Цели:
- через театрально-кукольную постановку проверить наличие навыков дорожной безопасности и степень усвоения теоретического и практического материала по правилам дорожного движения;
- прививать убеждение в необходимости следовать поведенческим нормам и качествам: дисциплинированности, внимательности, выдержанности, организованности;
- пробуждать и развивать уважительное отношение к пешеходам и пассажирам;
- воспитывать чувство взаимовыручки, товарищества.
Участники: куловоды-учащиеся 8-го класса: Дементьева Екатерина, Захарова Виктория, Швецова Алина; ведущий - классный руководитель; зрители - ученики 1-го и 2-го класса.
Оформление, оборудование, инвентарь: наглядные пособия: плакаты с ситуативными задачами по безопасности движения, изображение дорожных знаков, картинки с рекламой безопасности, выставка детских рисунков «Дорожная грамота-это наука быть живым», сцена-ширма.
Подготовительная работа:
- Учащиеся 2-го класса составляли и рисовали пригласительные билеты на кукольный спектакль.
- Учащиеся 1-го класса участвовали в конкурсе рисунков «Дорожная грамота-это наука быть живым».
- Изготовление костюмов для кукол.
- Репетиция участников кружка « Играем в кукольный театр».
- Оформление заставки сцены к спектаклю.
ХОД СПЕКТАКЛЯ:
ВЕДУЩИЙ: - Жил-был на столе у Петрушки его любимый Карандаш. Однажды, когда Петрушка спал, на стол забрался Мышонок. Увидев Карандаш, схватил и потащил к себе в норку.
КАРАНДАШ: - Отпусти меня, пожалуйста! Ну зачем я тебе нужен? Я деревянный, и меня нельзя есть.
МЫШЕНОК: - Я тебя буду грызть. У меня чешутся зубы, и я всё время должен что-нибудь грызть. Вот так!
ВЕДУЩИЙ: - И Мышонок больно укусил Карандаш. Карандаш громко вскрикнул и сказал:
КАРАНДАШ: - Тогда дай мне в последний раз что-нибудь нарисовать, а потом делай со мной что хочешь.
МЫШЕНОК: - Ну так и быть, рисуй! Но потом я тебя всё равно разгрызу на мелкие кусочки.
ВЕДУЩИЙ: - Тяжело вздохнув, Карандаш принялся за работу. Он долго рисовал какие-то непонятные Мышонку знаки: круги, полоски, треугольники, лесенки, стрелочки.
В это время проснулся Петрушка. Не увидев своего друга на столе, он прислушался. Из-под пола еле слышно доносился скрип Карандаша. Петрушка догадался, что это проделки Мышонка. Он не раздумывая, бросился спасать друга.
ПЕТРУШКА: - Верни немедленно Карандаш!
МЫШЕНОК: - Отдам, если расскажешь, что это за странный рисунок?
ВЕДУЩИЙ: - и Мышонок указал на художества Карандаша.
ПЕТРУШКА: - Это Дорожная Азбука. И тебе, Мышонок, самое время знать ее, ведь тебе скоро в школу.
ВЕДУЩИЙ: - Петрушка вынул из кармана цветные карандаши. Карандаш и его помощники быстро забегали по рисункам, напевая при этом песенку:
Город, в котором с тобою живём,
Можно по праву сравнить с букварём,
Вот она, Азбука, перед тобой,
Знаки развешаны вдоль мостовой.
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда.
ПЕТРУШКА:
Все эти рисунки – предостережение.
Выучи Мышонок правила движения.
Чтоб не волновались каждый день родители,
Чтоб спокойно мчались улицей водители.
КАРАНДАШ:
На самом перекрёстке
Висит колдун трёхглазый,
Но никогда не смотрит
Тремя глазами сразу.
Откроет красный глаз:
« Ни с места! Съем сейчас!»
Откроет жёлтый глаз:
« Предупреждаю вас!»
Мигнёт зелёным глазом –
И всех пропустит разом!
ПЕТРУШКА :
Мышонок! Это – светофор!
И вовсе он не страшный.
Он создан, чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный.
( появляются три куклы с воздушными шарами: красным, жёлтым, зелёным – три сигнала светофора)
КУКЛА С КРАСНЫМ ШАРИКОМ:
Никому прохода нет,
Если вспыхнул этот свет!
КУКЛА С ЖЁЛТЫМ ШАРИКОМ:
Осторожность не мешает,
Этот знак предупреждает!
КУКЛА С ЗЕЛЁНЫМ ШАРИКОМ:
Каждый должен знать ответ,
На зелёный идти свет!
ПЕТРУШКА: Хорошо знакомые сигналы светофора приглашают Мышонка и всех зрителей потанцевать, а мы с Карандашом посмотрим, какие вы внимательные. Если впереди кукла в зелёном наряде – танцуем весело, активно, если в жёлтом – танцуем на месте, а если в красном – погрозим друг другу пальцем: Нельзя идти вперёд! Стой! Путь опасен!
МЫШОНОК:
Посмотрите! Посмотрите!
Кто же этот человечек?
По полоскам он идёт
И не замедляет ход!
КАРАНДАШ:
Человечек – пешеход!
Помнит он про переход!
Подземный, наземный,
Похожий на зебру.
Знает он, что переход
От машин его спасёт.
ПЕТРУШКА:
А теперь я всех проверю
И игру для вас затею.
ИГРА со зрителями « ПЕШЕХОД».
Играют 5-6 детей. Каждому ребёнку в руки даётся 8-10 полосок. Напротив каждого игрока ставится дорожный информационно-указательный знак « Пешеходный переход». Дети идут к знаку, выкладывая по одной полоске на полу, при этом наступая на каждую, продвигаются к знаку. Кто быстрее и аккуратнее выложит пешеходный переход, тот побеждает.
МЫШОНОК: Теперь я понял, что это за полоски на рисунке у Карандаша. Это ЗЕБРА –ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД. Но мне непонятны другие рисунки. И что делает здесь кубик-рубик?
(появляется кукла в костюме «Кубик-рубик». На кубике нарисованы знаки дорожного движения.)
КУБИК – РУБИК:
Кубик будет очень рад,
Если ты узнаешь знак!
ПЕТРУШКА: Ребята, давайте назовём знаки по всем сторонам кубика и объясним Мышонку к какой группе тот или иной знак относится. А помощники Карандаша – цветные карандаши помогут нам в этом. Ведь знаки должны иметь соответствующую окраску по принадлежности к той или иной группе: запрещающие – красную, предупреждающие – голубую.
ГОЛУБОЙ КАРАНДАШ:
Этот знак такого рода:
Он на страже пешехода.
Переходим с куклой вместе
Мы дорогу в этом месте!
КРАСНЫЙ КАРАНДАШ:
Там, где транспорту дорога,
Знать порядок все должны.
На проезжей части строго
Игры все запрещены.
ГОЛУБОЙ КАРАНДАШ:
Можно ехать мне и Феде
Тут лишь на велосипеде…
Хорошо, что не купили
Мамы нам автомобили!
КРАСНЫЙ КАРАНДАШ:
Не шумите, музыканты,
Даже если вы таланты:
Тут сигналить не годится-
Рядом школа и больница.
ПЕТРУШКА:
Мышата, ребята: Тани и Пети,
Твёрдо запомните правила эти.
Ясно, чтобы быть здоровым,
Чтобы быть к труду готовым…
Дорожную Азбуку, друзья,
Нужно знать от А до Я.
МЫШОНОК:
На улицах буду внимателен, дети,
Твёрдо запомнил я правила эти.
О безопасности помню всегда,
Чтоб не случилась со мною беда!
ПЕТРУШКА:
Вам задам сейчас вопросы-
Отвечать на них не просто.
Мне позвольте для проверки
Вам загадки загадать.
Вы должны, ребята, прочно
Правила движенья знать,
Дружно все мне отвечать
Или, затаясь, молчать.
ИГРА ДЛЯ ЗРИТЕЛЕЙ И КУКОЛ «ЭТО Я, ЭТО Я, ЭТО ВСЕ МОИ ДРУЗЬЯ».
ПЕТРУШКА: Ребята, если вы поступите согласно правилам дорожного движения, то дружно отвечайте: « Это я, это я, это все мои друзья!», а если какое-либо из правил не соответствует норме, тогда молчите, значит, оно попало к нам в игру ошибочно, случайно.
ПЕТРУШКА:
Кто из вас идёт вперёд
Только там, где переход?
КУКЛЫ И ЗРИТЕЛИ:
Это я, это я, это все мои друзья!
ПЕТРУШКА:
Кто бежит вперёд так скоро,
Что не видит светофора?
КУКЛЫ И ЗРИТЕЛИ: (молчат)
ПЕТРУШКА:
Знает кто, что свет зелёный
Означает: путь открыт?
КУКЛЫ И ЗРИТЕЛИ:
Это я, это я, это все мои друзья!
ПЕТРУШКА:
А что жёлтый свет всегда нам
О вниманье говорит?
КУКЛЫ И ЗРИТЕЛИ:
Это я, это я, это все мои друзья!
ПЕТРУШКА:
Знает кто, что красный свет-
Это значит: хода нет?
КУКЛЫ И ЗРИТЕЛИ:
Это я, это я, это все мои друзья!
ПЕТРУШКА:
Кто в свои 12 лет
Сел на велосипед
И помчался с ходу
Прямо на дорогу?
КУКЛЫ И ЗРИТЕЛИ: ( молчат)
ПЕТРУШКА:
Кто торопится, бежит
Перед знаком – путь закрыт?
КУКЛЫ И ЗРИТЕЛИ: (молчат)
ПЕТРУШКА: Я уверен, что все вы на дороге такие же внимательные, как на нашем кукольном представлении. А ты, мышонок, подружись с карандашом, ведь благодаря ему так много интересного и полезного ты сегодня узнал.
ВЕДУЩИЙ: теперь, Мышонок, ты смело и вполне самостоятельно можешь шагать по городу, распевая такую песенку.
(Все учащиеся исполняют песню «Запрещается-разрешается»)
ЗАПРЕЩАЕТСЯ – РАЗРЕШАЕТСЯ.
муз. М. Парцхаладзе, сл. В. Семернина.
И проспекты, и бульвары – всюду улицы шумны,
Проходи по тротуару только с правой стороны.
Здесь шалить, мешать народу за-пре-ща-ет-ся!
Быть примерным пешеходом раз-ре-ша-ет-сяЕсли едешь ты в автобусе и вокруг тебя народ,
Не толкаясь, не зевая, проходи, дружок, вперёд.
Без билета, как известно, за-пре-ща-ет-ся!
Уступить старушке место раз-ре-ша-ет-ся!Если ты гуляешь просто, всё равно вперёд гляди,
Через шумный перекрёсток осторожно проходи.
Переход при красном свете за-пре-ща-ет-ся!
При зелёном даже детям раз-ре-ша-ет-ся!
ВЕДУЩИЙ: с той поры Мышонок с помощью Карандаша стал « Знатоком безопасного движения» и каждое утро желает всем безопасного пути на улице.
МЫШОНОК:
Знать правила движения –
Большое достижение!
Буду правила движения
Выполнять без возражения.
ВЕДУЩИЙ: А Карандаш до сих пор живёт у Петрушки, только он стал вот такой маленький.