Урок информатики для 2-го класса по теме "Предметный мир. Координационная сетка"

Разделы: Информатика, Начальная школа


Цели урока:

  • формирование представления о координатной сетке;
  • развитие творческих и познавательных способностей учащихся;
  • умение работать в коллективе и самостоятельно;
  • развитие речи: пополнение словарного запаса; развитие умения давать развёрнутый ответ, усвоения новых знаний;
  • развитие мышления: научиться анализировать, выделять главное, обобщать и систематизировать;
  • подготовка к самостоятельной работе: повторить признаки предметов, повторить классификацию предметов по какому либо признаку, повторить симметрию;

Вид урока: образовательный, познавательный, творческий, интерактивный.

Предварительная подготовка:

Планирование урока опирается на методические рекомендации для учителя "Информатика в играх и задачах" (Образовательная система "Школа 2100"). Каждый ученик имеет рабочую тетрадь "Информатика в играх и задачах. 2 класс".

Основным рабочим объектом является интерактивная доска и рабочие тетради учеников.

Учитель заранее подготавливает задания (приложение 1), используя специальное программное обеспечение для приставки. Задания на доске должны совпадать с заданиями в тетрадях.

Ход урока

Игра "Угадай игрушку". (1 слайд)

Учитель предлагает рассмотреть слайд. Ученики определяют, что стоят 4 шкафа с 4 полками.

На этом этапе дети должны правильно пронумеровать шкафы (слева направо) и полки (снизу вверх).

Учитель загадывает одну игрушку, сообщая, что она находится в 4-м шкафу. Дети начинают отгадывать. Пусть это произойдет с 3 раза. Затем учитель загадывает игрушку в 3-м шкафу (дети угадывают ее со 2 раза). И лишь в 1-м шкафу дети угадывают игрушку сразу.

Вывод: Нельзя угадать игрушку, зная только номер шкафа. Нужно знать и номер полки.

Далее игра проводится с указание номера шкафа и полки. К доске последовательно приглашаются 2 ученика (по очереди), которые расставляют игрушки по заданию учителя. Остальные ребята выполняют это же задание в своей рабочей тетради.

Игра "Соседи". (2 и 3 слайды)

Учитель предлагает рассмотреть дом. Ученики самостоятельно нумеруют подъезды и этажи. В доме некоторые жители видны в окошках. Остальные жители вышли погулять. Задача учеников расселить жителей в дома. Работа строится так: учитель уточняет или адрес жителя, или адрес соседа жителя. Например: "Орел живет по адресу (2,5)" или "У жителя (5,3) сосед слева - дельфин. Где живет дельфин? Ответ: дельфин живет по адресу (4,3)" . На это задание можно пригласить 3-5 человек (по-очереди). Остальные выполняют это же задание в тетради.

После выполнения задания учитель просит привести примеры, в которых нужно найти место (предмет) с помощью двух цифр (сверху и сбоку).

Ответы: шашки, шахматы, место в кино, цирке и т.п.

Игры "Шашки" и "Шахматы" (слайды 4 и 5)

На этом этапе дети должны вспомнить правила игры в шашки и шахматы. Если они затрудняются с ответом, учитель помогает.

img5.jpg (11546 bytes)

img6.jpg (10648 bytes)

В игре "Шашки" белыми фишками нужно попасть в дамки.

В игре "Шахматы" белому королю нужно добраться до клетки "h8" самым коротким способом.

Ответы: Шашки с3 - а1. Шахматы: а1 - h8 (по диагонали).

К доске можно вызвать 2 учеников. Остальные аналогичное задание делают в тетради.

Небольшая физпауза. (задачи-шутки 5-7 мин.)

Люди этих профессий имеют дело с координатной сеткой:

  • Разносит письма и газеты (почтальон).
  • Стоит за прилавком в магазине (продавец).
  • Выдает книги в библиотеке (библиотекарь).
  • Работает на компьютере (программист).
  • Ищет полезные ископаемые (геолог).
  • Ведет войска в бой (командир).

Учитель стоит у доски. За какой партой ученик находится ближе к нему (3,2) или (2,3)? (ответ: за партой (3,2). Для подтверждения поднять с места соответствующих учеников и проверить (ряд, парта)).

Игра "Пословицы" (слайд 6)

На доске зашифрована пословица. (Труд человека кормит, а лень портит) Требуется ее отгадать. Кто первый отгадывает, тот идет к доске.

А какие еще пословицы зашифрованы?

Ответы: Терпенье и труд все перетрут. Лень до добра не доводит.

Подготовка к контрольной работе (слайды 7, 8 и 9).

img9.jpg (12062 bytes)

Ребятам последовательно предлагаются слайды на повторение пройденных тем: признаки предметов, классификация по признаку, закономерности, диктант по клеточкам, симметрия.

Ответ по 6-му слайду: После обсуждения всех предметов ученики должны прийти к выводу, что все предметы металлические. Во второй строке лишний медведь.

Ответ по 7-му слайду: фигуры чередуются по цвету и по форме, значит следующей фигурой будет синий прямоугольник.

8-й слайд: учитель диктует диктант по клеточкам (влево, вверх, вверх, влево, влево, вниз, вправо, вниз, влево, вниз). Один из учеников рисует и закрашивает фигуру. Приглашается следующий ученик, который рисует симметричную фигуру, относительно горизонтальной линии, и закрашивает эту фигуру. Третий ученик рисует симметричную фигуру относительно вертикальной линии и закрашивает ее.

Остальные ученики аналогичные задания делают в тетради.

Итог урока: Освоение новой темы "Координатная сетка", повторение ранее изученных тем и подготовка к контрольной работе.

Домашнее задание записано в тетради.

Литература:

  1. Горячев А.В., Волкова Т.О., Горина К.И. Информатика в играх и задачах.
  2. 2 класс: учебник в 2-х частях. - М.:Баласс, 2008г.