5. Для того чтобы переработать пластмассу, ее необходимо...
а) компостировать;
б) сжечь при специальных условиях;
в) переплавить.
6. Первоочередная забота при выборе места свалки - это...
а) защита поверхности земли и грунтовых вод;
б) ограждение места свалки;
в) укомплектование соответствующей техникой.
7. Появление "партизанских" свалок влечет за собой...
а) загрязнение почвы;
б) уродство ландшафта;
в) изменение климатических условий.
8. Вредные выбросы оказывают влияние...
а) только на те регионы, где появилось загрязнение
б) на близлежащие регионы;
в) даже на далекие от места выбросов территории.
9. Самая страшная "добавка" к воде - это...
а) бытовой мусор;
б) пестициды;
в) минеральные удобрения.
10. Какую страну называют "мусорным ящиком Европы;
а) Британию;
б) Россию;
в) Польшу.
11. Какие из радиоактивных отходов целенаправленно рассеивают в окружающую среду?
а) газы;
б) жидкости;
в) твердые вещества.
12. Поступление в среду обитания вредных веществ, приводящих к нарушению функционирования экологических систем, называют...
а) загрязнением;
б) экологическим кризисом;
в) вымиранием.
13. Гарбология это...
а) наука о доме;
б) наука о почве;
в) наука о мусоре.
14. Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения...
а) 10 лет;
б) 50 лет;
в) 100 и более лет.
15. Выброшенную в лесу бумагу "съедят" невидимки микробы за...
а) 1-2 года;
б) 5-8 лет;
в) за 20 и более лет.
2 Тур "Устами младенца, или не спешите выбрасывать своё будущее (отходы)"
В каждом задании с помощью 5 признаков вам необходимо отгадать определенный вид отходов. Но: если вы сможете это сделать уже после открытия первого признака, то получите 5 баллов, после второго - 4, после третьего - 3 и т.д. /Презентация. 2 тур/
Задание первое:
1. При попадании в водоемы это разрушается, рыбы и другие водные животные начинают задыхаться.
2. Когда этого слишком много, это становится настоящим бедствием.
3. Это необходимо компостировать.
4. В небольших количествах это очень полезно в качестве удобрения.
5. Его производит обыкновенная корова. (Навоз.)
Задание второе:
1. Это бывает разноцветным, это очень трудно сломать.
2. Если ее поджечь, то появится черный едкий дым.
3. У меня очень много игрушек сделано из нее.
4. Предметы, сделанные из нее, весят мало.
5. Ее нельзя выбрасывать, так как в природе она не разлагается. (Пластмасса.)
Задание третье:
1. Его делают из песка.
2. Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.
3. Чаще всего оно прозрачное.
4. Брошенное в лесу, оно может стать причиной пожара.
5. Когда падает, оно разбивается
(Стекло.)
Задание четвертое:
1. Это можно увидеть везде: в городе, в деревне, даже вдоль дорог.
2. Это получается, когда становится старым или ломается.
3. Это можно сдать и получить деньги.
4. Это можно переплавить, чтобы сделать что-то новое.
5. Это бывает цветным, и его тоже можно сдать на переплавку и получить деньги.
(Металлолом.)
Задание пятое:
1. Это изобрели китайцы.
2. У нас это получают из древесины.
3. Это легко горит.
4. Из этого получается очень много мусора.
5. На этом обычно рисуют или пишут. (Бумага.)
Задание шестое:
1. Его очень много в больших городах.
2. От него люди болеют, много нервничают.
3. Особенно силен он в промышленном городе, где много заводов, фабрик, машин.
4. Его издают разные приборы и машины.
5. Он вызывает загрязнение окружающей среды, А когда его очень много, то он вызывает у людей состояние, близкое к опьянению, действует как наркотик.
(Шум.)
3 Тур "Что может сделать один?"
Задание - необходимо закончить фразы. /Презентация. 3 тур/
1. Старайся покупать напитки в стеклянных бутылках, которые можно... (использовать много раз, сдать в магазин).
2. Одежду, которую ты уже не носишь, можно... (отдать нуждающимся).
3. Не выбрасывай старые игрушки и книги: они могут... (кому-то понадобиться).
4. Узнай, где поблизости есть пункт приема макулатуры, и... (сдай туда ненужную бумагу).
5. Почини и исправь вещь вместо того, чтобы... (ее выбрасывать).
6. Старайся не пользоваться пенопластом, так как он практически... (не разлагается в природе).
7. Старайся аккуратно обращаться со стеклянной тарой, которую можно... (сдать).
Подведение итогов, награждение победителей.
1-й ведущий. Будем же беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности. Другой планеты у нас не будет! Земля с ее биосферой - величайшее чудо, она у нас одна.
2-й ведущий. Дорогие ребята! Территория нашей школы очень маленькая, но все начинается с малого. Давайте все вместе будем следить за тем, чтобы в нашей школе, в нашем городе всегда был порядок: чистые классы и коридоры, улицы и переулки. Завтрашний день Земли будет таким, каким мы создадим его сегодня.
Закончить мероприятие лучшим стихотворением учащихся, подобным вот этому.
Волнуется Природа неспроста.
Не существует лишнего в Природе,
Природа гармонична и сложна,
И если катаклизмы на подходе,
Волнуется Природа неспроста.
Она предупреждает Человека:
Пора остановиться, не спешить;
Заботится от века и до века -
Старается всегда предупредить.
Но Человеку надо слишком много:
Он черпает скорее и до дна.
Берет с собою жадность на подмогу,
А эта дама подведет всегда.
Приходит день - опомнится бедняжка:
Куда спешил, зачем ломал дрова.
И трудно жить становится и тяжко -
Так наступает жуткая пора.
А может и такое вдруг случиться,
Что все живое превратится в прах.
Вот это Человеку не простится!
Как не пугает Человека страх?!
Лишь миг, всего одно мгновенье -
И все живое сгинет без следа.
Что многие создали поколенья,
Все разнесет глобальная беда.
О Люди! Надо быть мудрее!
Любите, берегите шар земной,
Терпимей будьте, мягче и добрее
И навсегда покончите с войной.
О, царь Природы, дорогой мой Человек,
Каким коротким может быть твой век!
Уж сколько лет молва в народе ходит,
Что жадность до плохого лишь доводит.