Задачи:
- Обобщить и систематизировать знания учащихся о процессе исторического развития России в начале 18 века. О крупных военных событиях того периода.
- Закрепить установление причинно- следственных связей между событиями.
- Развивать аналитическую деятельность, и способность пользоваться историческими документами и выдержками из них
- Развивать умение обосновывать свое отношение к различным фактам и событиям, строить свои суждения
- Воспитывать патриотизм, уважение к нашим традициям.
Оборудование : различные виды карточек- заданий, выдержки из исторических документов.
Ход урока:
I. Организация классного коллектива: деление класса на группы – команды.
II. Подготовка к основной части урока:
I. Блиц-опрос на знание определений:
- Регулярная армия.
- Абсолютная монархия
- Синод
- Мануфактура
- Табель о рангах 1722г
III. Основная часть урока:
2. «Вставьте в текст пропущенные имена и даты»
- Учащимся раздаются карточки с заданием:
После смерти в 1682 году царя______________новыми правителями стали малолетние _________ и _________. Однако фактически власть оказалась в руках их сестры___________. В 1689 году царевна ______________ была свергнута. __________ скончался и единоличным правителем стал________. Первым самостоятельным деянием______________стал поход на Азов в ____________году. Который был ______________(удачным или нет) для _________.
- Выступление групп учащихся.
- Учащимся раздаются выдержки из исторических документов им нужно определить : откуда эти строки и кому они принадлежат? (каждой группе своя карточка)
1. « Известно ему, великому государю, не только что во многих европейских христианских странах, но и в народах славянских….согласно лета свои счисляют Рождества Христова восемь дней спустя, то есть генваря с первого числа, а не от создания мира…. И ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего генваря с перового числа настанет новый 1700 год…. И для того доброго и полезного дела указал великий государь впредь лета счислять… с нынешнего генваря первого числа от Рождества Христова 1700год»
Что это такое, и о чем здесь говорилось?
2. «В русские великого государя города воеводам и приказным людям, а в селах и деревнях заказным голова и все черни.
………… Нам дело до бояр и которые неправду делают. И вы, голытьба и вся чернь, идите изо всех городов конные и пешие, нагие и босые, идите не опасайтеся: будут вам кони и ружье и платье и денежное жалование.
……….А вы стольники и воеводы и всякие приказные люди не держите черни по дорогам не хватайте, пропускайте вы их к нам ……..А кто сие письмо станет в себе держать, или будет таить, или кто издерет, и тем будет смертная казнь, За сим писанием и челом бьем».
- Заслушивание ответов.
3. Карточки-задания , где необходимо исправить ошибки и обосновать свое исправление
- 1 группа
«1707 году на Днепре появился отряд подполковника князя Ю. Долгорукова, который занимался сыском и вызывали недовольство местного казачества. Во главе собравшихся против правительственного войска отрядов стал Кондратий Головин. В ночь на 9 октября восставшие решили идти на Черкасск. Действия восставших были четко продуманны и поэтому они одержали победу. И добились уменьшения срока сыска беглых крестьян.»
- 2 группа
«Северная война началась ,в 1701 году. Первое сражение для России было удачным. Благодаря первым успехам Петр 1 переоценил свои силы , и не предпринял ник каких, шагов касающихся улучшения армии. В период Северной Войны состоялись такие знаменитые сражения, как Полтавская битва в 1706г, Гангутское сражение в 1710г. Полтавскую битву русские выиграли, и это была великая победа, а Гангутский бой русские войска проиграли, так кА этот бой состоялся на море, а у русских был очень слабый флот, это и обозначило расстановку сил в Северной войне, которая закончилась в 1720 г., полным поражением русских.»
4. Шифрограмма, разгадайте ее, и вы прочтете слова сказанные Петром 1 после окончания Северной войны.
- Документ, по которому Прибалтика переходила под власть России
- Наименование Российского государства после окончания Северной Войны.
- Гребные суда.
5.Из приведенного списка составьте пары. Одно явление может быть в одном случае причиной, а в другом следствием.
Отсутствие флота, отставание России от передовых европейских стран, затрудненность торгового и культурного обмена между Россией и другими странами, отсутствие выхода к морю, слабое развитие промышленности.
Причина Следствие
Обоснование своего ответа каждой группой.
6.Знание крылатых выражений
Ответьте, кому принадлежат следующие слова , кем и когда они были сказаны:
« Вот и пришел тот час , который решит судьбу Отечества».
«Шведы, шведы!»
«Хорошо же ученики отблагодарили своих учителей».
IV. Подведение итогов, выставление оценок.