Цели урока:
Вид урока: образовательный, познавательный, творческий, интерактивный.
Предварительная подготовка:
Планирование урока опирается на методические рекомендации для учителя "Информатика в играх и задачах" (Образовательная система "Школа 2100"). Каждый ученик имеет рабочую тетрадь "Информатика в играх и задачах. 2 класс".
Основным рабочим объектом является интерактивная доска и рабочие тетради учеников.
Учитель заранее подготавливает задания (приложение 1), используя специальное программное обеспечение для приставки. Задания на доске должны совпадать с заданиями в тетрадях.
Ход урока
Игра "Угадай игрушку". (1 слайд)
Учитель предлагает рассмотреть слайд.
Ученики определяют, что стоят 4 шкафа с 4 полками.
На этом этапе дети должны правильно пронумеровать шкафы (слева направо) и полки (снизу вверх). Учитель загадывает одну игрушку, сообщая, что она находится в 4-м шкафу. Дети начинают отгадывать. Пусть это произойдет с 3 раза. Затем учитель загадывает игрушку в 3-м шкафу (дети угадывают ее со 2 раза). И лишь в 1-м шкафу дети угадывают игрушку сразу. Вывод: Нельзя угадать игрушку, зная только номер шкафа. Нужно знать и номер полки. Далее игра проводится с указание номера шкафа и полки. К доске последовательно приглашаются 2 ученика (по очереди), которые расставляют игрушки по заданию учителя. Остальные ребята выполняют это же задание в своей рабочей тетради. |
Игра "Соседи". (2 и 3 слайды)
Учитель предлагает рассмотреть дом.
Ученики самостоятельно нумеруют подъезды и
этажи. В доме некоторые жители видны в окошках.
Остальные жители вышли погулять. Задача учеников
расселить жителей в дома. Работа строится так:
учитель уточняет или адрес жителя, или адрес
соседа жителя. Например: "Орел живет по адресу
(2,5)" или "У жителя (5,3) сосед слева - дельфин. Где
живет дельфин? Ответ: дельфин живет по адресу
(4,3)" . На это задание можно пригласить 3-5 человек
(по-очереди). Остальные выполняют это же задание в
тетради.
После выполнения задания учитель просит привести примеры, в которых нужно найти место (предмет) с помощью двух цифр (сверху и сбоку). Ответы: шашки, шахматы, место в кино, цирке и т.п. |
Игры "Шашки" и "Шахматы" (слайды 4 и 5)
На этом этапе дети должны вспомнить правила игры в шашки и шахматы. Если они затрудняются с ответом, учитель помогает.
В игре "Шашки" белыми фишками нужно попасть в дамки.
В игре "Шахматы" белому королю нужно добраться до клетки "h8" самым коротким способом.
Ответы: Шашки с3 - а1. Шахматы: а1 - h8 (по диагонали).
К доске можно вызвать 2 учеников. Остальные аналогичное задание делают в тетради.
Небольшая физпауза. (задачи-шутки 5-7 мин.)
Люди этих профессий имеют дело с координатной сеткой:
- Разносит письма и газеты (почтальон).
- Стоит за прилавком в магазине (продавец).
- Выдает книги в библиотеке (библиотекарь).
- Работает на компьютере (программист).
- Ищет полезные ископаемые (геолог).
- Ведет войска в бой (командир).
Учитель стоит у доски. За какой партой ученик находится ближе к нему (3,2) или (2,3)? (ответ: за партой (3,2). Для подтверждения поднять с места соответствующих учеников и проверить (ряд, парта)).
Игра "Пословицы" (слайд 6)
На доске зашифрована пословица. (Труд человека кормит, а лень портит) Требуется ее отгадать. Кто первый отгадывает, тот идет к доске.
А какие еще пословицы зашифрованы?
Ответы: Терпенье и труд все перетрут. Лень до добра не доводит.
Подготовка к контрольной работе (слайды 7, 8 и 9).
Ребятам последовательно предлагаются слайды на повторение пройденных тем: признаки предметов, классификация по признаку, закономерности, диктант по клеточкам, симметрия. Ответ по 6-му слайду: После обсуждения всех предметов ученики должны прийти к выводу, что все предметы металлические. Во второй строке лишний медведь. Ответ по 7-му слайду: фигуры чередуются по цвету и по форме, значит следующей фигурой будет синий прямоугольник. 8-й слайд: учитель диктует диктант по клеточкам (влево, вверх, вверх, влево, влево, вниз, вправо, вниз, влево, вниз). Один из учеников рисует и закрашивает фигуру. Приглашается следующий ученик, который рисует симметричную фигуру, относительно горизонтальной линии, и закрашивает эту фигуру. Третий ученик рисует симметричную фигуру относительно вертикальной линии и закрашивает ее. Остальные ученики аналогичные задания делают в тетради. |
Итог урока: Освоение новой темы "Координатная сетка", повторение ранее изученных тем и подготовка к контрольной работе.
Домашнее задание записано в тетради.
Литература:
- Горячев А.В., Волкова Т.О., Горина К.И. Информатика в играх и задачах.
- 2 класс: учебник в 2-х частях. - М.:Баласс, 2008г.