Введение
Элективный курс по истории для 9 класса на тему "История развития родной деревни", рассчитанный на 10 часов включает материал, не содержащийся в базовых программах. Курс составлен на основе краеведческого материала, собранного в музейной комнате школы, и хранящиеся в фондах Бардымского районного краеведческого музея. Планирование курса включает в себя тематики таких дисциплин, как музейная педагогика краеведения, источниковедение, топонимика. Ученикам предлагается попробовать свои силы, составляя творческий проект. Причем, ученики получают возможность выбора формы проекта, в зависимости от индивидуальных склонностей и интересов. В данном случае творческий проект - это характеристика исторического источника, и написание реферата, и составление своей родословной.
Программа предусматривает систему творческих заданий разной степени сложности: от домашней беседы с родителями о знаменитых людях села до характеристики исторического источника. Ученику предоставляется возможность во всякой работе попробовать свои силы и сделать выбор, творческий проект завершает программу курса.
Цель курса: предоставить учащимися возможность принять участие в историческом исследовании на основе краеведческого материала.
Задачи курса:
1. Заинтересовать учеников историей родного села;
2. Показать ученикам возможность изучения истории через обращение к источнику;
3. Дать возможность ученикам проявить свои творческие возможности при составлении проекта.
Ожидаемые результаты обучения:
Предполагается, что ученики получат навыки самостоятельного исторического исследования, связанного с источниковедением и краеведением.
Программа элективного курса "История развития родной деревни" (10 часов), 9 класс
Введение ( 1час)
Основное содержание занятия:
1. В начале курса ученики получают задание выбрать форму творческого отчета. Это может быть:
- Характеристика исторического источника;
- Написание реферата;
- Родословная семьи.
Итогом занятий будет творческий отчет.
2. Экскурсия в музей. Познакомить учеников с основным содержанием курса.
Оборудование урока: книги Р. Валиуллина " Очерки по истории родного края". А. Фатыхова " Гайнинский край".
Исторические источники как основа исторических знаний( 3 часа)
Основное содержание занятия:
- Исторический источник как основа исторических знаний;
- Классификация исторических источников. Вспомогательные исторические дисциплины и характеристика исторического источника.
Знакомство с публикациями о родной деревни в газете "Рассвет". Характеристика газетных публикаций как исторического источника. Знакомство с воспоминаниями местных жителей о своей родной деревне в годы ВОВ. Оформление воспоминаний в качестве музейного документа.
Оборудование урока:
Материалы музея о родной деревни. Публикации в газете "Рассвет". Воспоминания местных жителей о родной деревни в годы ВОВ.
Домашнее задание:
- Характеристика исторического источника;
- Оформление воспоминаний в качестве музейного документа
(тема выбирается индивидуально) .
Место села на карте России ( 1 час)
Основное содержание занятия:
- Особенности расположения Бардымского района в Пермском крае; родной деревни в Бардымском районе;
- История появления деревни на этом месте.
Оборудование урока:
- "Физическая карта Пермской области",
- "Физическая карта Бардымского района",
- атласы.
Домашнее задание: Обозначение на контурной карте границы Бардымского района и деревни.
История деревни и история семьи (1 час)
Основное содержание занятия:
Родословная семьи. Приемы работы с родословной. Значимость этой работы.
Оборудование урока:
Музейные материалы, ученические работы "Моя родословная".
Домашнее задание:
Домашний разговор с родителями о семейной родословной.
Знаменитые люди деревни( 1 час)
Основное содержание занятия:
Беседа о людях, которыми славится деревня. Их жизнь и судьба. Кто такой Батырша?
Оборудование урока: портреты
Домашнее задание: узнать у родителей о знаменитых людях деревни.
Обряды и обычаи моего народа( 2 часа)
Основное содержание занятия:
- Семейные, календарные, религиозные обряды;
- Беседа с пожилыми людьми об обрядах и обычаях;
- Оформление стенгазеты.
Оборудование урока: фотографии некоторых обрядов и обычаев.
Домашнее задание: принести иллюстрации обрядов и обычаев своего народа.
Заключительный "Творческий отчет"( 1 час)
Основное содержание занятия: Проводится семинар, где ученики представляют свои работы.
Оборудование урока: Самостоятельные творческие работы. Отчеты учеников.
Тематическое планирование элективного курса
№ | Тема занятия | Основное содержание занятия | Материалы | Задание |
1 | Введение | - В начале курса ученикам сообщается,
что им предстоит выбрать форму творческого
отчета; - экскурсия в музей школы. |
Книги Р. Валиуллина, Р. Фатыхова. | |
2 | Исторические источники как основа исторической науки | - исторический источник как основа исторических знаний. Классификация исторических источников. | Комплекс материалов музейной комнаты школы. | Характеристика исторического источника |
3 | Газетные публикации о родной деревне | - знакомство с публикацией о родной деревне в газете "Рассвет", характеристика газетных публикаций. | Публикации о деревне в газете " Рассвет" |
|
4 | Воспоминания местных жителей | - знакомство с воспоминаниями местных жителей о деревне в годы ВОВ. | Воспоминания местных жителей о деревне | Оформление воспоминаний в качестве музейного документа |
5 | Место села на карте России | -Особенности расположения Бардымского района в Пермском крае; родной деревни в Бардымском районе; история появления деревни на этом месте. | "Физическая карта Пермской области", "Физическая карта Бардымского района" | Обозначение на контурной карте границы Бардымского района и деревни. |
6 | История деревни и история семьи | Родословная семьи. Приемы работы с родословной. | Музейные материалы, ученические работы | Домашний раговор с родителями о семейной родословной |
7 | Знаменитые люди деревни | Беседа о людях, которыми славится деревня. Кто такой Батырша? | Узнать у родителей о знаменитых людях деревни. | |
8-9 | Обряды и обычаи моего народа | Семейные , календарные, религиозные обряды. Беседа с пожилыми людьми об обрядах. Оформление стенгазеты. | Фотографии, иллюстрации обрядов. | Принести иллюстрации обрядов и обычаев своего народа. |
10 | Творческий отчет |
Темы для рефератов
- Происхождение моей деревни.
- Моя любимая школа.
- Знаменитые люди деревни.
- Деревня в годы ВОВ.
- Прошлое и настоящее деревни.
- Обряды и обычаи моего народа.
- Что говорят газетные публикации о деревне?
- Легенды и мифологические рассказы о деревне.
- Моя семья.
- Красивые места деревни.
Список использованной литературы
1. Фатыхов А. Гайнинский край. - Барда, 1995г.
2. Валиуллин Р. Очерки по истории родного края.- Барда, 1998 г.
3. Народы Поволжья и Приуралья: Историко- этнографические очерки/ Под ред. Р. Г. Кузеева.- М., 1985г.
4. Черных А. В. Тулвинские татары и башкиры. - Пермь, 2004г.
5. Блинов Н. Исторический очерк заселения Осинского уезда // Сборник Пермского земства. - Пермь, 1898. - №3 - 4. Отд.3 - с. 1- 20.
6. Дмитриев А.А, Пермская старина. - Пермь, 1990
7. Книга памяти 1941- 1945.
8. Валиуллин Р. Ш. География Бардымского района.Барда.2000
9. Нигмедзянов Н.Н, Татары Среднего Поволжья и Приуралья. - М., 1967г.