Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)
Актуальность ведущей идеи моего педагогического опыта означает создание условий для повышения качества знаний по математике и обусловлена противоречиями:
-между необходимостью развития творческого мышления учащихся и содержанием упражнений и задач в ныне действующих учебниках, которые мало чем могут помочь развитию творческих начал;
-между необходимостью воспитания гражданина-творца, ищущего новое, совершенное, способного не только оценить превосходство идей других, но и одновременно выдвигать свои собственные идеи и старой педагогикой, засевшей глубокими корнями в нашей системе, где основной упор делается на память, на воспитание послушного исполнителя.
Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)
В организации учебного процесса.
Создание учителем условий в процессе обучения:
- уровневая внутриклассная дифференциация (В.В.Фирсов); овладение обязательным уровнем обучения и наличие "ножниц" между уровнем обязательных требований и уровнем обучения.
- профильная дифференциация в старших классах; обучение старшеклассников по программам, отличающихся глубиной изложения материала и объемом сведений.
В организации внеурочной деятельности.
Создание учителем условий в процессе внеклассной работы:
- дифференциация по содержанию в процессе кружковой работы в основной школе;
- элективные курсы по выбору в старшем и среднем звеньях;
- работа с членами школьного научного общества "Эврика",
- выход на уровень субъект-субъектных отношений,
развитие творческих, исследовательских способностей учащихся.
Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)
Эффективность образования в значительной мере зависит от степени проявления творческого потенциала школьника, что предполагает выход за пределы некоторой ограниченности, отказ от стандартизации и универсализации образовательного процесса. Определены основные формы организации учебной работы: разноуровневая групповая, коллективная и индивидуальная, которые способствуют формированию творческого мышления.
Процесс развития творческого потенциала старшеклассников рассматривается как феномен, интегрирующий аспекты творческого освоения личностью образовательной деятельности, сущностные потребности личности в познании, саморегуляции и становлении творческой индивидуальности.
Новизна - значимыми становятся те составляющие учебного процесса, которые развивают индивидуальность ученика, создают все условия для его саморазвития.
Разработана программа деятельности учителя для развития творческих способностей учащихся. Критериальные характеристики творческого потенциала старшеклассников. Программы кружковых занятий в 5-8 классах. Программы элективных курсов в 9-11 классах. Программы факультативных занятий в 11 классах. Программа творческой и исследовательской работы с членами школьного научного общества, которая предполагает выявление и поддержку учащихся, склонных к занятию исследовательской деятельностью, индивидуальный темп и способ продвижения, обеспечивая при этом достаточно высокий уровень.
Опыт работы показал, что если учитель в своей работе систематически использует личностно-ориентированные подходы в учебной и во внеурочной деятельности, то формирование компетенций у учащихся и качество знаний по предмету имеют положительную динамику.
Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)
- учитель должен знать и уметь применять технологию уровневой дифференциации, информационно-коммуникативную технологию;
- учитель должен быть готов к педагогике сотрудничества;
- учитель вместе с психологом проводит работу по определению интеллектуальных и учебных возможностей учащихся;
- учитель разрабатывает программы кружковых занятий, элективных курсов, работы с одаренными детьми, с членами НОУ "Эврика", апробирует, корректирует.
- учитель систематически повышает уровень профессионализма: курсы в ИПКРО, самообразование, учеба в Магистратуре Омского государственного педагогического университета.
Результат изменений
Опыт работы показал, что в результате применения технологии уровневой дифференциации, информационно-коммуникативной технологии на уроках, выход на индивидуальную траекторию развития ученика, субъект-субъектные отношения, работа с одаренными детьми, качество знаний учащихся по математике повышается. С 25,3% в 2006 г. до 41, 5% в 2008 г.
Следует отметить, что положительная динамика наблюдается у учащихся при формировании таких компетенций, как: учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, компетенция личностного самосовершенствования и др.
Уровень внутренней мотивации растет: высокий - 48,6%, средний - 45,7%, низкий - 5,7% в 2007 году по сравнению с 2005годом: 41, 2% и 48, 5% и 10,3% соответственно.
Внеклассной деятельностью охвачено 87% учащихся. Желающих заниматься в кружках, элективных курсах и школьном научном обществе "Эврика" становиться все больше. Дети начинают заниматься исследовательской деятельностью с 6 класса. В течение трех последних лет подготовлено 12 докладов на муниципальные, региональные и Всероссийские научно-практические конференции и Всероссийский Фестиваль "Портфолио".
Девять работ отмечены Дипломами,
Применяемые технологии, разработанные программы кружковых занятий, элективных курсов, работы с одаренными детьми показывают эффективность создаваемых учителем условий для повышения качества знаний учащихся по предмету
Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте.
1. Громут И.Н. Журнал Министерства образования Омской области. "Совершенствование системы оценки качества образования: опыт, проблемы, перспективы", г. Омск, 21 ноября 2007 года. Статья "Деятельность учителя по созданию условий для повышения качества знаний по математике".
2. Громут И.Н. Стендовый доклад "Мотивация и стимулирование деятельности учащихся по математике". IY Областной Педагогический марафон. 2007 г.
3. Громут И.Н. Всероссийский Фестиваль педагогических идей "Открытый урок". Статья "Формирование глубокого интереса в процессе кружковой и поисково-исследовательской деятельности учащихся по математике". Опубликована на сайте Фестиваля, компакт-дисках и в сборнике тезисов. 2008 г.
4. Громут И.Н. "Творческая работа с учащимися на уроках математики". Методический бюллетень. Из опыта работы. МОУ "ОСОШ №1".2005г
Современное общество нуждается в личностях, способных к его позитивному преобразованию, в личностях активных, творческих, инициативных, критически мыслящих, самостоятельных. Как человек постепенно становится высшей духовной ценностью общества, так и личность ребенка становится абсолютной ценностью образования. Главная задача учителя состоит в том, чтобы создать условия для развития активной, самостоятельно мыслящей, творческой личности. Эффективность работы учителя - важнейшее условие повышения качества знаний учащихся.
Опыт работы в школе показывает, что применение технологии уровневой дифференциации, информационно-коммуникативной технологии на уроках позволяют максимально использовать и развивать индивидуальные способности, стимулировать творческую активность и самостоятельную деятельность школьников. Приоритетным направлением работы учителя становится создание психолого-педагогических условий, способствующих развитию и реализации способностей детей.
Для реализации данного направления необходимо создать в школе пространство, которое не сводится только к классно-урочной системе и дает возможность развития и реализации детских способностей.
К данному пространству относятся: математический кружок, факультативные занятия, элективные курсы по выбору, работа с одаренными детьми. Содержательные и интересные программы кружковых и факультативных занятий, элективных курсов повышают устойчивый интерес к предмету. Соблюдение принципа добровольности выбора области и темы исследования позволяет выйти на индивидуальную траекторию развития ученика. Уровень субъект-субъектных отношений помогает уйти от традиционной схемы, в которой учитель и ученик разведены по разные стороны (обучающий и обучаемый). Построенная таким образом работа позволяет учителю и ученикам реализовать себя на более высоком уровне, придает уверенность в планировании дальнейшей работы с учетом полученных результатов, служит стимулом роста и саморазвития.