Цели:
Образовательно-развивающая - усвоение и выведение новых понятий Антарктика и Антарктида .Применение опорных понятий (материк, Южные материки, Арктика, рельеф, южная полярная область, северная полярная область) выявить особенности природы, установить взаимосвязь между компонентами природы. Овладение умением оперировать понятиями (операции с понятиями – определение, формулировка вопросов суждения, умозаключение, выявление и разрешение противоречий). Овладение специальными умениями: устанавливать связь между географическим расположением, природными условиями и уникальностью материка Антарктиды.
Воспитательная - формирование диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских категорий: «причина-следствие», «целое - часть», «общее – особенное - единичное».
Ход урока
Организационный момент
Заявка на оценку: 20-21 баллов «5», 15-19 баллов «4», > 10баллов «3».
Вопрос-понятия - 1 балл, за неверную версию - 1 балл.
Вопрос-суждения - 2 балла, за подведение понятий к диалектической категории - 2 балла.
Суждение - 2 балла.
Деятельность учителя | Время, баллы | Деятельность учащихся | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вывод темы Какая область Земли противоположна Арктике (северный полюс)? |
1 минута, 1 балл |
Антарктика (южный полюс) | |||||||||
Где расположен южный полюс? | В Антарктиде | ||||||||||
Тема нашего урока изучения материка Антарктида | |||||||||||
В форме умозаключений по аналогии доказать, что понятия Арктика и Антарктика являются противоположностями. | 3 минуты, 2-3 балла |
Если Арктика – северная полярная область, то Антарктика – южная полярная область. Если Антарктика – материк вместе с окружающими его южными районами океанов – Тихого, Атлантического, Индийского (иногда все эти части океанов называют Южным океаном), то Арктика – океан, окруженный сушей. |
|||||||||
Вследствие чего, художники изображают Антарктиду белыми и черными красками? | 1-2 балла | Так как вся Антарктида покрыта льдом белого цвета, а небольшие оттаивающие участки суши всегда или почти всегда черного цвета, поэтому материк изображают белым и черным цветом. | |||||||||
Задание | |||||||||||
1. Прочитать текст параграфа 36. 2. Раскрыть по содержанию понятия Антарктида и Антарктика. Указать родовые и видовые признаки. Сравнить содержание понятий. Подвести данные понятия под категории диалектики. (письменно, индивидуально) |
18 минут | Читают параграф. Раскрывают содержание понятий. Антарктида - материк, лежащий в центре Антарктики, пресекающийся южным полярным кругом. Антарктика - южная полярная область земного шара, включающая Антарктиду и прилегающие к ней участки Атлантического и Индийского океана. (часть-целое) Антарктида - род. материк; вид. В центре Антарктики, пересекающаяся южным полярным кругом. Антарктика - род. полярная область; включающая Антарктиду и прилегающие к ней океаны. |
|||||||||
3. Сформулировать 1-2 вопроса-суждения к разделам: географическое положение, рельеф, климат. (индивидуально) 4. Обсудить в группе свои вопросы, выбрать лучшие вопросы задать другим группам. |
1-2 балла | Составляют вопросы суждения. 1. Каким образом географическое положение материка Антарктиды влияет на природу материка? (Антарктида почти полностью расположена в пределах Южного полярной области, положение материка в районе полюса привело к образованию мощного ледяного покрова. За счет толщи льда Антарктида оказалась самым высоким материком Земли. Благодаря географическому положению, а также, что очень важно, ледяному панцирю в Антарктиде находится мировой полюс холода.) 2. Как доказать, что Антарктида относится к южным материкам? (Так как, Антарктида лежит южнее экватора и ее пересекает Южный полярный круг, а к южным материкам относятся все материки, лежащие южнее экватора. Значит Антарктида южный материк.) 3. Почему рельеф Антарктиды не играет существенной роли в формировании климата? (Так как рельеф Антарктиды покрыт льдом, то он не может влиять как фактор рельефообразования.) 4. Вследствие чего, рельеф материка остается неизменным в течение длительного времени? (В основании материка лежит платформа, следовательно, эндогенные процессы происходят очень редко, а экзогенные не могут влиять, т.к. рельеф покрыт льдом.) 5. Почему климат Антарктиды самый холодный на Земле? (Во-первых, географическое положение, материк покрыт льдом, а лед отражает 95% солнечной радиации, во-вторых, область высокого атмосферного давления с нисходящими токами воздуха, которые не образуют облаков.) 6. Вследствие чего, Антарктида считается сухим материком? (Материк находится в области высокого атмосферного давления с нисходящими токами воздуха, которые не образуют облаков. Поэтому в Антарктиде не выпадают осадки.) Обсуждают в группах, выбирают лучший вопрос. |
|||||||||
Проверка устно. | 1 балл за совпадение | ||||||||||
Сравнить вопросы суждения, которые на слайде: Почему климат Антарктиды самый холодный на Земле? Каким образом географическое положение Антарктиды влияет на природу материка? Почему рельеф Антарктиды не играет существенной роли в формировании климата? |
1-2 балла | Проверяют, ставят себе баллы. | |||||||||
Докажите истинность суждения: Антарктида самый холодный материк на Земле. (устно) | 2 балла | Низкие температуры: Июль -30, Январь -70. Зарегистрированная самая низкая температура на Земле -89,3. Материк покрыт льдом, который не тает круглый год. | |||||||||
Выявить противоречие между количеством поступающей солнечной радиации и температурой воздуха. | В летнее время Антарктида получает солнечного тепла больше, чем экваториальные области Земли, однако, температуры круглый год отрицательные, лето короткое и холодное. Потому что материк покрыт льдом. | ||||||||||
Задание: Установить соответствие между категориями философии «общее-особенное-единичное», понятиями «материк», «Южный материк», «Антарктида» и признаками:
|
10 минут, 6 баллов |
|
|||||||||
Подведение итогов | |||||||||||
Домашнее задание
|
1-2 минуты |
Литература
- В.Л. Зорина, В.С. Нургалеев «Оптимизация образовательного процесса в средней школе посредством Способа диалектического обучения» Красноярск, 2005.
- В.А. Коринская, И.В. Душина «География материков и океанов» 7 класс.
Приложение: презентация.