Цель: Учить любоваться растущими цветами, видеть и воспринимать их красоту , беречь прекрасные творения природы; стремиться вызвать благодарность природе за то . что она дарит нам чудные цветы; привить чуткое и бережное отношение к природе , познакомить детей с Красной книгой , с исчезающими растениями Краснодарского края ;расширить представления о лекарственных растениях.
Ход праздника
Сегодня мы наш праздник посвящаем цветам Кубани. (см. Приложение. Слайд 1)
Называется он: “ Цветы мне нежно улыбались”.
Звучит фонограмма песни “ Городские цветы”. (муз. М. Дунаевского , сл. Л.Дербенева.)
1 ученик:
Цветы мне нежно улыбались,
Деревья брали за плечо.
И все шептались, все шептались
Со мной… о чем они? О чем?
( Г. Кайтуков)
2 ученик:
Есть просто Храм,
Есть храм науки,
С лесами тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда.
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь!
Ведущий: Трудно представить себе жизнь без цветов. С весны и до поздней осени в лесах, на полях, в наших садах, в скверах цветут разнообразные растения. Их на земле десятки тысяч видов. Но у людей особое отношение к цветам. Ведь это они заставляют нас радоваться и грустить, переживать и волноваться, и они еще лечат нас. Каждый цветок волнует нас своею скромностью, красотой, восхищает чистотой и тонким ароматом.
1 ученик:
С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов
И они глядят на нас с тобою.
2 ученик:
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я: цветы как люди плачут
И росу роняют на песок.
( Р. Гамзатов).
Ведущий: Только растаял снег, а в лесу появились подснежники. Чуть позже появляются ландыши, ирисы, лесные лилии, пионы и другие цветы. Наступает лето, и на смену весенним цветам приходят летние: колокольчики, васильки, гвоздики, львиный зев и многие другие. А с конца лета и ранней осенью мы с вами любуемся гладиолусами, георгинами, астрами. Цветы украшают нашу жизнь. Вы хотите попасть в цветочный городок нашего края? Да.
Открываются шторы. Появляется цветочный городок. (см. Приложение. Слайд 2, 3)
1 ученик:
Мы из цветов составляем букеты,
Подбирая цветок за цветком.
И душистое свежее лето
Вместе с нами приходит в наш дом.
2 ученик:
Вы гордитесь красою наряда,
Светом солнечных дней залиты
Наши гости из школьного сада,
Наших парков и скверов цветы.
3 ученик:
В сентябре вас по улицам школы
Первоклассники чинно несут,
Ставят в вазы на стол новоселы,
Как подарок друзей берегут.
4 ученик:
Мы давно вас считаем друзьями,
Дети наших садов и полей.
Все:
Мы ухаживать будем за вами,
Чтоб на клумбах росли вы пышней.
Ведущий: Ну. Раз мы все считаем цветы своими друзьями, так давайте их попросим рассказать о себе.
Ромашки.
Знакомые с детства родные ромашки
Растут на лужайке у тихой реки.
Как белые звезды, средь розовой кашки
Они развернули свои лепестки.
Вся в белое наша поляна одета.
Качает цветы ветерок на бегу.
Ромашки! Ромашки! Я знойного лета
Без вас и представить себе не могу.
Исполняется песня “ Полевые цветы”
Ведущий: Народная молва утверждает, что ромашка похожа на удивительный глаз, который все видит.
Роза.
Вот так розочки цветы-
Просто чудо красоты!
Яркие, пахучие
Ай- ай – ай ! Колючие.
Я не трону розочку.
Пусть цветет она.
Буду любоваться я
Ею до утра.
Одуванчик.
Одуванчик золотой
Был красивый, молодой.
Не боялся никого
Даже ветра самого!
Одуванчик золотой
Постарел и стал седой.
А как только поседел,
Вместе с ветром улетел.
Лилия.
Темной ночью белых лилий
Сон неясный тих.
Ветерок ночной прохладой
Обвевает их.
Ночь их чашечки закрыла,
Ночь хранит цветы
В одеянии невинном
Чистой красоты…
( И.А.Бунин)
Василёк.
Колосится в поле рожь,
Там во ржи цветок найдешь.
Хоть не красный он, а синий,
Все ж на звёздочку похож.
Гвоздика.
Резвиться в поле тихом
Цветочный карнавал
Я- пестрая гвоздика
И к вам хочу на бал.
Танец (Ученики исполняют танец цветов.)
Исполнение песни о цветах. “Выглянуло солнышко”
Ведущий: Ребята, вы сейчас узнали многое о цветах, теперь постараемся отгадать загадки:
1) Как называется цветок, в котором женщина обнаружила Дюймовочку? ( Тюльпан)
2) Назовите художественные фильмы, в названии которых упоминается цветок. ( “Аленький цветочек,” “ Цветик – семицветик”)
3)
Подрастет- нарядится
В беленькое платьице.
Легкое, воздушное, ветерку послушное.
А пока стоит одетый
В желтый сарафанчик,
И зовут его ребята просто…(Одуванчик)
4)
На поляне у реки
Гордо держит стебельки.
Как фарфоровые чашки
Белоснежные…(Ромашки)
5)
Ветка грозди разодета
Фиолетового цвета.
Это в жаркий летний день
Расцвела в саду …(Сирень)
6)
Вот шершавый стебелек
В середине уголек.
Лепестки блестят как лак
Распустился красный …(Мак.)
Ребята, а кто из вас знает, какие из этих цветов не только украшают нашу жизнь, но приносят людям пользу ? ( ромашка )
А каким растением она является? ( лекарственным)
А какие еще лекарственные цветы вы знаете? Календула , лилия.
Сценка: ( Девочка ромашка сидит с букетом лекарственных трав.)
Много трав растет полезных
На земле страны родной,
Могут справиться с болезнью
Мята , пижма , зверобой.
Травянистая ведьма:
Я хочу тебе , дружок,
Дать в букет еще цветок.
( протягивает пучок дурмана)
Ромашка:
Разгадала твой обман !
Посмотрите вот дурман - ядовитая трава.
Разболится голова от подарка твоего ,
Забирай назад его!
( травяная ведьма убегает)
Ромашка: Ох уж эта травяная ведьма! Так и норовит сделать гадость! То корешок ядовитый подсунет, то траву несъедобную.
( крадучись, возвращается травяная ведьма)
Травяная ведьма:
Я одумалась, ребята
Лучше вместе в лес пойдем.
Соберем шалфей и мяту,
Нежных ландышей нарвем.
Ромашка:
Поняла я , братцы, сразу
Хитрый замысел ее.
( ведьма грозит ромашке кулаком и убегает.)
Ромашка:
Мы растения эти знаем, бережем и охраняем.
Мы их рвем не на потеху, отнесем мы их в аптеку,-
Из даров лесного царства
Люди делают лекарства.
Ведущий: Дорогие ребята! Весной и летом вы часто бываете в лесу, в поле, на лугу. Там растут красивые цветы , и вы собираете большие букеты ландышей, фиалок, колокольчиков.
А знаете ли вы, что многие из этих цветов все реже и реже встречаются в природе. Их надо беречь.
Ученица:
Не рви цветов, не надо!
Их нежный аромат
Наполнил воздух сада,
Они так красят сад!
Ведь у тебя малютка,
Есть много дома роз…
А здесь вот незабудка
Вот ландыш полный слез;
Левкой – такой душистый,
Горошек, резеда,
Ромашки серебристой
Пахучая гряда,
И с нивы занесенный
Прелестный василек,
И так кичливо сонный
И белый – белый дрок.
Не рви цветов, не надо!
Их нежный аромат
Наполнил воздух сада,
Они так красят сад.
Ученые создали специальную Красную книгу, куда занесли названия исчезающих растений. Вот эта книга. Эта книга не совсем обычная. Цвет переплета у этой книги красный.
Как вы думаете , что символизирует красный цвет ? ( сигнал тревоги, опасности, предупреждения)
Правильно. Он как красный сигнал светофора, предупреждает “Осторожно! Может случиться беда.” И если мы не защитим эти растения, они погибнут.
А теперь, давайте познакомимся с некоторыми из них. Перелистаем страницы этой книги. Кто узнал этот цветок? (подснежник)
Подснежник:
Нам каждому весенняя природа дорога,
Ручьями распускаются холодные снега.
От снега очищаются и хвоя, и валежник,
И первый появляется в проталине …(Подснежник)
А знаете ли вы, откуда появилось это название?
Древняя легенда гласит: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег, и Еве стало холодно. Тогда , пожалев ее , несколько снежинок превратились в цветы. Увидев это Ева повеселела, в ней ожила надежда .С тех пор подснежник стал вестником весны, приближения теплых дней. Его синие цветочки, словно звездочки, разбросаны по снегу. Первый, второй, а вот и целая семейка. Они нежные, душистые, первые разведчики весны. Самые первые, самые смелые. Кажется, что именно их, крохотных, не боящихся холода, пугается зима и постепенно уходит.
( Выступают дети в роли цветов).
Подснежник:
Вот подснежник на поляне
Я его нашел.
Отнесу подснежник маме,
Хоть и не расцвел.
И меня с цветком так нежно
Мама обняла.
Что раскрылся мой подснежник
От ее тепла.
Исполняется песня “ Подснежник” (сл. Н. Френкель муз. В. Герчик)
Я.цветочек маленький,
Вырос под сосною.
Голубым подснежникам
Хорошо весною!
Дом родной – проталинка,
Небо вместо крыши.
Ветер тихо, ласково
Стебельки колышет.
Давайте попробуем отгадать , с каким следующим цветком мы познакомимся?
Загадка: Беленькие горошки на зеленой ножке…(Ландыш)
Ландыш:
Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит;
Мне , кажется, его задень-
Он тихо зазвенит.
И этот звон услышит луг,
И птицы, и цветы…
Давай послушаем,
А вдруг
Услышим я и ты?
Исполняется песня “ Ландыш” (сл. Н. Френкель муз. М. Красева)
Мак:
Загадка: Голова на ножке , а в голове горошки. (Мак)
Четыре ярко- красных
Блестящих лепестка
И зернышки в коробочке
У этого цветка.
Исполняется песня “Мак”
Угадайте , о каком растении пойдет речь?
Эй , звоночки,
Синий цвет , -
С язычком ,
А звону нет…(Колокольчик)
Колокольчик:
На лугу со всех сторон
Легкий-легкий, тонкий, тонкий
Будто слышится мне звон.
Колокольчик! Колокольчик!
Неужели это ты?
Так звенишь и так трепещешь
Там где травы и цветы.
Посмотрите , ребята на следующую страницу Красной книги. А знаете ли вы эти цветы?
Дети называют.
А теперь соберем в корзину букет цветов. При этом вы должны помнить какие цветы нельзя рвать. Правильно собрали? (На доске рисунки с цветами: полевые, ядовитые, из Красной книги)
( см. Приложение. Слайд 4, 5, 6)
А сейчас попрошу всех цветов выйти на сцену.
Ведущая:
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Часто люди срывают первые цветы, не задумываясь о том, что они очень скоро погибнут.
Подснежник: Если я сорву цветок,
Ландыш: Если ты сорвешь цветок,
Мак: Если все : и я и ты ,
Колокольчик: Если мы сорвем цветы,
Все: Опустеют все поляны и не будет красоты!
В красной книге записано: “ Не истреби, не сорви, не затопчи”. Эти слова звучат , словно наказ людям: “ Сбереги, дай вырасти – и ты станешь богаче не только лесами, лугами, но и душой”.
Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Исполняется вальс.
Используемая литература:
- Красная книга Краснодарского края г. Краснодар. 2002г.
- Журнал : Воспитание школьников №6, 1998г.
- Журнал “ Растительный мир нашей Родины” М.Просвещение 1991г.
- Журнал” Воспитание школьников” № 1995г
- Классный час “ Играючи” В.А.Герасимова выпуск 2 . 2003г
- Праздник цветов – Л.М. Мельникова, А.А. Обухова.
- Пособие – 1000 загадок - изд. Г. Ярославль “ Академия развития” 1997г.
- Читаем, учимся, играем - 1999г.