Цели:
- В занимательной форме проверить умение учащихся анализировать профессии;
- Развивать речь учащихся, мышление, интерес к профессиям, умение анализировать и сопоставлять;
- Воспитывать уважительное отношение к профессиям, потребность в труде.
Оборудование:
Карточки с названиями профессий, картинки с профессиями, волчок, опросник МОПС, карточки с классификацией профессий по предмету труда, видеопрофессиограмма, профессиограммы.
Предварительная работа.
Учащиеся знакомятся со схемой анализа профессии (приложение1), проводится опрос среди учащихся, какую профессию они предпочтут после окончания школы (приложение 2).На дом даётся задание попытаться проанализировать профессии родителей.
Литература:
- Материалы Лотошинского Центра Занятости населения (видеопрофессиограммы, профессиограммы, карточки с классификацией профессий по предмету труда)
- Пряжников Н.С. «Игровые профориентационные упражнения» (Академия педагогических и социальных наук Московский психолого-социальный институт, Москва – Воронеж 1997)
- Кульневич С.В., Лакоценина «Совсем необычный урок»
Ход занятия
1. Орг.момент
Работа с эпиграфом:
- «Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» Сенека
- «Начиная своё поприще, не теряй, о юноша, драгоценного времени». Козьма Прутков
- «Никогда не рано спросить себя: делом я занимаюсь или пустяками?» Антон Чехов
- Как понимаете смысл данных высказываний?
- В нашей жизни не так много ситуаций, когда приходится совершать глобальный выбор, влияющий на всю дальнейшую судьбу. По большому счёту их всего две:
- Выбор любимого человека, с которым предстоит жить;
- Выбор будущего дела, благодаря которому можно зарабатывать деньги на достойное существование, - профессию.
- С первым можно повременить, а вот со вторым придётся столкнуться сразу после школы и вы должны постараться не ошибиться.
-Сегодня на занятии мы продолжим разговор о профессиях. Занятие будет проходить в виде аукциона.
- На аукционе будут продаваться профессии. Какие? Вы определите с помощью волчка.
- Я буду продавцом, а вы – покупателями. Покупатели пожелавшие приобрести профессию, должны дать ей полную характеристику.
2. Основная часть
«Торги» ( на торги выставляются профессии, выбранные ребятами при индивидуальном опросе)
- Итак, начинаем торги.
Первый лот ………
Какие качества личности нужны для этой профессии?
Второй лот……………….
Как вы думаете, каким учебным предметам нужно уделить больше внимания?
Третий лот…………..
Показ видеопрофессиограммы
(Профессия «Менеджер» беседа по увиденному) (приложение 3)
Специальный лот – сюрприз:
- Что это за профессия?
- Я кратко расскажу о трудовом дне человека этой профессии.
(Звонок – завтрак-звонок-урок-двоечники-вопрос-ответ-тройка-учительская-директор-скандал-урок-отличники-звонок-дом-постель)
Опросник МОПС(приложение 4)
- У каждого на столе лежат: анкета и бланк ответов. Отвечая на вопросы анкеты, вы ставите «+» - да или «-« - нет в каждом квадратике бланка.
- Этим вы убедитесь действительно ли Ваши интересы совпадают с выбранной профессией.
- Теперь посчитаем в каждом столбце «+». Где их больше, тому типу профессий Вы отдаёте предпочтение (1-й столбец – Ч-Т, 2-й – Ч-Ч, 3-й – Ч-П, 4-й – Ч-З, 5-й – Ч-Х.о)
- У кого совпали интересы и выборы? У кого не совпали?
Работа с карточкам с классификацией профессий по предмету труда.
- Посмотрите, какие профессии Вы ещё можете приобрести по данному типу.
3. Заключительная часть.
Вывод: Не всегда интересы совпадают с выбором. Поэтому нужно работать над собой и стремиться, чтобы будущая профессия приносила только удовлетворение. (Психолог раздаёт профессиограммы).(приложение)