Учебно-воспитательные задачи:
- формирование самостоятельной деятельности учащихся при оценке природно-ресурсного потенциала и причин высокого уровня экономического развития ЮАР;
- формирование умений анализировать картографические и статистические материалы, развитие аналитического мышления, давать краткую характеристику отраслям. Формировать умения конструировать и решать проблемные задачи, делать выводы.
- Вести работу над формированием общеучебных умений: сравнивать и обобщать, слушать, рецензировать, составлять аннотации.
- Совершенствовать коммуникативные умения в ходе групповой работы.
Форма работы: групповая.
Оборудование: настенная физическая карта Африки, политическая карта Африки, карты народов мира, плотности населения мира, атласы 10 класса стр.37-38, раздаточный материал: журналы «GEO», В.В.Максаковский «Географическая картина мира», т.2, стр.320-334, атлас-справочник «Всё о странах мира», стр.234.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент:
– Добрый день, ребята, я надеюсь, что сегодня на уроке вы будете так же активны, как всегда.
II. Стадия ВЫЗОВА
– Для начала мне хотелось бы узнать, сколько в вашей копилке слов на «й» (буква на доске) (йод, йога, йена). А если эта буква будет выглядеть вот так… «Й» – Что изменилось? (с прописной «Й» начинаются имена собственные, попробуйте назвать известные вам (Йемен, Йошкар-Ола, Нью–Йорк…). Предложу вам ещё одно слово «Йоханнесбург» (вывешиваю надпись)
? Какие ассоциации возникают у вас в связи с этим названием? –
(записываю на доске) Йоханнесбург – Петербург – Екатеринбург…
? Какая часть слова вызвала у вас ассоциацию?
Ответ: корень «бург».
? Вспомним, что он означает?
Ответ: по-немецки – это «крепость, город».
– Обратимся к тем словам, которые вы назвали. Как они образованы?
Ответ: город Петра, город Екатерины – это сложные слова, в которых корень «бург»! Сочетается с именем человека, в честь которого он назван. Следовательно, мы можем предположить, что, город Йоханнесбург назван в честь кого? – В честь Йоханна.
– Уточню, что человека, удостоенного чести назвать город звали Йоханом, а частица «es» указывает на множественное число, а это значит, что Йоханов было сколько?... нет их было двое. Ребята, мой интерес к этому городу не случаен, потому что это одно из ключевых слов в нашей сегодняшней теме. Определите тему сегодняшнего урока, прочитав информацию о двух Йоханах, которая находится у вас на столах, пока что в запечатанных конвертах, после чего мы определимся с темой нашего урока. Итак, работаем с информацией, вычленяем главное. Ваше задание вы видите на слайде.
НА СЛАЙДЕ
- Рассказать о двух Йоханнах.
- Определить местоположение города Йоханнесбурга.
- Сформулировать тему урока, исходя из составленного на предыдущем уроке кластера.
(схема на слайде)
– Выполняя третье задание, обратите внимание на наименьшую единицу кластера. Это?
Ответ: Африканские государства.
Выступление группы.
- Йоханны.
- Показывают на карте Йоханнесбург.
- ЮАР.
– Итак, записываем в тетради тему урока «ЮАР». (записываю на доске)
III. Стадия ОСМЫСЛЕНИЯ
Целеполагание.
– С какой целью будет проходить изучение данной темы? Не забудьте, в рамках экономической географии.
Ответ:
- узнать побольше о стране;
- познакомиться с ЮАР;
- её природно-ресурсным потенциалом;
- место, занимаемое на политической карте мира.
– Напоминаю, что этот город я не случайно назвала одним из ключевых слов нашего урока, поскольку он носит гордый титул «золотые ворота ЮАР» и даже всей Южной Африки. И для нас он стал воротами, помогающими войти в тему (слайд). При этом он вовсе не является столицей ЮАР.
– Но вернёмся к целям нашего урока. Предлагаю определить задания для работы в группах. Как сегменты (пазлы) целой картины, которая должна у нас сложиться по ЮАР
- Исторические предпосылки
- Природно-ресурсный потенциал
- Развитие промышленности и сельского хозяйства
(выплывает рисунок-слайд)
Группы выбирают задание.
– Вспомним в чьей роли вам придётся выступить, чтобы справиться с этим заданием.
1 группа – называют (географы, геологи, картографы)
2 группа – называют (историки, этнографы)
3 группа – называют (эксперты в области промышленности и сельского хозяйства)
– А всем вместе нам предстоит ответить на вопрос – загадку (слайд): Почему ЮАР самая развитая страна Африки?
–Нужную информацию вы можете найти в справочной литературе, на карте атласов, в учебнике. Не забудьте определить, кто будет выступать от имени группы. Ответ можете оформить для кластера (контур ЮАР делится на 3 части и затем выкладывается пазл;). Контур ЮАР – это целое, а ваши наработки – это части (части озаглавлены, в них вписываются ключевые слова; один рассказывает, другой прикрепляет пазл к доске; в целом складывается картина)
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ГРУППАХ
– Итак, подытожим и вернёмся к ключевому вопросу: Почему ЮАР самая развитая страна Африки?
Ответ учащегося развёрнутый монологический:
ЮАР – страна с двойной экономикой. Среди стран Африки, расположенных южнее Сахары, особое место занимает ЮАР. Во-первых, по своему положению она уже не относится к Тропической Африке. Во-вторых, она не относится к развивающимся странам. Это единствен-ная на континенте экономически развитая страна. По всем показателям экономического развития ей принадлежит в Африке первое место.
В международном географическом разделении труда лицо ЮАР определяет тяжелая промышленность, прежде всего горнодобывающая: добыча золота, платины, алмазов, урана, железной, хромовой, марганцевой руды, угля. Обрабатывающая промышленность представлена черной металлургией, машиностроением, химическими производствами. В ЮАР сформировался самый крупный в Африке промышленный район Витватерсранда с центром в городе Йоханнесбурге, который играет роль "экономической столицы" страны. Довольно высокого уровня достигло и сельское хозяйство (зерновые, субтропические культуры, тонкорунное овцеводство, крупный рогатый скот). ЮАР располагает самой густой на континенте транспортной сетью, крупными морскими портами, в том числе специализированными (Ричардс-Бей - на вывозе каменного угля).
На все стороны жизни современной ЮАР очень большой отпечаток наложила политическая и социально-экономическая история этой страны… Например, в сельском хозяйстве в европейском секторе преобладают крупные высокодоходные фермы, в африканском - отсталое мотыжное земледелие. Вот почему ЮАР часто называют страной с двойной экономикой. Ей присущи черты и экономически развитых и развивающихся стран. У ЮАР огромный природный и людской потенциал, именно поэтому она занимает особое место среди государств Африки.
IV. РЕФЛЕКСИЯ
– Составьте синквейн. Напомните правила составления…
Отвечают учащиеся класса:
- В первой строчке тема называется одним словом (существительным).
- Вторая строчка – это описание темы в двух словах (два прилагательных)
- Третья строка – описание действия в рамках темы тремя глаголами.
- Четвёртая – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.
- Синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Юг
Далёкий, богатый
Манил, открывал, добывал
Ждал своего часа развития.
Африка.
ВЫВОД:
– Мы с вами открыли и изучили ещё одну страницу Африки, которая станет последней. На следующем уроке мы будем говорить о совсем других регионах, странах мира. А с этим экзотическим, удивительным континентом мы прощаемся. Но всякий кто посещает дальние страны, может поделиться своими впечатлениями, мыслями о совершённом пути. Итак, наши мысли, чувства, вызванные сегодняшним уроком?
V. ОТМЕТКИ.
Выставляют себе отметку за урок.
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Составить презентацию – впечатление о ЮАР, подготовиться к защите.
Презентация – Приложение 1, текст для чтения и задания – Приложение 2, листы самоценки – Приложение 3.