Цели:
- рассмотреть генетическую связь между типами углеводородов и классами органических соединений;
- обобщить и систематизировать знания учащихся об углеводородах и их производных на основе сравнительной характеристики их свойств;
- развивать логическое мышление, опираясь на химию углеводородов и их производных;
- формировать навык самообразования учащихся.
Задачи:
- развивать у учащихся способность к целеполаганию, планированию своей деятельности на уроке;
- развивать у учащихся логическое мышление (посредством установления генетической связи между разными классами углеводородов, выдвижения гипотез о химических свойствах незнакомых органических веществ);
- развивать у учащихся способность к сравнению (на примере сравнения химических свойств углеводородов);
- развивать информационно-познавательную компетентность учащихся;
- развивать у учащихся химическую речь, способность аргументированно отвечать на вопросы,
- развивать коммуникативные способности учащихся, воспитывать умение выслушивать ответы одноклассников.
Тип урока:
- по дидактической цели – совершенствование знаний,
- по способу организации – обобщающий.
Методы:
- словесные (беседа);
- практические – составление схем превращений и их выполнение;
- выполнение самостоятельной работы.
Оборудование:
- компьютер,
- мультимедийный проектор,
- интерактивная доска.
Учебно-методический комплект:
- рабочие тетради для учащихся,
- мини-справочники по органической химии (Автор: Н.Е. Дерябина)
- Power Point – презентация, <Приложение 1>
- Flash – мультимедиа.
- видеофрагменты,
- образовательный интернет-ресурс: http://school-collection.edu.ru/collection/
Список литературы:
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя химии 10 класс: учебное пособие для учителей и студентов старших курсов педагогических вузов. – М.: Блик и К0, 2001.
- Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., Пономарев С.Ю., Теренин В.И. Химия 10 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2005.
- Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Органическая химия. 11 класс. Базовый уровень: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово» – РС», 2007.
ХОД УРОКА
Учитель: Органическая химия – наука о жизненно-важных веществах. Углеводороды имеют большое значение для современных отраслей промышленности, техники, повседневной жизни людей. Эти вещества, как в индивидуальном состоянии, так и в виде природных смесей (газ, нефть, уголь), служат сырьем для производства десятка тысяч более сложных органических соединений, несут в наши дома тепло и свет.
Мультимедиа-презентация
В нашей жизни органические вещества занимают очень большое место. На сегодняшний день их насчитывается более 20 миллионов. Без них из обихода исчезли бы многие привычные вещи: изделия из пластмасс и резины, средства бытовой химии, косметика. Каждый день синтезируются все новые и новые вещества. Знать все обо всем невозможно. Но можно понять основные закономерности, которые применяются в превращении органических веществ.
Большое значение имеют разработки наших русских ученых – Н.Д.Зелинского, В.В.Марковникова, Б.А.Казанского, М.Г.Кучерова.
Учитель: Какие классы углеводородов вы знаете, называйте сразу с общей формулой.
Таблица «Классификация веществ»
Ответить на вопросы:
Учитель: Чем отличаются по
составу углеводороды разных типов?
Учащиеся: Числом атомов водорода.
Учитель: Какие реакции следует
провести, чтобы из одного типа углеводородов
получить другой?
Учащиеся: Реакции гидрирования
или дегидрирования. Так можно осуществить
большинство переходов, однако, этот способ
получения углеводородов не является
универсальным. Стрелками в схеме указаны
углеводороды, которые непосредственно можно
превратить друг в друга одной реакцией.
Учитель: Схематически это выглядит
так:
Задание: для закрепления изученного материала осуществите несколько цепочек превращения. Определите тип каждой реакции:
Для иллюстрации сказанного предлагается осуществить несколько схем превращений (Приложение 2)
Проверку делаем на интерактивной доске.
Учитель: А теперь давайте поработаем во Flash – программе: http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0abbb096-4185-11db-b0de-0800200c9a66/view/
Учитель: Вы знаете, что генетическая взаимосвязь существует не только между углеводородами, но и между их производными – кислородосодержащими органическими веществами, которые в промышленных масштабах получают из продуктов переработки нефти, газа и угля. Давайте выявим эту взаимосвязь на примере цепочек превращения:
Далее учащиеся выполняют это превращение по алгоритму в рабочих тетрадях, на обычной доске или на интерактивной доске в «режиме белой доски».
Работа учащегося на интерактивной доске. Это позволяет осуществить целенаправленный синтез заданных соединений, используя ряд необходимых химических реакций (цепь превращений)
Учитель: http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0abbb097-4185-11db-b0de-0800200c9a66/view/
1) Сначала просматриваем весь фрагмент.
2) Потом учитель останавливает кадр на
определенном моменте, а учащиеся составляют
превращение блоками – самостоятельно на доске.
3) Когда превращение составлено, осуществляем его
с помощью записи уравнений реакций по алгоритму
действий.
Фрагмент видео-сюжета:
Задание: составить уравнения реакций, указать условия протекания и тип реакций.
Работа учащихся на интерактивной доске.
Вывод: Сегодня на уроке – на примере генетической связи органических веществ разных гомологических рядов мы увидели и доказали с помощью превращений – единство материального единства мира.
Домашнее задание:
1. Решить задачу: дано 2 моля этилового спирта. Сколько образуется
- 1 ряд – грамм дибромэтана?
- 2 ряд – литров углекислого газа?
- 3 ряд – грамм этиленгликоля?
2. Повторить темы по гомологии и изомерии: составить формулы одного и двух изомеров состава С4Н8О2.