Ход урока
I. Организационный момент.
1. Посадка детей.
2. На полях цветным карандашом нарисуйте кружок того цвета, которому соответствует ваше настроение.
3. Запись в тетради: “Восемнадцатое декабря. Классная работа.”
Ребята, на улице зима. Вы стали много болеть. Но есть один надежный способ, чтобы укрепить свое здоровье. Нужно есть больше витаминов. Вспомните вчерашний урок окружающего мира и скажите, где, обычно, содержится много витаминов? (в овощах, ягодах и фруктах) Сегодня наш урок нам помогут провести жители Фруктового сада. А как называют жителей этого сада? (фрукты и ягоды) Вот они все здесь, в корзинке. А так как у нас урок русского языка, то многие их них являются еще и словарными словами.
II. Чистописание.
1. Цель: потренировать руку, чтобы всю сегодняшнюю работу выполнить чисто и красиво.
2. ик чик ищ ник к ечк ек
3. Выпишите только слова, в которых встречаются данные буквосочетания:
абрикосик | лимончик | солнце | мандаринище | лопата | малинник | смородинка | сирень | черёмуха | семечко | горошек |
4. Проверка (1 ученик зачитывает по тетради).
III. Актуализация знаний, постановка цели урока.
1. Посмотрите внимательно на слова и скажите: какой частью слова являются данные буквосочетания? (это суффиксы)
2. Как вы думаете, о чём будем сегодня говорить на уроке? (о суффиксах )
IV.Физкультурная пауза.
- Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.
И ручками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.
И ножками потопаем, потопаем, потопаем.
И ручками похлопаем, похлопаем. - Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка, головой три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
V. Новый материал.
1. Повторение.
Кто помнит, что такое суффикс? (это часть слова, которая пишется после корня и служит для образования новых слов)
2. Работа с плакатиком “Суффикс”.
Рисунок 1
Посмотрите на плакатик и скажите, куда мы должны его прикрепить? (между корнем и окончанием) – 1 ученик прикрепляет
3. Давайте в записанных словах выделим суффикс (1 ученик у доски).
4. Задание с доски.
а) прочитайте слова:
Ягода
Ягодка
Ягодный
б) Что у них общего? (близки по смыслу, у них одинаковый корень, это однокоренные слова)
в) Чем отличаются эти слова? (разные суффиксы)
г) Спиши, найди и выдели в этих словах окончание и основу. (1 ученик у доски)
д) Выдели корень. Какую часть слова осталось обозначить? (суффикс)
д) Для чего он служит? (для образования новых слов)
ж) Если в однокоренных словах разные суффиксы, что изменилось? (значение слова)
5. Задание с доски – цель: будем учиться составлять новые слова при помощи суффиксов.
а) Образуйте новые слова при помощи суффикса, запишите их, суффикс выделите (работа учащихся с комментированием по цепочке)
б) Составьте с любым словом предложение.
(Например: Я пью ананасовый сок. Мальчик подавился арбузной косточкой. Гранаты растут на юге России. Фрукты созревают в летнее время года.)
Подчеркните грамматическую основу предложения. (1 ученик у доски)
VI. Физкультурная пауза.
- Игра “Повтори движение”.
- Считалочка.
VII. Закрепление изученного материала.
1. Работа с индивидуальными карточками.
Рисунок 2
“Обозначь суффиксы в словах” - цель: учимся “видеть” суффикс в слове и правильно его выделять.
а) самостоятельное выполнение детьми;
б) проверка под контролем учителя;
в) карточки сдать. (или вложить в тетради)
2. Игра “Волшебная яблоня”.
Рисунок 3
“Сорвите” суффикс с яблони, попробуйте составить новые однокоренные слова. Цель: определить, какое значение имеют суффиксы.
Будьте внимательны, потому что у вас будет аналогичное упражнение в домашней работе.
Витамин… (Суффикс -чик- имеет уменьшительно-ласкательное значение)
Витамин…ый (Суффикс -н- служит для образования новой часть речи - прилагательных)
Витамин…е (Суффикс -ищ- имеет увеличительное значение)
Витамин…а ( Суффикс -к-; имеет уменьшительно-ласкательное значение)
АВитамин… (Суффикс -оз-; используется в медицинской терминологии для названия болезней: остеохондроз, пародонтоз, лейкоз, психоз)
Дополнительный вопрос (на расширение кругозора, лексического запаса и развитие речи):
- Что такое авитаминоз? (болезнь, когда в организме не хватает витаминов)
- Подумайте, что надо сделать, чтобы избежать этого заболевания? (есть продукты, в которых содержится много витаминов – овощи, фрукты, ягоды)
А теперь, ребята, я хочу задать один проблемный вопрос: Какое значение имеет суффикс -чик-? (это уменьшительно-ласкательный суффикс) Подумайте, может ли этот суффикс иметь другое значение? (Да, для обозначения профессий или качеств людей. Например, грузчик, обидчик, лётчик, асфальтоукладчик, рассказчик).
VIII. Итог урока.
- Что узнали на уроке? (что есть такая часть слова – суффикс)
- Что такое суффикс? (это часть слова, которая пишется после корня и служит для образования новых слов)
- Что учились делать? (выделять суффикс в слове; образовывать слова при помощи суффиксов)
- Какое новое слово узнали? (авитаминоз) Что оно означает? (болезнь, когда в организме не хватает витаминов)
- Выставление отметок.
- Вам понравился урок? Нарисуйте на полях в конце классной работы цветной кружок вашего настроения.
IX. Домашнее задание.
Упражнение №196.
- Посмотрите на картинку и скажите, слова с каким корнем вы должны придумать? (кот)
- При помощи какой части слова вы будете образовывать новые слова? (при помощи суффиксов)