Введение.
Актуальность данного проекта обусловлена рядом причин:
- Кризис ценностных систем в современном обществе, размывание норм морали, забота о материальном благополучии, затруднение процесса социализации ребёнка и его личностного самоопределения;
- Перед школой стоит проблема не только "наукоучения", но и развития духовной, эмоциональной сфер жизни ребёнка, оказание ему помощи в определении границ добра и зла, созидания и разрушения. Начало освоение этого пути лежит в младшем школьном возрасте через осмысления категорий: любовь, материнство, отцовство, дружба, сострадание.
- Ребёнку важно брать из семьи положительные образцы для подражания, опыт построения доверительных, глубоких взаимоотношений с людьми. Зачастую дети, нуждающиеся в любви родных, безусловном принятии близкими, оказываются одинокими в семье. Отсутствие у ребёнка позитивной самооценки, самоуважения, проявляющиеся порой в асоциальных формах поведения, как правило, связаны с внутрисемейными проблемами. Детям важно осознать значимость в их жизни родителей, близких, оценить с благодарностью заботу о себе.
- Необходимо развивать в ребёнке не только способности мечтать о гармоничных взаимоотношениях с людьми, но и осознания, прощения своих и чужих недостатков в реальности. Следует помочь детям осмыслить противоречивость, неоднозначность бытия, по достоинству оценить далёкий от совершенства мир действительности на фоне созданной мечты.
- Значительную роль в жизни сейчас играет культ потребления, материального благополучия. В противовес этому нужно поддерживать в ребёнке стремление отдавать себя в общении с окружающими, умение анализировать не только своё эмоциональное состояние, но и желания тех, кто рядом. Именно в период обучения в начальной школе у ребёнка формируется способность любить, отдавать, получать удовольствие от заботы о ближних. Огромную возможность для этого является организация досуга школьника в каникулярное время.
- Роль учителя начальных классов приобретает в данном контексте особое значение. В период обучения в начальной школе ребёнок наиболее открыт восприятию, эмоциональному переживанию духовных ценностей. Педагог, заинтересованный в гармоничном развитии ученика, нуждается в поддержке родителей, которые являются его единомышленниками.
Цель проекта.
Русская национальная культура – созидающая и объединяющая сила. Поэтому мы решили положить в основу нравственного воспитания школьников – русские традиции основных семейных праздников. Заинтересовать, познакомить, приобщить ребенка к исторически слоившимся обычаям, направить на оздоровление, очищение души и тела, воспитать хороший вкус, манеры, уверенность, духовно обогатить, защитить от негативного воздействия подрастающее поколение. Плодотворность данной работы во много раз умножиться через общение ребенка с семьей, классным коллективом, учителем. Особенно ценно, что этот проект работает и в каникулярное время, когда ребенок наиболее открыт для общения, игры. Он очень ждёт это время и с удовольствием участвует во всех организационных мероприятиях
В семейном клубе освоение русской национальной культуры происходит через календарные обряды. Этот сказочный мир интересен детям. Освоение детьми обширного образовательного пространства происходит через игру, художественно-творческую деятельность, музыку, спорт, художественно-эстетическое впечатление и живое общение с окружающим миром.
Задачи проекта.
Изучить совместно с детьми историю основных русских семейных праздников.
- Создать копилку сценариев проведения семейных клубов «Русская традиция».
- Организовать творческую группу по подготовке к праздникам. Создать условия для эстетического восприятия красоты народного праздника.
- Обозначить основные традиции и законы семейного клуба. Показать ценность семьи, роль ребенка и родителей в семье. Организующая, направляющая роль учителя и школы в семейном воспитании и становлении личности.
- Расширить данный проект в масштабах начальной школы гимназии.
- Вести наблюдение за развитием, успешностью детей, настроением, работоспособностью, здоровьем.
Ресурсное обеспечение.
Ответственные лица | Деятельность, полномочия | Итоги работы |
1. Учителя начальных классов | Авторы идея и проекта. Идейные организаторы. | Организация работы по разработке сценариев, поисковой и исследовательской деятельности информационная поддержка. |
2. Родительский коллектив | Идейные организаторы. Подготовительная работа к праздникам; информационная поддержка текущей работы; материальная поддержка по организации мероприятий, классного стенда. | Выбор творческой группы по организации мероприятий; выбор группы родителей по материальному обеспечению праздников;видео и фото съёмка мероприятий; активное участие во всех мероприятиях, положительные эмоции в общении с детьми; обеспечение родительского внимания детям во время школьных каникул. |
3. Библиотекарь, руководитель школьного этнографического музея. | Информационная поддержка по организации народных праздников, материалов к стенду. | Расширение профессионального общения в сфере интеллектуального развития детей; создание банка необходимой литературы, наглядности. |
4. Организатор спортивно-массовой работы | Методическая поддержка по организации и проведению праздников. | Разучивание различных игр, спортивных состязания |
5. Учителя-предметники по ИЗО и музыке. | Методическая поддержка по организации и проведению праздников.Создание музыкальной копилки. | Разучивание русских народных песен, хороводов, элементы русских народных танцев; формирование навыка создания костюмов для проведения различных мероприятий. |
Ожидаемые результаты.
- Этот проект помогает сохранить, развить эмоциональную жизнь, вызвать богатый спектр ассоциация, творческих способностей младшего школьника. Нам стоит прислушаться к мнению ученых, которые считают, что в произведениях народного творчества заключена биоэнергетическая информация, способная разблокировать генную память и на этой основе восстановить механизмы самооздоровления организма. Проблема насыщения российского информационно-образовательного пространства образами, символами русского народного и классического искусства очень актуальна в современном образовании.
- Сплочение коллектива детей; развитие и саморазвитие личности на основе познавательной и практической деятельности. Интересное и полезное общение в каникулярное время.
- Сплоченность коллектива семьи, где каждый сможет проявить себя в новой роли, почувствует ценность и радость от совместно проведенного времени в обстановке праздника, совместного торжества.
- Улучшится настроение, работоспособность, здоровье.
- Появиться новые друзья-единомышленники.
- Знакомство с новыми интересными людьми, которые подарят приятное общение, запас знаний, окажут положительное влияние на дальнейший жизненный путь.
- Наши дети не будут злыми, грубыми, угрюмыми, невеселыми, потому что семейный клуб – дарит добрые чувства, любовь, новые знания, хорошее настроение, воспитание. Рядом с ребенком самые дорогие люди – мама, папа, учитель и одноклассники.
Участники проекта:
- ученики 2-х классов;
- родительский актив (творческая группа);
- классные руководители 2-х классов.
Механизм реализации:
План реализации | Пути решения | Результаты |
1. Подготовительный этап. | ||
1.Информационное собеседование классного руководителя с детьми и родителями о идее, целях и задачах создания семейного клуба. | Проведение тематического классного часа «История традиций на Руси» и родительского собрания. | Классный коллектив станет местом общения детей и родителей, направленного на создание общего дела. |
2. Сбор информации об основных семейных праздниках на Руси. | – Посещение библиотеки школы и города. – Общение с представителями старшего поколения семей – бабушками, дедушками. – Собеседование с руководителем школьного этнографического музея, экскурсия. |
Расширение круга общения детей. Повышение их социального статуса в глазах родственников, учителей средней школы. |
3. Выбор творческой инициативной группы | Опрос участников проекта по интересам, возможностям. | Определение групп, которые отвечают за: – разработку сценария; – художественное оформление; – музыкальное сопровождение; – театральную постановку; – фото и видео съемка. |
2. Практический этап. (февраль – январь) | ||
1. Праздники: 1. «Посиделки на Кузьму-Демьяна», («Народные традиции на семейной кухне») 2. «Рождественская Ёлка. Святки» 3. «Широкая Масленица» 4. «Светлое Воскресение» 5. «Зеленые Святки» |
На классном часе и родительском собрании участники клуба советуются по организации и проведении праздников, посвященных праздничным календарным датам – 1 раз в четверть: 1. – в осенние каникулы, 2. – в зимние каникулы, 3, 4. – 3 четверть; 5. – летние каникулы. |
Создание плана тематики семейного клуба «Русская традиция». |
2. Создание стенда в классной комнате «Народный календарь», который отражает приметы текущего времени, народные повседневные праздники, их историю; подготовку к предстоящему большому празднику. | В течение остального времени проводятся «Минутки русской души» на классных часах и уроках литературного чтения, музыки, ИЗО. | Зарождение законов, традиций клуба. |
3. Открытии и проведение праздника в семейном клубе «Русская традиция». | Первое праздничное собрание клуба (каникулы после первой четверти в осеннем лесу.). | Накопление опыта. Наблюдение за развитием, проявлением личностного роста и способностей детей, развитие отношений с родителями и одноклассниками. |
3. Промежуточное подведение итогов. (май) | ||
Классный коллектив единомышленников – клуб «Русская традиция» принимают решение о дальнейшей работе. | Участники проекта обсуждают итоги, высказывают свои пожелания, замечания, анализируют работу. | Оценка деятельности. |
Значение проекта.
Мы считаем, что организация клубов родителей в начальной школе – благодатное дело. Оно сплачивает родителей, позволяет развивать собственную наблюдательность в воспитании детей, формировать родительскую адекватность самооценки, критичность во взглядах на собственное воспитание, помогает избежать в будущем проблем подросткового возраста.
В нашем клубе ребята и их родители объединены общим увлечением, которое не только сплачивает взрослых и детей, но и формирует совершенно иной мир взаимоотношений детей и взрослых. Позволяет проводить эти встречи в нетрадиционной форме, на природе.
«Русская традиция» – это не просто встреча увлеченных людей; это традиции и обычаи совместного общения, это влияние на будущие поступки человека, формирование его культуры, характера. Дети привыкают к тому, что свободное от работы, занятий время лучше всего проводить с семьёй!
Мы планируем, что по итогам первого года работы этого проекта, будет создан маленький видеофильм. Он будет радовать маленьких школьников в будущем, сохранит неповторимые моменты теплого школьного общения.