Цели:
- Образовательная – обеспечить усвоение действий с десятичными дробями; продолжать вырабатывать вычислительные навыки;
- Развивающая – содействовать в ходе урока развитию визуального мышления, познавательного интереса, устной и письменной речи, развитию памяти;
- Воспитательная – воспитывать умение и потребность учиться, любознательность.
Оборудование:
- Графопроектор;
- Магнитофон;
- Таблица;
- Сигнальные карточки.
Ход урока:
Ребята, чем мы сегодня будем заниматься на уроке, вы узнаете, прочитав ребусы (на обороте таблички с ребусом написано слово, указывающее, что учащиеся будут делать на уроке):
ЛИ 100 К | считать |
3 ТОН | смекать |
КОС . | решать |
Итак, считать, смекать, решать, все эти «операции» мы будем выполнять с десятичными дробями. Таким образом, цель нашего урока повторить все изученные действия с десятичными дробями.
Чтобы хорошо работать на уроке, нужно быть внимательным, поэтому я предлагаю вам задачу на внимание. Сосчитайте, сколько в задаче перечислено разных предметов, сделанных людьми?
Стул, на котором ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснешь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож,
И этот гвоздь, и этот дом,
И этот ломтик хлеба –
Все это сделано трудом,
А не свалилось с неба!
За все, что сделано для нас,
Мы благодарны людям,
Придет пора, настанет час –
И мы трудиться будем!
Какие числа вы использовали при счете? /натуральные числа/
А с какими числами мы можем работать? /Мы можем работать с обыкновенными и десятичными дробями/. Вспомним правила сложения, вычитания, умножения, десятичных дробей и деление десятичной дроби на натуральное число.
Итак, мы должны повторить все эти действия, а поможет нам в этом сказочный герой.
Был он долго неизвестным,
Но по сказке интересной
Стал он каждому знаком.
Он веселый, добрый, смелый
Он отважный и умелый.
В царстве овощей живет.
Вы примеры все решите.
Как зовут его скажите?
1. | 2,5 – 0,8 | 1,7 | Ч |
2. | 11,7 + 3 | 14,7 | И |
3. | 4,82 – 0,8 | 4,02 | П |
4. | 1,2 : 3 | 0,4 | О |
5. | 0,64 : 8 | 0,08 | Л |
6. | 3,4 : 0,2 | 17 | Л |
7. | 21,5 х 0,1 | 2,15 | И |
8. | 18,3 х 100 | 1830 | Н |
9. | 13,4 : 10 | 1,34 | О |
Подводится итог
Учащиеся открывают тетради, записывают число, тему урока.
Итак, у нас в гостях сказочный герой Чиполлино. Он знает, что вы любознательны, поэтому приготовил для вас немного необычное задание.
Задача: На земном шаре обитают птицы – безошибочные составители прогноза погоды на лето. Название этих птиц зашифровано. Если верно вы решите уравнения, то узнаете название птиц-метеорологов.
- 1,6х + 2,4х – 31,8 = 68,2
- 18,5х – 10,5х = 2
- 2,9 + х = 4,4
- у + 6,2 = 5,2
- х :25 = 5,6
- р - 17,6 = 6,4
- 4,15 – к = 2,45
- 13 * х = 45,5
Уравнения 1-2 решаются у доски учениками. Остальные уравнения решаются самостоятельно на местах и с обратной стороны доски для осуществления проверки. Корни уравнений вписываются в пустые квадраты таблицы. Затем заменим корень уравнения - соответствующей буквой. А теперь прочитаем зашифрованное слово.
Фламинго строят гнезда из песка. Высота гнезда зависит от того, каким будет лето: сухим, или дождливым. Если лето ожидается дождливым, то гнезда строятся высокими, чтобы их не могла затопить вода. Если засушливым – то более низкими.
Использование на уроке математики нематематической информации направлено на воспитание у учащихся любознательности, стремление узнавать новое, расширение кругозора.
Подводится итог. С помощью сигнальных карточек еще раз повторяем нахождение неизвестных компонентов уравнений.
А теперь Чипполлино приготовил для вас задачу.
Задача:
И вот фруктовый магазин, здесь припасли для нас
«антоновку», и апельсин, и абрикос.
Какие вкусные слова и все на букву «А».
Сколько же центнеров фруктов было в магазине, если
Антоновки было завезено 23,5ц, апельсинов в 2,2
раза больше, чем антоновки, абрикосов на 28,9ц
меньше, чем апельсинов.
Проводится анализ задачи, ее решения.
Учителем проводится обобщение изученного, и уровень усвоения материала проверяется с помощью математического диктанта. Диктант записан на магнитофон. 1-й вариант читает мужской голос, а 2-й – женский.
Математический диктант по теме: Действия с десятичными дробями.
/в скобках указано задание 2-го варианта/
1. Найдите сумму чисел
5,3 и 1,07 /2,4 и 3,06/
2. Выполнить вычитание
1,45 и 0,3 /1,78 и 0,5/
3. Верно ли, что при делении десятичной дроби на 100 запятая в этой дроби переносится влево на 2 знака?
/Верно ли, что при делении десятичной дроби на 10 запятая в этой дроби переносится вправо на один знак?/
4. Вычислить
1,8 : 9 /1,2 : 6/
5. Найдите произведение
1,7 и 3 /1,8 и 2/
Когда диктант написан, листочки сдаются. Второй экземпляр остается у учеников. Ответы проецируются на экран, ученики проверяют свои записи, исправляют неверные решения. Ставят себе прогнозируемую оценку.
Учитель подводит итог урока, ставит оценки, благодарит учащихся за работу. Задается домашнее задание.