Генетическая связь между классами органических веществ

Разделы: Химия


Цели:

  • рассмотреть генетическую связь между типами углеводородов и классами органических соединений;
  • обобщить и систематизировать знания учащихся об углеводородах и их производных на основе сравнительной характеристики их свойств;
  • развивать логическое мышление, опираясь на химию  углеводородов и их производных;
  • формировать навык самообразования учащихся.

Задачи:

  • развивать у учащихся способность к целеполаганию, планированию своей деятельности на уроке;
  • развивать у учащихся логическое мышление (посредством установления генетической связи между разными классами углеводородов, выдвижения гипотез о химических свойствах незнакомых органических веществ);
  • развивать у учащихся способность к сравнению (на примере сравнения  химических свойств углеводородов);
  • развивать информационно-познавательную компетентность учащихся;
  • развивать у учащихся химическую речь, способность аргументированно отвечать на вопросы,
  • развивать коммуникативные способности учащихся, воспитывать умение выслушивать ответы одноклассников.

Тип урока:

  • по дидактической цели – совершенствование знаний,
  • по способу организации – обобщающий.

Методы:

  • словесные (беседа);
  • практические – составление схем превращений и их выполнение;
  • выполнение самостоятельной работы.

Оборудование:

  • компьютер,
  • мультимедийный проектор,
  • интерактивная доска.

Учебно-методический комплект:

  • рабочие тетради для учащихся,
  • мини-справочники по органической химии  (Автор: Н.Е. Дерябина)
  • Power Point – презентация, <Приложение 1>
  • Flash – мультимедиа.
  • видеофрагменты,
  • образовательный интернет-ресурс: http://school-collection.edu.ru/collection/

Список литературы:

  1. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя химии 10 класс: учебное пособие для учителей и студентов старших курсов педагогических вузов. – М.: Блик и К0, 2001.
  2. Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., Пономарев С.Ю., Теренин В.И. Химия 10 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2005.
  3. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Органическая химия. 11 класс. Базовый уровень: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово» – РС», 2007.

ХОД УРОКА

Учитель: Органическая химия – наука о жизненно-важных веществах. Углеводороды имеют большое значение для современных отраслей промышленности, техники, повседневной жизни людей. Эти вещества, как в индивидуальном состоянии, так и в виде природных смесей (газ, нефть, уголь), служат сырьем для производства десятка тысяч более сложных органических соединений, несут в наши дома тепло и свет.

Мультимедиа-презентация

В нашей жизни органические вещества занимают очень большое место. На сегодняшний день их насчитывается более 20 миллионов. Без них из обихода исчезли бы многие привычные вещи: изделия из пластмасс и резины, средства бытовой химии, косметика. Каждый день синтезируются все новые и новые вещества.  Знать все обо всем невозможно. Но можно понять основные закономерности, которые применяются в превращении органических веществ.

Большое значение имеют разработки наших русских ученых – Н.Д.Зелинского, В.В.Марковникова, Б.А.Казанского, М.Г.Кучерова.

Учитель: Какие классы углеводородов вы знаете, называйте сразу с общей формулой.

Таблица «Классификация веществ»

Ответить на вопросы:

Учитель: Чем отличаются по составу углеводороды разных типов?
Учащиеся:  Числом атомов водорода.
Учитель: Какие реакции следует провести, чтобы из одного типа углеводородов получить   другой?
Учащиеся: Реакции  гидрирования  или  дегидрирования.  Так можно осуществить большинство переходов, однако, этот способ получения углеводородов не является  универсальным. Стрелками в схеме указаны углеводороды, которые непосредственно можно превратить друг в друга одной реакцией.
Учитель: Схематически это выглядит так:

Задание:  для закрепления изученного материала осуществите несколько цепочек превращения. Определите тип каждой реакции:

Для иллюстрации сказанного предлагается осуществить несколько схем  превращений (Приложение 2)

Проверку делаем на интерактивной доске.

Учитель:   А теперь давайте поработаем во Flash – программе: http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0abbb096-4185-11db-b0de-0800200c9a66/view/

Учитель: Вы знаете, что генетическая взаимосвязь существует не только между углеводородами, но и между их производными – кислородосодержащими органическими веществами, которые в промышленных масштабах получают из  продуктов переработки нефти, газа и угля. Давайте выявим эту взаимосвязь на примере цепочек превращения:

Далее учащиеся выполняют это превращение по алгоритму в рабочих тетрадях, на обычной доске или на интерактивной доске в «режиме белой доски».

Работа учащегося на интерактивной доске. Это позволяет осуществить целенаправленный синтез заданных соединений, используя ряд необходимых химических реакций (цепь превращений)

Учитель: http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0abbb097-4185-11db-b0de-0800200c9a66/view/

1) Сначала просматриваем весь фрагмент.
2) Потом учитель останавливает кадр на определенном моменте, а  учащиеся составляют превращение блоками – самостоятельно на доске.
3) Когда превращение составлено, осуществляем его с помощью записи уравнений реакций по алгоритму действий.

Фрагмент видео-сюжета:

Задание: составить уравнения реакций, указать условия протекания и тип реакций.

Работа учащихся на интерактивной доске.

Вывод: Сегодня на уроке  – на примере генетической связи органических веществ разных гомологических рядов мы увидели и доказали с помощью превращений – единство материального единства мира.

Домашнее задание:

1. Решить задачу: дано 2 моля этилового спирта. Сколько образуется

  • 1 ряд – грамм дибромэтана?
  • 2 ряд – литров углекислого газа?
  • 3 ряд – грамм этиленгликоля?

2. Повторить темы по гомологии и изомерии: составить формулы одного  и двух изомеров состава С4Н8О2.