I Введение.
"Современный уровень развития науки и техники требует глубоких и прочных математических знаний. Математические расчеты, основанные на использовании алгоритмов основных математических действий, являются основной частью трудовой деятельности рабочего, инженера, экономиста и др. Умение считать является непременным элементом политехнического образования.
Одним из важнейших умений, которое обязана дать 8-летняя школа, является сознательное, быстрое и безошибочное выполнение действий над числами". [1]
Так писали 20 лет назад. И сейчас устная работа является частью любого вида деятельности человека и направлена как на подтверждение, так и опровержение ранее сделанных выводов, но и показывает готовность человека к продолжению мыслительной деятельности в дальнейшем. В связи с введением в жизнь компьютеров, повсеместное их распространение и использование, устная (счетная) деятельность человека свелась фактически к нулю. Этот процесс заменила машина и человек спокойно переложил счетную миссию на нее. В результате резко снизилась не только культура вычислительных навыков, но и желание этот процесс производить, а вследствие этого снизилась способность и готовность человека к продолжению мыслительной деятельности и применение этих навыков в жизнь.
Таким образом, объектом исследования моей работы стал устный счет в аспекте современности. Проблема очень актуальна и, как выяснилось за четыре года изучения ее, глобальна.
Основная доля этой работы приходится на развитие такого вида деятельности у учащихся 5 - 6 классов, но, как выяснилось, этот процесс применим и к учащимся 7 - 11 классов, Т.е. есть еще над чем работать.
По началу, основной целью данной работы было отработать навыки быстрого счета с различными числами, но в процессе изучения этой темы цели поменялись, хотя основная цель осталась той же. Появились новые задачи:
- активизировать мыслительную деятельность;
- увеличить скорость обработки информации (и не только счетной);
- постоянное привлечение к работе не только оперативной, но и долгосрочной памяти учащегося;
Текст устного счета заранее на доске не пишется, он идет параллельно с самим устным счетом. Жесткость оценивания позволяет как ни странно выработать заинтересованность в оценке.
Один балл - каждое задание.
- 20 баллов - "5"
- 17 - 19 баллов - "4"
- 14 - 16 баллов - "3"
Оценка ставится в журнал, как средняя за 3 - 5 устных счетов, что позволяет поставить оценку по повышающей, т. к увеличение количества проверенных устных счетов позволяет повысить качество устного счета, а, следовательно, и оценку.
Уровень и объем устного счета зависит от уровня знаний класса и его физиологических способностей.
В слабом классе снижаются не критерии выставления оценки, а понижается уровень содержания самого устного счета. В подвижном классе надо снизить количество заданий до 15-ти, т.к учащиеся быстро устают сосредотачиваться. Я меняю и в содержании порядок блоков или их части, с целью снятия усталости, напряженности с устного счета, вставляя очень простые счетные примеры в центральную часть самого устного счета, что вызывает веселость и недоумение учащихся. Меняю произношение текстовых заданий одного и того же типа, показывая вариативность данного про чтения.
Например:
6 класс. Тема "Деление десятичных дробей.
7 : 2 - разделить 7 на 2;
3 : 30 - найти частное от деления 3 на 30;
3,5 : 2 - делимое 3,5, делитель 2, найти частное.
В этом случае сами примеры на доске я не пишу.
II Основная часть.
Низкий уровень вычислительных навыков затрудняет усвоение ряда разделов курса математики 9-летней школы, и даже в курсе 10-11-летнего образования есть такие проблемы. Усвоив базовый материал в данный момент времени, учащиеся ошибаются в элементарных вычислениях. Очень часто решая в теме "Уравнения" в 5 классе уравнения вида 4х = 37 учащиеся с трудом делят 37 на 4. В 8 классе при изучении темы "Неравенства" затруднения вызвали неравенства типа 0,2х > 1; 3х < о; 2х < -15. В 9 классе при определении арифметического корня n-ой степени ( ) учащиеся не могли представить подкоренное выражение в виде неправильной дроби. В 5 класс приходит 1/3 учащихся, которым тяжело производить действия умножения и деления вне табличного типа 17*4, 51:3.
Перейдем к моим исследованиям.
На устный счет по плану всегда отводилось от 5 до 1О минут с наличием от 7 до 10 заданий. После многолетнего опыта (особенно последних лет) я поняла, что он не только не актуален, но иногда и вреден, т. к. либо все 10 примеров счетные, и ни о какой активизации мыслительной деятельности речи не идет, либо не успеть отработать вычислительные навыки.
Поэтому мой устный счет включает 20 заданий. Из них 10 примеров и 10 заданий отрабатывающие не только вычислительные навыки. Время проведения от 10 до 15 минут. Провожу такие работы два раза в неделю (у старшеклассников реже). Работа проводится в отдельной тетради (1/2 основной тетради). В конце работы самопроверка или проверка в парах. Где ответы называет учитель, акцентируя внимание на отдельных заданиях.
Поэтому, пересмотрев свое отношение к предыдущим устным счетам, я изменила сначала количественный, затем и качественный состав устного счета. Стала включать не только элементарные примеры, но и примеры на рациональный способ решения, законы и свойства чисел, существование чисел (деление на ноль, извлечение корня четной степени из отрицательного числа, поиск , , применение их в простейших задачах, уравнениях (от простого к сложному), упрощениях; примеры на отработку формул, изучаемых как в данный момент, так и ранее; пропедевтические примеры, уравнения, задачи, подводящие к данной теме; задачи на логическое и нестандартное мышление.
Правильно организованный устный счет позволяет:
- быстрее и в большем процентном отношении усваивать материал данной темы;
- развивать слуховую память, которая задействована у людей в меньшей степени, чем зрительная;
- выявить творческий потенциал учащегося;
- учит анализировать, сравнивать и систематизировать полученные знания;
- применять эти знания в жизни.
На вопрос "Зачем нам нужен устный счет?" шестиклассники, которых я обучаю, ответили просто:
- чтобы не носить с собой калькулятор или компьютер;
- чтобы не обманули, когда покупаешь товар, когда выплачивают зарплату;
- чтобы не быть дураком (с точки зрения l1-летних школьников, это достаточно осмысленный ответ).
Десятиклассники сказали уже иначе:
не только считать, но и логически мыслить, вспоминать то, что уже давно забыто, пройдено давно
С точки зрения педагога, это еще и:
- быстрота проверки полученных знаний;
- быстрота определения проблемной зоны на данный период изучения материала;
- выработка ответственности при проверке работ в парах и при самопроверке;
- оценивание сразу всех.
Но наряду с этим есть и свои "минусы":
- "хороший" (содержательный) устный счет занимает много времени, поэтому часто его проводить нельзя;
- не очень просто организовать устный счет по геометрии;
- иногда не очень точно отработана мною ПОСИЛЬНОСТЬ устного счета для учащихся.
Так что есть над чем работать.
Список используемой литературы.
- Райтман П.Б. "Повышение вычислительной культуры учащегося", Москва, изд. "Просвещение", 1985.