Взаимодействие семьи и школы в воспитательном процессе

Разделы: Начальная школа


В семейном кругу мы с вами растем,
Основа основ — родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты выходишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ — родительский дом.

Семья... Как греет душу это слово! Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца. В семье ты желанный ребенок. Здесь тебя нарекли святым именем.
А сколько в слове «семья» загадок и поучительных открытий! Слово «семья» можно разделить на два слова: «семь» и «я». Тогда оно как будто говорит нам: «Семья — это семеро таких же, как я». И правда — в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, голо­сом, взглядом, нравом и характе­ром, могут быть общими увлечения и занятия.
Взаимодействие личности, семьи, школы и общества становится сегодня глобальной, общемировой проблемой.
Это объясняется объективными процессами, хотя и трудно, но развивающимися в обществе, гуманизацией и демократизацией общественных отношений, ростом понимания того, что приоритет в воспитании детей принадлежит, прежде всего, семье.
Это объясняется рядом обстоятельств:

  • ухудшением демографической ситуации в стране;
  • усложнением воспитательных задач и ростом числа детей с отклоняющимся поведением;
  • усложнением психологического, эмоционального, духовного мира современного человека, ростом его потребностей, которые также формируются в семье.
  • меняется и сам объект воспитания - ребёнок.

Он становится всё более информированным и развитым, поэтому руководство его духовным и нравственным созреванием требует высокой культуры и педагогического мастерства взрослых.
Проблема взаимодействия школы и семьи всегда содержала много сложных аспектов. И у педагогов, и у родителей в нашем обществе были сформированы неправильные установки на сам процесс сотрудничества. По сложившимся традициям считалось, что учитель обязан руководить, управлять семейным воспитанием, предъявлять требования ученику и его родителям от имени общества. Сами же родители часто совершенно равнодушно относились к традиционной психолого–педагогической пропаганде и редко доверяли учителю свои проблемы, считая, что всё равно он вряд ли поймёт. Таким образом, формировалась позиция конфронтально: кто кому должен, кто кому обязан, кто прав, а кто виноват.
И на сегодняшний день не все семьи готовы взять на себя всю нагрузку по воспитанию детей школьного возраста. Материалы социологического опроса учителей по проблемам современного состояния школы показывают, что среди основных трудностей на первом месте стоит самоустранение семьи от воспитания детей. Родителям всё труднее справляться с воспитанием детей, и они всё больше надеются на воспитательную роль школы.
Сегодняшняя действительность ставит учителя перед необходимостью пересмотра привычных установок. Учителя и родители должны рассматриваться как партнёры в воспитании ребёнка, а это означает равенство сторон, взаимное уважение, доброжелательность и заинтересованность в успешном осуществлении сотрудничества.
На каких основах должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы иметь успех в воспитании? Я придерживаюсь мнения В.А. Сухомлинского: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой», для предупреждения об опасности «если дальше так будет продолжаться…» и как можно больше духовного общения с детьми и родителями». Именно оно приносит радость матерям и отцам. Всё, что у ребёнка в голове, в душе, в дневнике, в тетради – всё это мы рассматриваем с точки зрения взаимоотношения детей, матерей, отцов. Недопустимо, чтобы ребёнок приносил родителям одни огорчения - это уродливое воспитание. Считаю очень важным, чтобы именно в начальной школе не появились плохие дети, чтобы у матери не ожесточилось сердце, а у ребёнка не угасло желание быть хорошим. На мой взгляд, учителя ждёт успех и в воспитании, и в обучении тогда, когда дети знают, что учитель их любит, так как дети очень чётко реагируют на любовь и ласку, остро переживают их дефицит. Тогда и родители твёрдо уверены, что их ребёнок любим учителем, независимо от того, талантлив он или не очень, дисциплинирован или нет, словом любим такой, какой он есть. Сердечность, чуткость, отзывчивость – это моральный иммунитет против зла приобретается лишь тогда, когда человек в раннем возрасте прошёл школу доброты, школу подлинно человеческих отношений.
Любовь родителей и учителя к ребёнку должна быть основана на уважении его личности, знании интересов, стремлений, на умении вовремя оказать ему помощь, дать дружеский совет (вот она зона ближайшего развития). И высокая требовательность к детям должна сочетаться с любовью.
Поэтому, основа моей воспитательной работы союз учителя, родителей и ребёнка. Именно в начальной школе так важен контакт учителя и родителей. Ведь ребёнок - это не только объект, но и субъект воспитательного процесса.
Набирая ребят в 1 класс, я начинаю в первую очередь устанавливать связи с семьёй. Работу начинаю с детского сада. Вместе с воспитателем намечаем единые направления в воспитании ребёнка. Ученики класса берут шефство над средней группой. Мы приглашаем детсадовцев в школу, проводим совместные экскурсии, праздники. Делаем для малышей подарки, сувениры, счётный материал, ходим на праздники в детский сад. Подрастают дети, меняются формы работы, и уже четвероклассники и дошкольники подготовительной группы строят снежные горки и проводят соревнования, совместные занятия и просто прогулки. Весь этот период я беседую с воспитателями, родителями, прослеживаю путь развития ребёнка с 4-5 лет. За полгода до учёбы начинаю более углубленное изучение ребят. В мае собираю родителей для совместного разговора о подготовке ребёнка к школе. На собрании, проведённом в виде семинара – практикума знакомлю родителей с их важнейшей ролью не только в учебном процессе младших школьников, но и во внеклассной деятельности, отмечаю насколько необходимо и приятно детям их активное участие.
Предлагаю на выбор родителям следующие варианты непосредственного участия в мероприятиях и их подготовке:

  • оформителями - дизайнерами (разработка проектов по оформлению класса или другого места, где будет проводиться праздник, а также пригласительных билетов, программок, грамот, жетонов);
  • костюмерами (разработка проектов и помощь при изготовлении костюмов и разных атрибутов);
  • сценаристами (разработка программы, сценария праздника с учётом конкретных индивидуально-возрастных особенностей учеников класса, сочинение стихов, конкурсов, загадок, а также их подбор из различных публикаций);
  • актёрами, исполнителями отдельных номеров (как подготовленных заранее, так и импровизированных);
  • членами жюри (разработка системы судейства и её осуществление при помощи балловой оценки, присуждение мест, раздача жетонов и т. д.)
  • организаторами – координаторами.

 Для того чтобы речь ребёнка была яркой, образной, предлагаю родителям учить детей наблюдать окружающую их жизнь, природу. На этом же собрании рассматриваем важный вопрос - психологическая подготовка к школе, к работе в коллективе. В индивидуальных беседах с родителями обсуждаем, как целенаправленно вырабатывать у детей внимание, воспитывать умение общаться. Советую родителям, как в летнее время следует развивать у детей кисть руки: это и лепка из глины, и игры с мячом, и многие другие игровые упражнения. На первом собрании решались не только организационные вопросы, но было положено начало большого целенаправленного пути в область педагогической культуры родителей. Следующая встреча была 1 сентября, на празднике «Путешествие в страну знаний». Для того, чтобы дети с теплотой вспоминали своё первое знакомство со школой, мои выпускники и ребята 3 класса готовят для детей и родителей праздничный концерт, рассылают красочные приглашения, готовят сувениры. Программа праздника построена так, что гости тоже включаются в нашу игру, вместе поют и танцуют. Здесь семейный и школьный праздники сливаются воедино.
С возрастными особенностями детей, своим видением воспитания и образования знакомлю родителей на следующем собрании. Заводим «Тетрадь связи школы и семьи», заполняют анкеты «Социальный паспорт семьи», «Экспресс – портрет первоклассника», анкета для родителей первоклассника и т.д.
Следующим этапом работы является знакомство родителей с десятью «нельзя», которые я беру за основу нравственного воспитания, если родители их одобряют, они становятся нашими общими заповедями и соблюдение их становится делом чести и достоинства каждого.
В этих правилах заключается, на мой взгляд, уважение к человеческому достоинству. С ребятами же эти правила выводим «сами». Стараюсь постепенно подвести их к этим нравственным нормам, используя ситуации из жизни класса, из наблюдений окружающего мира, из прочитанных книг.
Вместе с родителями намечаем план совместных мероприятий на год и индивидуальные линии работы.
Родители отмечают, какую консультацию хотели бы получить, если имеются проблемы с воспитанием ребёнка. Если проблема общая, выносим её на собрание, если индивидуальная, то я подбираю литературу, организую встречу с психологом, даю свои советы, приглашаю родителей, у которых аналогичная ситуация уже разрешена.
Для себя я давно определила несколько требований, которые обязательно выдерживаю.
Конечно, родители не сразу становятся активными участниками внеклассной работы. Вначале требуется максимальное участие педагога, который выступает в роли организатора - координатора, обучает различным способам деятельности, привлекая учителей - предметников (по изобразительному искусству, физической культуре, музыке). Также следует отметить, что проявление родительской активности происходит индивидуально и к этому надо относиться корректно: кто – то включается сразу, кому – то необходимо значительно больше время, кто- то проявляет себя лишь к концу третьего года обучения. Тем не менее, как показал опыт, системность и регулярность такой работы никого из родителей не оставляет равнодушным.
На своих родительских собраниях я использую разные формы работы. Это и обмен мнениями, обучающий семинар, торжественные собрания, творческая лаборатория родителей, устный журнал, семинар- практикум, лекция, собрание – праздник, беседы, родительский педагогический тренинг, родительско–ученический капустник, дискуссионный клуб, интеллектуальный марафон, час сердечного общении, занятие в школе интеллектуального развития. Так же с детьми готовим отчёт в виде концерта, на котором показываем, чему мы научились за этот период, над какими темами работали. В процессе подготовки дети многое обсуждают, приходят к общему выводу, учатся обобщать.
Каждому собранию подбираю и оформляю выставку книг, журналов, иллюстраций, подходящих к данной теме. Иногда на собрание приглашаю библиотекаря, медика, психолога. Обязательно подвожу итоги работы родителей, благодарю тех, кто уделяет много внимания воспитанию детей в семье и выполняет работу в классе.
Чтобы на собрании присутствовало как можно больше родителей, и шёл более заинтересованный разговор, мы договорились, что я заранее через детей буду сообщать примерную дату собрания. Родители вправе написать, смогут ли они прийти на собрание или лучше провести его в указанный ими день. Собрав сведения, назначаем собрание на тот день, когда большинство людей свободны.
Запомнилось всем собрание - праздник на тему «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых всегда, везде хранит меня…».
Это собрание проводилось вначале учебного года. Его целью являлось сплочение родителей и детей – второклассников после летних каникул, создание условий на дальнейшую совместную деятельность единым дружным коллективом. На собрание приглашались дедушки и бабушки, папы и мамы, старшие и младшие дети семьи. Ребята сделали пригласительные билеты, в которых писали о том, что они ждут своих родных и надеятся, что в нашей школьной семье они не будут чувствовать себя гостями. Дети из картона вырезали дерево, на верхушке которого была надпись «Дерево жизни». На ветках дерева прикреплены листочки, на которых фотографии каждой семьи в полном составе. Ученики и родители сделали выставку рисунков и коллажей на тему «Моя семья». На этом празднике ещё больше узнали о своих семьях. Провели блиц – интервью со своим близкими людьми, подготовили рассказы о своих семьях, сценарий, где главной героиней – феей была Шихова Кристина. Все с удовольствием участвовали в разнообразных конкурсах, пели любимые песни детей и родителей, бабушек и дедушек.
Интересно прошло собрание на тему «Роль семьи и школы в формировании у ребёнка интереса к учению». Форма проведения - интеллектуальный марафон. Для участия выбирались две команды из числа детей и родителей. Каждая команда получила диплом за участие в конкурсе и сладкие призы.
Собрание «Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребёнка» было проведено в виде круглого стола. Родители обменивались мнениями по развитию читательского интереса, работали с памятками, подготовленными учителем, велось их обсуждение и анализ. Перед собранием была проведена подготовительная работа: анкетирование детей и родителей, анализ читательских интересов, который проводил сельский библиотекарь, конкурс на лучшего чтеца. На собрании были вручены родителям поздравительные письма за победу их детей в читательском конкурсе.
Добиваясь, единства семьи и школы в создании воспитательного процесса часто вспоминаю выражение: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому». А этих домов у них теперь два: со мной и с родителями, значит, мы должны быть едины в требованиях, заботах, стремлениях.
Стараюсь ненавязчиво соединять их воедино с помощью самых разных мероприятий. Так одним из них в 1 классе было задание нарядить новогоднюю ёлку. Предлагалось включиться в игру – соревнование «Добрые дела творят чудеса, трудиться весело не скучно». Дети увидели нарисованную на плакате новогоднюю ёлку. Ёлка пока была без игрушек, но с ней рядом Дед Мороз с мешком, а в мешке конверты с фишками. В классе эти фишки можно обменять на игрушки и повесить на ёлку. Чем лучше мы трудимся, чем больше участвуем в делах класса, тем ярче и наряднее ёлка. Родители невольно вникают в дела детей, так как дети сами просят посмотреть на их работу. Каждый помнит свои игрушки, показывает их родителям и старшим братьям. А чтобы направить членов семьи в русло дружбы, все получают право на коллективное изготовление гирлянд. Эта работа проходит на таком энтузиазме, что два месяца дают ошеломляющий результат: и учёба движется успешно, и заставлять никого не надо, так как не скучно, и родители вместе с остальными членами семей вовлечены в общее дело. В конце игры дети находят в мешке Деда Мороза приглашение на классное новогоднее представление, которое приготовили родители и ребята класса, который с ним вместе занимался (ведь дети учатся в сдвоенном классе). Снегурочка с Дедом Морозом на празднике в классе раздаёт всем подарки, которые приготовили учитель вместе с родителями.
Вместе с родителями проводим праздник первой оценки, «Посвящение в ученики», «До свидания, начальная школа», «Книга - твой друг, «Без труда не проживёшь, «Земля на зёрнышке стоит» и т. д.
Очень нравится работа по проведению семейных праздников. Когда в школу идут все - и старшие, и младшие – идут не как зрители, а как участники. Родители готовят сценки, разучивают песни, готовят сюрпризы для детей и друг друга. Наши праздники включают в себя викторины, загадки, конкурсы, танцы, рекламу, подарки, чаепитие. Прекрасно прошёл праздник «Семья для Домовёнка». Играючи дети узнали о семейных традициях, реликвиях, о мастерах- волшебниках своей семьи. Запомнились и такие праздники: «О матерях можно говорить бесконечно», «Моя родословная», «Праздник Дружбы», «Папа, мама, я – читающая семья».
Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут. Некоторые популярные телевизионные передачи стали неотъемлемой частью наших внеурочных мероприятий. Это «Брейн-ринг», звёздный час «Я люблю тебя, Россия», «Устами младенца», «Крестики- нолики», «Своя игра». Отдельно стараюсь привлекать к работе отцов. Например, замечательно прошла игра, посвящённая Дню защитника Отечества, в которой участниками были папы и их дети. Какой счастливой была ученица 2 класса Сафрыгина Полина, когда ей и её папе вручили связку красивых шариков, а также диплом победителей и сфотографировали на память. Папы также с удовольствием участвуют в спортивных состязаниях. Дети видят, какие у них папы сильные, ловкие и очень ими гордятся.
Много интересных дел на счету родителей. Замечательно прошёл конкурс «Супершкольница», который от всей души подготовила родительница Горбунова Ольга Павловна, мальчишки были в восторге от своих очаровательных одноклассниц. Мои родители вместе с детьми принимают активное участие в конкурсах газет, рисунков, стихов, фотоснимков, рассказов. В этом году все второклассники участвовали в районных конкурсах . Рассказ Олейник Яны был помещён в сборник рассказов « О доброте», а Абрамова Настя заняла 1 место в конкурсе рисунков в номинации «Моя семья». Родители также приняли участие в конкурсе «Воспоминание о пионерских годах». Многие даже посвятили стихи данному событию. Вова Огнев в своем сочинении написал, что он гордиться своей мамой и немного ей завидует в том, что она была пионеркой. Экскурсии на предприятия, посещение театра, походы в лес и т.д. не обходятся без родителей. В работе с родителями я опираюсь на родительский комитет, с помощью которого подключаю к работе всех родителей. Встречи с передовиками производства, беседы с родителями, экскурсии на их место работы оставляют неизгладимый след в сердцах ребят, учат их уважению к людям труда, будят желание трудиться на пользу своей семьи и общества в целом.
С особой заботой, вниманием дети относятся к людям старшего поколения. Так как дедушки и бабушки уже не заняты на работе, то они имеют возможность чаще бывать в школе. Для бабушек был проведён «Огонёк». Накануне ребята писали сочинения о бабушках, приносили из дома фотографии, готовили концерт, где выполняли их музыкальные заявки. Прослушав сочинение Кучеренко Маши о дедушке - ветеране, решили всем классом сходить к нему в гости и подарить сувенир.
Родители и дети моего 4 класса творческие и отзывчивые люди. Сколько фантазии они проявляли в организации дней рождения детей! Были и красочные телеграммы, посвящённые каждому ребёнку, и пожелания имениннику от всех детей класса и желанные игрушки. Родители именинников приносили сладости. Дети же для каждого ребёнка готовили концерт. А для ребят, у которых День Рождения летом, было организовано путешествие по стране «Именинии» в конце мая. Это путешествие так же проходило вместе с родителям.
Можно сделать вывод, что праздники и подготовка к ним дают много возможностей для общения детей и родителей. В это время выявляются способности детей, их привязанности. Стало уже традицией последний день учёбы делать днём открытых дверей для родителей. К этому дню мы тщательно готовимся. Строим занятие так, чтобы мамы и папы, бабушки и дедушки и даже старшие братья и сёстры поняли, как многому мы научились за год. Но главное родители видят, что дети учатся здесь не только писать, считать, но и быть пытливыми, любознательными, добрыми, отзывчивыми. А достигается это благодаря совместному труду учителя, учеников и родителей. Все самые запоминающиеся события, происходящие в нашем классе запечатлены в альбомах. Фотографии делают родители, учитель и дети. С родителями и детьми встречаюсь на каникулах, это наиболее приятное время для неформальных встреч, ставших для нас приятными и ожидаемыми. Рабочая, деловая часть визита включает в себя знакомство с условиями проживания ребёнка, рабочим местом школьника, с составом его семьи. Уделяется внимание правильной организации рабочего места. Общение с членами семьи во второй части визита за чаем в свободной беседе, не менее ценно и полезно. Формируется контакт «взрослый- взрослый», касающийся каждого участника общения, так необходимый и для самых младших, не всегда замечающих в учителе подобного себе, земного, чуткого понимающего человека. Приходя после каникул в школу, ребёнок ожидает увидеть в классе хорошо знакомого ему, благожелательного взрослого человека, друга.
Неоценимую помощь оказывают родители в оформлении класса, изготовлении пособий, таблиц, плакатов, картин. Каждый год помогают делать ремонт, а чтобы класс был уютным, выращивают комнатные цветы, даже сшили красивые шторы.
Итогом четырёхлетней совместной работы является праздник «До свидания, начальная школа». Здесь подводятся итоги развития коллектива в начальной школе, проводится парад успехов, достижений, талантов детей и родителей, экскурсия по фотовыставке «Мы счастливые, потому что мы вместе». В 5 класс всегда отправляю детей с напутствием: «Вас там ждут и многому научат, а я всегда буду рада вам, и мой класс остаётся вашим домом». И верно, ребята долго не забывают свой класс, приходят к моим новым ученикам. Так продолжается цепочка, к ней присоединяются новые звенья, и теперь уже они - ученики среднего звена – помогают мне и моим малышам становиться учениками и друзьями.
Считаю, что такая продуманная с родителями работа даёт хорошие результаты. Многие дети успешно учатся, воспитанные, дружные, трудолюбивые. Хорошо налаженное взаимодействие семьи и школы даёт возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для формирования и развития здоровой полноценной личности, а так же формирует потребность у семьи в непосредственном общении с теми людьми, которые помогают стать настоящими родителями.
Итак, можно сделать вывод: ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими, сложнейшими задачами становления человека. Школа должна пригласить семью к сотрудничеству, считаясь с её возможностями. Семья же должна рассматривать школу как своего друга в деле воспитания ученика.