Цели: воспитание сознательной любви к Родине, уважения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершенных в годы Великой Отечественной войны. (Приложение)
Ход классного часа
Ученик читает стихотворение о войне “22 июня 1941 года”.
Учитель. Ребята, а когда началась 2-я Мировая война? (В 1939 г. виновниками были руководители фашистской Германии, которые мечтали о мировом господстве.)
– На рассвете около 4 часов утра 22 июня 1941 года без объявления войны Германия напала на Советский Союз. Так началась Великая Отечественная Война. Известие о вероломном нападении всколыхнуло всю страну. Почему художник, написавший такой призыв, изобразил женщину за спиной с оружием? – Уже в первые дни войны сотни тысяч граждан СССР – люди разных национальностей вступили в действующую армию.
Нашей стране пришлось воевать с сильным и жестоким противником. Тяжело было всем: и воинам на фронте, и тем, кто сражался с врагом на захваченной территории – партизанам и подпольщикам, и тем кто трудился в тылу, снабжая фронт всем необходимым. Как вы понимаете слово – "подвиг"?
Подвиг – это когда в великом бескорыстном порыве души человек отдает себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной жизнью.
Мы знаем, что у каждой войны есть свои герои. В истории Великой Отечественной войны остались имена тысяч героев, многие из которых не пожалели своих жизней ради нашего Отечества.
Ребята, каких героев Великой Отечественной войны вы знаете?
Героев было очень много, но мы остановимся на нескольких: это
Мересьев Алексей Петрович
Весной в 1942 года в воздушном бою самолет лейтенанта Алексея Мересьева был подбит и упал в лес в тылу врага. 18 суток ползком пробирался летчик к линии фронта. После ампутации голеней обеих ног в 1943 году вернулся в строй. Во время боя на Курской дуге сбил 3 самолета противника. 24.08.43 присвоено звание Герой Советского Союза. На его счету 11 воздушных побед.
Каплунов Илья Макарович
Отражая танковую атаку противника, он из
противотанкового ружья и гранатами подбил 5
танком. Раненый, остался на поле боя и вывел из
строя еще 3 боевые машины. Истекая кровью, он
подбил еще один танк.26.10.43 присвоено звание Героя
Советского Союза.
Покрышкин Александр Иванович
Во время ВОВ участвовал в воздушных сражениях на Кубани, в битве за Днепр в небе Берлина. Создал всепобеждающую формулу: “Высота – скорость – маневр – огонь!”
Всего за годы войны совершил свыше 600 боевых вылетов, провел 156 воздушных боев, сбил 59 самолетов противника. 24.05.43, 24.08.43 и 19.08.44.
На равне со взрослыми защищали свою Родину и дети. Многие дети стали героями во время войны. Таких детей героев – Вов было много.
– Каких детей – героев Великой Отечественной войны вы знаете?
Наверно у каждого из нас участвовали в Вов наши деды и прадеды.
(Рассказывают учащиеся.)
Леня Голиков
В 1942 г подбил гранатой вражеский автомобиль, когда дым рассеялся, он увидел убегающего гитлеровского генерала. Он начал преследование и метким выстрелом сразил врага. В портфеле генерала были ценные документы.24.01.43 он погиб смертью храбрых. 02.04.44 присвоено звание ГЕРОЯ Советского Союза.
Зина Портнова
Зина Портнова участвовала в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизан вела разведку. В декабре 1943 года Зину выдал предатель. Ее пытали, но она не выдала своих товарищей. Во время одного из допросов, выбрав момент, она завладела оружием и застрелила фашиста. Но уйти от фашистов ей не удалось. Фашисты схватили Зину и зверски замучили. 1 июля 1958 года ее подвиг отмечен Золотой Звездой Героя Советского Союза.
Саша Бородулин
Зимой 1941 года отважный партизан Саша Бородулин был награжден орденом Красного Знамени. На его счету было несколько уничтоженных машин, мотоциклов, гитлеровских солдат. В одном из очередных заданий, партизанский отряд попал во вражеское кольцо. Было убито 4 его товарищей. Он остался один. Он вновь посылал из автомата очереди по врагу. Его окружили, и тогда он выхватил, гранату и взорвал себя вместе с гитлеровцами.
В чем заключается главная мысль этого плаката?
“Все для фронта! Все для победы!” – этот призыв звучал в те годы. Судьба страны решалась не только на полях сражений. Люди трудились без устали, чтобы фронт получил новейшее оружие: автоматы, самолеты, танки.
Героическая летопись Великой Отечественной войны
Много героических страниц вписано в летопись Великой Отечественной войны. Немцы нападая на СССР рассчитывали на легкую и быструю победу. Застигнутые врасплох, советские войска сначала терпели неудачи.
В сентябре фашисты окружили Ленинград. Началась блокада города, которая длилась 900 дней.
В Ленинграде за время блокады погибло 700 000 человек. Зимой 1941-1942 годов норма выдачи хлеба колебалась между 125 и 500 граммами в сутки, зимой 1942-1943 – между 300 и 500 граммами, а кроме хлеба не было уже ничего), существовали правила выживания: выжили те, кто помогал, из последних сил, заботился, обогревал, кормил близких, кто тратил драгоценные калории на физические усилия борьбы.
В конце октября враги подошли к Москве. Для защиты родной столицы прибыли воины с Урала, из Сибири, с Дальнего Востока.
Летом 1942 года начались ожесточенные бои за Сталинград. Вражеские самолеты непрерывно бомбили город. Вскоре он превратился в руины.
Летом 1943 разгорелось сражение под Курском. Советские войска разгромили врага и заставили его отступать.
А 1944 году территория СССР была полностью освобождена от захватчиков.
В апреле 1945 начался штурм Берлина – столицы Германии. Им руководил выдающийся полководец маршал Георгий Константинович Жуков. Через 2 недели Красное знамя развевалось над зданием парламента. Германия подписала документ, в котором признала свое поражение.
9 мая стал Днем Победы в войне с фашистской Германией.
С 1941 по 1945 гг. было очень много сражений, но самые значимые сражения это:
29 дней Брестская крепость
250 дней оборона Севастополя
900 дней блокада Ленинграда
103 дня битва под Москвой
201 день оборона Сталинграда
50 дней сражение на Курской дуге
Во время войны страна потеряла свыше 26 млн.человек.
Учитель читает стихотворение о Родине.
У каждого из нас есть своя Родина. Какая? У нас есть общая Родина – это наша страна. Ваша задача написать вот на этих листочках, что вы понимаете под словом Родина.
(Учитель раздает карточки на которых написано: Родина – это… ; Затем зачитывают свои определения.)