Работая по технологии развития критического мышления в течение ряда лет, мы неоднократно слышали от своих коллег мнение о том, что данная технология более подходит для работы в старших классах, со старшими подростками. Однако когда вопрос о внедрении методов и приемов КМ в учебную практику 10-11 классов обсуждался на семинарах или при встречах, многие учителя отмечали низкий уровень готовности детей воспринимать культуру творческого и критического мышления. Какой же возрастной период наиболее приемлем?
Каждый педагог согласится, как нам кажется, с тем, что именно в младшем подростковом возрасте начинает проявляться критическое отношение к одежде, голосу, привычкам, походке и т.п. своих собственных и окружающих. Такое поведение часто относят к особенностям начала периода переходного возраста. Мы наблюдаем, находим объяснение поступкам и высказываниям детей, однако не задумываемся, что это и есть свидетельство определенной готовности к развитию критического и творческого мышления.
Этот возрастной период связан с усложнением форм и содержания учебной деятельности, увеличением количества предметов и темпа уроков, с появлением новых познавательных интересов. Подросток по-новому воспринимает окружающую его действительность и себя самого. Характерными чертами данного возраста является изменение внутреннего мироощущения подростка. В это время появляется желание и необходимость самореализации, самопознания, стремление иметь и высказывать свою точку зрения, отстаивать свои позиции, свою идеологию. Младшие подростки имеют свои собственные взгляды на некоторые значимые для них проблемы, отстаивают свою точку зрения в спорах со сверстниками и со взрослыми, стремятся рассуждать как взрослые.
На данном этапе педагогическая задача состоит в том, чтобы включить школьника в решение проблемных познавательных задач, помочь ему реализовать свои претензии на взрослость в школьной жизни, в обучении. Поиск путей решения определённой проблемы даёт возможность подростку выдвигать, обсуждать и отстаивать в споре свои взгляды, идеи, предположения. Одним из ключевых моментов в организации уроков по КМ является возможность показать важность и значимость мнения каждого ребёнка. Поэтому технология обучения, учитывающая внутренние личностные потребности школьника, не только отвечает стремлению младшего подростка почувствовать себя взрослым, но и способствует качественным изменениям речемыслительной деятельности: наряду с репродуктивным видом мышления развивается критическое.
Надо отметить, что учение по-прежнему остается основным видом деятельности в 5-7 классах (по объему затраченного времени, по социально-значимой функции в социуме), но учебные задания становятся для них чем-то будничным, рутинным, с одной стороны, а с другой – учебная деятельность не является единственным ведущим типом деятельности для младших подростков.
Если учебную деятельность на данном возрастном этапе выстраивать в соответствии с возрастными запросами учащихся, то проблема формального отношения к учению будет, по-видимому, стоять не столь остро. При правильно организованном обучении мы отмечаем не только умственное развитие ребенка, но и активизацию его творческого начала. Включая в учебный процесс технологию КМ, мы наблюдаем за отношением учащихся к используемым стратегиям и методикам, повышением внутренней и внешней учебной мотивации, активизацией познавательного интереса и потребности.
Содержание и организация учебного материала в современных УМК по английскому языку позволяет учителю использовать технологию КМ на разных этапах изучения определённой темы. В качестве иллюстрации возможности применения отдельных средств и приёмов технологии КМ мы предлагаем вашему вниманию информационную и технологическую карты урока английского языка в 7 классе по УМК К.Кауфман, М.Кауфман «Happy English.ru» по теме «We are going camping» (unit 2, lesson 1).
Для достижения оптимальных результатов образовательного процесса целесообразно сочетать использование различных современных технологий и средств обучения. Каким бы интересным не был текст в учебнике, у большинства детей он не вызывает внутреннего желания познакомиться с его содержанием. Учебные материалы на бумажных носителях являются привычными, а, следовательно, не вызывающими особого интереса. Презентация, сопровождающая урок, делает его более живым, красочным и одновременно информационным. Учебный материал, представленный на слайдах, активизирует интерес к изучаемому материалу, желание принять участие в обсуждении.
Иностранный язык является надпредметной учебной дисциплиной, поэтому мы имеем возможность осуществлять межпредметные связи. На данном уроке мы сочли необходимым обратить внимание детей на маршрут туристического похода и напомнить, что исток великой русской реки находится недалеко от их родного города, таким образом реализовать на данном уроке региональный компонент образования.
Информационная карта урока – Приложение 1, Технологическая карта урока – Приложение 2, презентация We are going camping – Приложение 3.
Литература:
- Божович Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка. – М.: Знание, 1979.
- Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков./ Под ред. Эльконина Д.Б. и Драгуновой Т.В. – М.: «Просвещение», 1979.
- Генике Е.А., Трифонова Е.А. Развитие критического мышления. – М.: Изд-во «Бонфи», 2002.